Мы будем использовать эти заметки позже, в ходе обсуждения клинических подходов, ответив на следующие вопросы:
1. Подвергается ли этот пациент ДН? Что врач сделал или сказал, что помогло ему узнать достаточную информацию, чтобы сделать такой вывод?
2. Если в этом случае присутствует ДН, что врач сделал или сказал, что помогло ему в оценке проблемы?
3. Что в действиях или словах врача в случае наличия ДН было эффективной реакцией на проблему?
Рекомендации тренеру: Все эти вопросы фокусируются на эффективных действиях врача. Это задумано намеренно. Даже в случае допущенных ошибок (которые можно обсудить позднее) акцент делается на успешном применении знаний.
Д. Повторите шаги А - В для каждого сценария.
Е. После окончания последнего из трех сценариев предоставьте каждой тройке 5 минут на обсуждение тех аспектов интервью, о которых они хотят поговорить (чувства, реакции и т.п.)
Обсуждение в большой группе: три сценария
(30 минут)
А. Попросите участников порассуждать о случаях в большой группе.
Рекомендации тренеру: Проводите дискуссию по каждому из случаев, опираясь на вопросы, приведенные ниже:
1. Для того чтобы начать обсуждение, можно попросить сначала поднять руки пациентов №1, а затем - врачей №1.
2. Сначала прочитайте ключевые моменты из сценария, который будет обсуждаться для того,чтобы все получили представление о случае и смогли сфокусировать внимание на вопросах и обсуждении.
3. Задавайте вопросы по очереди. Записывайте эффективные действия и слова, выявленные участниками, по каждому вопросу на доске или перекидных листах.
4. Одна из целей такого ведения этого упражнения - дать участникам осознать множественные “правильные” пути выполения задачи.
Вопросы:
1. Подвергался ли этот пациент ДН?
Что врач сказал или сделал, чтобы получить информацию и сделать подобный вывод?
2. Если в этом случае присутствовало ДН, что врач сделал или сказал, что помогло ему оценить серьезность проблемы?
3. Если в этом случае присутствовало ДН, что врач сделал или сказал, чтобы эффективно среагировать на проблему?
Подведение итогов
(5 минут)
Примечание для тренера: послеигры проведите общее обсуждение полученных знаний.
Темы для обсуждения
Одна из трудностей этой части – сохранить фокус на клинической практике. Участники могут отвлечься, обсуждая базовую информацию о ДН, юридические тонкости проблемы и т.п. Тренерам следует найти приемлемый способ краткого ответа на возникающие вопросы. Напомните участникам о главной теме семинара, посоветуйте обратиться к печатной информации после тренинга или на следующей встрече. Хорошо, если вы знаете заранее, кто из участников посещал предыдущие тренинги. В начале сессии попросите тех, кто участвовал в них, поднять руки.
Выслушайте мнения, обвиняющие жертву («она сама не совершенна – к примеру, она злоупотребляет алкоголем»). Постарайтесь прояснить, что вне зависимости от обстоятельств никто не заслуживает того, чтобы подвергаться ДН, и подобное поведение обидчика не помогает жертве решить ее проблемы.
Прислушивайтесь к культурным заблуждениям и проясняйте их по мере возникновения. (Например, «В некоторых культурах ДН является приемлемым, поэтому это не является угрозой здоровью»; «Женщины определенных национальностей настолько физически выносливы, что им не требуется медицинская помощь»).
Укажите, что если пострадавшая не соглашается на вмешательство доктора в ситуацию насилия, это означает, что она лучше осведомлена о наиболее подходящем для этого времени и способе действий. Пострадавшие часто знают лучше специалистов, какие действия наиболее подходящие для них самих, их обидчиков и окружения.
Прислушивайтесь к выражениям фрустрации от домашнего насилия, высказанным участниками, и старайтесь определить ее источник. Иногда это просто ощущение фрустрации от насилия как такового, сложности проблем, собственной неадекватности или неадекватности системы. Выразите понимание подобных чувств. Постарайтесь донести до участников, что часто фрустрация по отношению к какой-либо другой проблеме может быть вылита на жертву ДН только потому, что та оказалась рядом в тот момент.
Поощряйте установление реалистичных целей для специалистов и пациентов. Существуют определенные ограничения того, сколько они вместе могут достигнуть. Для врачей достижение эффективного реагирования на проблему может занять некоторое время особенно тогда, когда им приходится применять новые, ранее незнакомые им, принципы. Однако со временем это становится все легче. В итоге это экономит нам то время, которое мы потратили бы на повторные визиты и приемы, поскольку пациент не получил адекватной помощи в первый раз.
Возможно, ваши участники будут переживать о том, что пациентам доступна лишь небольшая часть необходимых им ресурсов. Напомните им, что они сами становятся важным звеном поддержки для пациентов.
Поощряйте сотрудничество и обмен опытом и успехами среди участников ваших групп и внутри медицинских учреждений.