Цель: изучить разные способы интервенции; сравнить теоретические возможности с реальным положением дел
Метод: конкретный пример из опыта работы тренера; раздаточный материал 18 «Четыре эффективных способа интервенции от лица пострадавших от домашнего насилия»
Время: ЗО минут
Тренер представляет историю домашнего насилия реальной женщины, не упоминая об ее исходе. Профессионалы обсуждают возможности оказания помощи в такой ситуации. После этого тренер рассказывает о том, какие выходы были найдены и какие способы интервенции применялись.
УПРАЖНЕНИЕ 2: Оценивание степени опасности ситуации, в которой находится пострадавшая.
Цель: определить факторы, необходимые для оценивания степени опасности положения пострадавшей
Метод: «мозговой штурм», дискуссия
Оборудование: флип-чарт, фломастеры, раздаточный материал 19 «Предварительная оценка и 26 вопросов для оценивания опасности со стороны обидчика»
Время: 1 час
Тренер просит участников составить список вопросов, которые они задали бы пострадавшей с целью оценивания степени опасности со стороны обидчика. Тренер записывает их на большом листе. Затем участники должны назвать факторы / показатели, которые могут свидетельствовать об очень высокой степени опасности для пострадавшей. Это тоже записывается на листе флип-чарта.
Наконец, тренер раздает материал 19 «Предварительная оценка и 26 вопросов для оценивания степени опасности со стороны обидчика», и группа работает над ответами на эти вопросы.
Если положительный ответ прозвучал более 13 раз, можно говорить о высокой степени опасности для жизни и для здоровья.
УПРАЖНЕНИЕ 3: План безопасности.
Цель: составить план безопасности для пострадавшей
Метод: работа в группах, дискуссия
Оборудование: флип-чарт, фломастеры, раздаточный материал 20 «Вопросы для выявления потребностей и стратегий, связанных с безопасностью пострадавшей» и раздаточный материал 21 «План безопасности».
Время: 1 час (30 минут на работу в 2-3 группах)
Тренер просит участников распределиться в малые группы для работы над следующими вопросами:
· Каким образом я составлю план безопасности для пострадавшей?
· Какие вопросы я задам ей?
· Как может выглядеть план безопасности?
Отчеты малых групп записываются на листе флип-чарта. После этого тренер раздает материал 20 «Вопросы для выявления потребностей и стратегий, связанных с безопасностью пострадавшей» или делает дополнения на основе этого материала.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ
БЕЗОПАСНОСТИ И СТРАТЕГИЙ БЕЗОПАСНОСТИ
· Что Вы предпринимали ранее, чтобы защитить себя и детей?
· Помогло ли Вам это?
· Поможет ли это сейчас?
· Как Вы думаете, что Вам нужно сейчас для безопасности?
· Как я могу Вам помочь?
· Что еще может помочь Вам? Каким образом?
· Поможет ли такой способ защиты не сталкиваться с обидчиком?
После того как подготовлены основные вопросы, участники обсуждают способы разработки плана безопасности, по возможности используя раздаточный материал 21 «План безопасности». Следует различать ситуации, в которых женщина ушла от обидчика, и те, в которых обидчик был удален из дома.
ТЕМА 7. НАВЫКИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ.
Введение
Этот раздел посвящен проблемам, с которыми профессионалы сталкиваются, консультируя женщин, подвергающихся домашнему насилию. В таких случаях на готовность пострадавшей говорить о своем опыте и принимать помощь решающее влияние оказывают внешние обстоятельства ее жизни.
Настоящий раздел нацелен на поощрение профессионалов к активным и позитивным действиям.
Прежде всего, участники должны учитывать следующее:
· не существует единственно правильного решения в случаях домашнего насилия
· профессионалы уж компетентны в своей области, но, тем не менее, нет предела совершенству
· каждая женщина имеет право на безопасность
· разговор о собственных предубеждениях может стать первым шагом к их искоренению
Цели:
· Определить препятствия, с которыми профессионалы вынуждены иметь дело, работая с пострадавшими
· Наметить подходы к преодолению этих препятствий
· Сделать обзор видов поддержки и информации для женщин, подвергающихся насилию, который может им предоставить определенная группа профессионалов