Краткое содержание:цель данного упражнения — представить себе и понять положение пострадавшей во время ролевой игры.
Методика:ролевая игра в составе малых групп, обсуждение
Учебное пособие:флип-чарт
Продолжительность:60—90 минут
Тренер просит участников разбиться на группы по три человека.
Роли:
Избитая женщина
Милиционер
Наблюдатель
Ситуация:
Женщина, избитая мужем, приходит в отделение милиции. У нее есть травмы. Она говорит, что боится возвращаться домой.
Ролевая игра должна продолжаться 15—20 минут, после чего участники возвращаются к обсуждению, отвечают на вопросы и обсуждают замечания, записанные наблюдателем.
Вопросы для обсуждения:
Вопросы к женщине:
Какие чувства Вы испытывали?
Трудно или легко Вам было говорить о насилии?
Что Вам помогало? Что не помогало?
Чего бы Вы хотели?
Вопросы к милиционеру:
Какие чувства Вы испытывали?
Трудно или легко Вам было выслушать рассказ?
Какие наблюдения Вы сделали?
Наконец все участники обсуждают результаты работы небольшой группы.
УПРАЖНЕНИЕ 2: Должен ли я предъявить обвинение?
Краткое содержание:задача данного упражнения — понять, почему пострадавшие от насилия часто не хотят предъявлять обвинение.
Методика:коллективное решение проблемы в составе двух групп, обсуждение
Учебные пособия:флип-чарт, раздаточный материал «Понимание нежелания пострадавшей от насилия давать показания»
Продолжительность:60 минут
Тренер просит участников разбиться на две группы и обсудить следующую ситуацию:
Женщина подверглась физическому насилию со стороны мужа. Она размышляет о том, предъявить ли ему обвинение.
Группа 1возражает против предъявления обвинения, Группа 2 выступает за предъявление обвинения. Группы обсуждают следующие вопросы:
Группа 1:
Каковы причины отказа от предъявления обвинения?
Что мешает предъявить обвинение?
Что мешает женщине это сделать?
Группа 2:
Какие причины заставляют предъявить обвинение?
Как упростить ей предъявление обвинения?
Что нужно женщине, чтобы это сделать?
Обе группы записывают свои выводы на флип-чарте и представляют их другим участникам. Каждая группа должна постараться убедить другую группу в своей правоте и обоснованности своей аргументации.
Примечание для тренера:
Данное упражнение поможет понять колебания женщины, пострадавшей от насилия. При этом участникам не менее важно понять, что общество и государственные институты относятся к проблеме так же двойственно, как и пострадавшие. Очень часто нам трудно бывает принять решение о том, как лучше поступить и что мы должны посоветовать женщине. Как и при принятии любого решения, задача в данном случае состоит в том, чтобы учесть все факторы за и против каждого решения.
При выполнении упражнения каждая группа может обсуждать оба набора вопросов.
УПРАЖНЕНИЕ 3: Собеседование с женщиной, пострадавшей от насилия.
Краткое содержание:Данное упражнение поможет участникам научиться задавать вопросы пострадавшим, которые носят профессиональный характер, но при этом учитывают потребности женщины.
Методика:работа в составе трех групп, обсуждение
Учебные пособия:флип-чарт, раздаточный материал «Планирование собеседования с пострадавшей; обстановка», «Основные правила собеседования с пострадавшей от насилия» и «План безопасности»
Продолжительность:90 минут
Тренер просит участников разбиться на три группы. Каждая группа обсуждает одну из следующих тем:
Группа 1: Обстановка
В какой обстановке следует проводить собеседование с женщиной, пострадавшей от насилия?
Представьте, что Вы — пострадавшая женщина, и Вы обратились в милицию. В какой обстановке Вы хотели бы оказаться?
Группа 2: Собеседование
Как Вы будете проводить собеседование?
Какие аспекты Вы затронете во время собеседования?
Какие вопросы Вы зададите?
О чем Вы предпочтете не говорить?
Группа 3: План безопасности
Каким образом Вы составили бы план безопасности вместе с женщиной?
Какие пункты он должен содержать?
Группы записывают свои выводы на флип-чарте. Затем каждая группа представляет их другим участникам.
Примечание для тренера:
Преподаватель дополняет выводы групп, используя раздаточный материал.