Краткое содержание:научиться понимать стратегию поведения обидчика в семье, направленную на то, чтобы избежать последствий своих действий.
Методика:выполнение упражнения в группах по 3—4 человека.
Учебные пособия:флип-чарт, фломастеры, раздаточный материал «Психология и стратегия обидчиков»
Продолжительность:20—25 минут (групповая работа), всего не менее 60 минут
Участников просят разбиться на небольшие группы для обсуждения следующих вопросов:
1. Какую стратегию, судя по моему опыту, выбирают обидчики, чтобы избежать последствий своих действий или оправдать их?
2. Как я воспринимаю эту стратегию, и какую контрстратегию использую?
Нужно собрать ответы, обсудить и записать их, чтобы после окончания работы их можно было использовать в групповой работе.
Примечание для тренера:
Результаты, полученные участниками, должны быть дополнены тренером, который может использовать для этого раздаточный материал «Психология и стратегия обидчика», раздав его участникам.
Тема С. Оценка опасности.
Введение
Задача данного раздела — повысить уровень знаний сотрудников правоохранительных органов (а также сотрудников судебной системы и смежных областей, которые могут выполнять это упражнение) об опасности, которую представляют обидчики, и изучить и определить критерии оценки их опасности.
Это особенно важно для ответа на вопрос о том, должна ли полиция задерживать виновников насилия. Цель этих аспектов подготовки состоит в том, чтобы к проявлениям насилия относились серьезно, профессионально, учитывая, что это позволяет предотвратить совершение более тяжкого преступления, - в частности, убийства. Как правило, серьезные проявления насилия не возникают “на пустом месте”; зачастую им предшествуют определенные сигналы, причем во многих случаях виновники насилия заранее сообщают о своих намерениях. Особенно высокая степень риска возникает в период раздельного проживания, когда совершается большинство серьезных актов насилия. Поэтому очень важно распознавать сигналы, свидетельствующие об усилении опасности.
Задачи:
Научиться распознавать сигналы усиления опасности насилия.
УПРАЖНЕНИЕ 1: Оценка опасности
Методика: пример из практики, работа в группе, обсуждение
Учебное пособие:флип-чарт, раздаточный материал “Оценка опасности”
Продолжительность:60 минут
Тренер рассказывает о реальном случае из практики, чтобы проиллюстрировать ситуацию и действия особо опасного обидчика.
Тренер просит участников разбиться на небольшие группы, обсудить приведенный пример и ответить на следующие вопросы:
1. Насколько опасным я считаю виновника насилия?
2. Какие критерии использую для оценки опасности, и почему?
Затем тренер записывает ответы на флип-чарте и начинает общее обсуждение. Наконец он раздает материал “Критерии оценки опасности” и сравнивает его содержание с ответами группы.
Примечание для тренера:
Важно использовать реальный случай из практики, связанный с нанесением тяжких телесных повреждений или даже с убийством. В конце упражнения тренер должен рассказать участникам, чем закончилось дело. Такой подход может показаться слишком жестким, но, борясь с насилием, необходимо по возможности предотвращать убийства и тяжкие телесные повреждения, а это означает, что представители соответствующих профессиональных групп должны научиться оценивать ситуацию. Сотрудники милиции и судебной системы должны серьезно относиться к соответствующим критериям.
Тема D. Показания пострадавшей / свидетеля.
Введение
В большинстве стран насилие в отношении женщин являются преступлением, в том числе и в семье. Однако это не значит, что в каждой стране обидчику действительно обязательно предъявляется обвинение, и он преследуется в судебном порядке. Это позволяет оказывать давление на женщин, поскольку означает, что именно они должны взять инициативу в свои руки и сами предъявить обвинение обидчику, от которого они часто зависят. Государство должно предъявлять обвинения за насилие и преследовать виновных в судебном порядке.
Принцип, который заключается в том, что государство, а не пострадавшая, должно возбуждать дело против виновника насилия, провозглашен во многих международных документах. Комиссия Организации Объединенных Наций по борьбе с преступностью и уголовному судопроизводству, разработала типовые стратегии, утвержденные Генеральной Ассамблеей. В принятой по этому вопросу Резолюции говорится:
«Ответственность за предъявление обвинения несут органы прокуратуры, а не женщины, подвергшиеся насилию» (ООН 1997 г., Резолюция 52/86, Раздел II, Уголовное производство).
Предъявление обвинения и беседа в милиции сопряжены с чрезвычайно сильным эмоциональным стрессом. Поэтому необходимо, чтобы представители системы правосудия проходили специальную подготовку.
Задачи
Цели данного раздела — обеспечить лучшее понимание положения пострадавших сотрудниками прокуратуры и судов; отработать практические навыки проведения беседы с пострадавшими с учетом ситуации. Кроме того, в данном разделе содержится информация о необходимых составляющих беседы.