Краткое содержание:Работа в парах помогает участникам понять, что такое стокгольмский синдром.
Методика:Работа в парах, обсуждение.
Учебные пособия:флип-чарт, фломастеры.
Продолжительность:50 минут (10 минут работы в парах, 40 минут обсуждения и теоретического занятия)
Преподаватель просит участников представить себе следующую ситуацию:
Вы пошли в банк, чтобы снять деньги со счета, потому что завтра уезжаете в отпуск, и взяли с собой трехлетнюю дочь. Внезапно в банк врываются два бандита с криками: “Всем лечь!” Они велят кассиру передать им деньги. Один из бандитов наставляет свой револьвер на кассира, а другой — на клиентов банка, которые лежат на полу. Затем на улице раздается сирена милицейской машины. Бандиты оказываются в ловушке. Они решают сопротивляться и взять в заложники всех, кто находится в банке.
Описав ситуацию, тренер просит участников разбиться на пары и в течение десяти минут обсудить следующие вопросы:
1. Что бы я сделал в этой ситуации? Какие чувства я бы испытывал? (эмоциональный уровень)
2. Какие мысли пронеслись бы у меня в голове, и что я был бы намерен предпринять? (когнитивный уровень)
3. Что бы я сделал? (уровень деятельности)
Затем участники рассказывают всей группе о результатах работы в парах. Тренер записывает результаты на флип-чарте с разбивкой по трем вышеупомянутым уровням.
Наконец тренер просит всю группу обсудить, каковы были бы ожидания от полиции, если бы они оказались заложниками, и что способствовало бы появлению чувства безопасности.
Примечание для тренера:
После выполнения этого упражнения участники получают раздаточный материал “Стокгольмский синдром”, и тренер объясняет его содержание и указывает на связь с домашним насилием. Кроме того, важно обсудить, в чем нуждаются жертвы в такой ситуации, чтобы обращаться за помощью и принимать ее.
Тема В. Оценка опасности.
Введение
Задача данного раздела — повысить уровень знаний работников правоохранительных органов (а также судебной системы и смежных областей, которые могут выполнять это упражнение) об опасности, которую представляют виновники насилия, изучить и определить критерии оценки опасности. Это особенно важно для ответа на вопрос о том, должна ли милиция задерживать виновников насилия. Цель обоих аспектов подготовки состоит в том, чтобы к проявлениям насилия относились серьезно, профессионально, учитывая, что это позволяет предотвратить совершение более тяжкого преступления, - в частности, убийства. Как правило, серьезные проявления насилия не возникают “на пустом месте”; зачастую им предшествуют признаки их неизбежности, причем во многих случаях виновники насилия заранее сообщают о своих намерениях. Особенно высокая степень риска возникает в период раздельного проживания, когда совершается большинство серьезных актов насилия. Поэтому очень важно распознавать признаки усиления риска насилия.
Методика:Пример из практики, работа в группе, обсуждение.
Учебное пособие:флип-чарт
Продолжительность:60 минут
Тренер рассказывает реальный случай из практики, чтобы проиллюстрировать ситуацию и действия особо опасного обидчика.
Тренер просит участников разбиться на небольшие группы, обсудить приведенный пример и ответить на следующие вопросы:
1. Насколько опасным я считаю виновника насилия?
2. Какие критерии использую для оценки опасности, и почему я выбрала эти критерии?
Затем тренер записывает ответы на флип-чарте и начинает общее обсуждение. Наконец он раздает “Критерии оценки опасности” и сравнивает содержание с ответами группы.
Тема С. Собеседование с пострадавшими.
Введение
В большинстве стран проявления насилия в отношении женщин являются преступлением, в том числе и когда они происходят в семье. Однако это не значит, что в каждой стране виновнику насилия действительно предъявляется обвинение, и он преследуется в судебном порядке. Это позволяет оказывать давление на пострадавших, поскольку означает, что они должны взять инициативу в свои руки и сами предъявить обвинение обидчику, от которого они часто зависят. Государство должно предъявлять обвинения за проявления насилия и в судебном порядке преследовать обидчиков в семье.
Принцип, который заключается в том, что государство, а не пострадавшая, должно возбуждать дело против обидчика, провозглашен во многих международных документах. Комиссия Организации Объединенных Наций по борьбе с преступностью и уголовному судопроизводству разработала типовые стратегии, утвержденные Генеральной Ассамблеей. В принятой по этому вопросу Резолюции говорится:
Ответственность за предъявление обвинения несут органы прокуратуры, а не женщины, подвергшиеся насилию. (ООН 1997 г., Резолюция 52/86, Раздел II, Уголовное производство).
Предъявление обвинения и допрос в милиции сопряжены с чрезвычайно сильным эмоциональным стрессом. Поэтому необходимо, чтобы сотрудники проходили специальную подготовку по этому аспекту своей работы.
Задачи
Цель данного раздела — обеспечить лучшее понимание сотрудниками милиции положения женщин, пострадавших от насилия, и отработать практические навыки проведения собеседования с ними с учетом ситуации. Кроме того, в данном разделе содержится информация о необходимых составляющих собеседования с пострадавшими.