Каждый человек вкладывает свое понимание в смысл этих слов. Пациент может дать вам неточную информацию из-за того, что вопрос был для него неясен. Выбирайте слова и выражения пациентки при сборе информации для того, чтобы продемонстрировать уважение к ее окружению: «Когда ваш партнер (любовник, муж, любимый, бойфренд и т.п.) «ругается» с вами (ссорится, дерется, выясняет отношения и т.п.) бывает ли, что он толкает, пинает, хватает, шлепает вас?
Примечание для тренера:Приведите пример того, что женщина заявила, что не являлась пострадавшей от ДН, так как сумела ответить обидчику. В ее представлении пострадавшая не в состоянии оказать сопротивление.
Во время первого интервью специалист пытается выявить, не применялась (применяется) ли физическая сила по отношению к пациентке или принадлежащим ей и обидчику вещам (либо использовались угрозы причинения вреда).
Правило № 7. Используйте открытые вопросы, за ними задавайте дополнительные вопросы для разъяснения.
Иногда пациентам легче признать, что по отношению к ним совершается насилие, которое в их понимании не очень опасно или серьезно. Пострадавшие часто преуменьшают серьезность атак для того, чтобы психологически справиться с проблемой. Когда пациентка подтвердит, что в ее отношении совершался какой-то вид насилия, специалист может задать более прямые вопросы относительно видов насилия. Это будет рассмотрено в части об оценке проблемы.
Иногда на вопрос, что происходило с пациенткой, она будет отвечать, сообщая, почему это произошло: «Мы ругались»; «Я была в депрессии»; «Он много пьет». Выслушайте внимательно и затем снова попросите рассказать, что произошло, когда возникла проблема.
Умение слушать – один из самых важных навыков выявления ДН (это верно и для оценки и вмешательства).
Часто о пострадавших говорят, что они избегают обсуждения проблемы. Однако многие из них именно говорят о насилии и часто теряют веру в помощь по причине того, что их не слушают.
Примечание для тренера:Приведите пример того, что одна пациентка периодически сообщала своему врачу, что ссоры с мужем ухудшают состояние ее диабета. Также она рассказала, как он толкнул ее, что вызвало приступ астмы. Она была вынуждена принимать больше медикаментов, вопреки разработанному ее врачом плану. На протяжении 2 месяцев она посетила врача 10 раз. Рассказывая о проблеме насилия, она получила медицинскую помощь при диабете, приступах астмы и травмах. Однако ее врач так и не среагировал на запрос о ДН.
Улучшение навыков слушания повысит уровень выявления, оценки и вмешательства.
Как начать скрининг?
Часто как пациенты, так и специалисты находят прямое расспрашивание относительно ДН без предварительной подготовки чересчур резким. Иногда заблаговременная подготовка и планирование опроса может способствовать рассказу.
При проведении скрининга, важно помнить, что многие женщины, подвергающиеся насилию, считают себя ответственными за него, виноватыми и поэтому они не захотят рассказывать об этом. В связи с этим вопросы скрининга должны быть заданы таким образом, чтобы женщина воспринимала их как часть необходимых традиционных вопросов со стороны врача. Можно использовать, например, такие фразы: «Сейчас я задам вам несколько вопросов, которые я задаю всем своим пациенткам. Эти вопросы будут касаться возможного насилия в ваших отношениях с партнером». После этого можно сказать, что многие женщины подвергаются домашнему насилию, и что насилие является одной из проблем здравоохранения. Кроме того, важно сказать женщине о том, что вы не считаете женщин ответственными за насилие, которому они подвергаются, и что вы понимаете, как трудно говорить об этой проблеме.
Многие медицинские работники не знают, какие именно вопросы следует задавать и как их правильно выстроить для того, чтобы они прозвучали корректно. Мы предлагаем здесь несколько вариантов подобных вопросов, применимых для скрининга на наличие ситуаций, влияющих на здоровье пациентки. Возможно, что в ходе практической работы, Вы придумаете и свои варианты вопросов. Покажите женщине, что Вы задаете ей вопросы не из-за любопытства, а по профессиональной причине: Вы заботитесь о ее здоровье.
Важно задавать эти вопросы женщине один на один, в отсутствие ее партнера, членов ее семьи или друзей, чтобы обеспечить ей конфиденциальность и поддержку. В противном случае женщина будет бояться рассказывать о насилии в своей семье.
Примечание для тренера:
Приведите 2-3 примера из своего опыта или приведенные ниже, адаптируя свой словарь для описания каждой группы пациентов.
· В семейной жизни женщинам иногда приходится испытывать агрессию со стороны близких людей, именно поэтому я всегда обычно задаю вопросы своим пациенткам о ДН…
· Я теперь хочу задать Вам вопрос о медико-социальных аспектах Вашей жизни. Часто именно плохие отношения в семье негативно сказываются на здоровье женщины...
· У нас работает программа помощи женщинам, пострадавшим от насилия, поэтому каждую пациентку мы спрашиваем о…
· Я не знаю, приходилось ли Вам испытать нечто подобное, но многие женщины испытывают насилие со стороны близких людей – мужей, партнеров…
· Я хочу понять, не явилось ли причиной проблем Вашего здоровья, агрессивное поведение мужа…
Прямые вопросы, которые можно задать после этого:
· Применял ли Ваш муж физическую агрессию в отношении Вас? Угрожал ли он Вам или Вашим близким?
· Унижал ли Вас муж когда-либо? Контролировал ли Ваше поведение? Запрещал Вам делать какие-либо вещи, которые Вы хотели бы делать?
· Принуждал ли муж (партнер) когда-либо Вас к вступлению в сексуальные отношения против Вашего желания?
Свяжите вопрос с тем, что пациентка уже рассказала вам:
«Вы упомянули алкоголизм мужа (темперамент, стресс и т.п.). В подобных случаях причинял ли он вам физический вред, угрожал ли он вам когда-либо?»
«У многих пациенток проблемы со здоровьем возникают из-за ссор с партнером. Знаете ли вы кого-нибудь с подобной проблемой? Случалось ли такое с вами? Происходит ли это с вами сейчас?»
Примечание для тренера:Попросите участников предложить их варианты вопросов. Как следует построить вопрос, по их мнению? Задавали ли они подобные вопросы прежде?