Упражнение предоставляет возможность обратиться к собственному опыту и исследовать эмоции, связанные с беспомощностью, собственным бессилием и жестоким обращением со стороны обидчика / насилием.
Цели:
· Обратиться к личному опыту беспомощности, невозможности повлиять на ситуацию и пережитого насилия
· Изучить этот опыт с точки зрения получения полезной информации для профессиональной деятельности
· Осознать чувства и реакции пострадавшей.поработать с собственными реакциями
Метод: работа в малых группах, дискуссия
Оборудование: бумага, ручки , флип-чарт
Время:45 минут
Тренер просит участников вспомнить собственный опыт пережитого насилия, жестокого обращения или беспомощности и рассказать о нем в малой группе. Вначале тренеру следует объяснить участникам, что до начала упражнения они должны убедиться в том, что атмосфера в группе конфиденциальна для такой работы.
Вопросы для работы в группах:
· Можете ли Вы описать эту ситуацию? Как вы чувствовали себя в это время?
· Как Вы реагировали на ситуацию? Какова была реакция окружающих?
· Какие реакции помогли Вам, а какие – нет?
· Как Вы потом справлялись с этим опытом?
Затем идет обсуждение, котором участвует вся группа : добровольцы делятся своим опытом и мыслями. Которые возникли в процессе работы в малых группах.
Примечание для тренера:
Вы можете использовать этот метод в начале сессии с целью болльшей активизации процесса осознания участницами положения пострадавшей. Ближе к окончанию сессии это поможет лучше понять основное требование к предоставлению эффективной поддержки.
Опыт показывает, что большинство участников, выполнявших это упражнение, отрицали собственные чувства и личный опыт («случаются и худшие вещи…»).
УПРАЖНЕНИЕ 2. Динамика насилия
Цель данного упражнения – проработать фазы насилия, а также дать определение циклу насилия и обсудить его.
Цели: узнать о разных стадиях насилия и моделях насильственных отношений
Метод: « мозговой штурм» / работа в малых группах / дискуссия в большой группе
Оборудование: флип- чарт, раздаточный материал 9 «Фазы и динамика насилия»
Время: 45 минут
Это упражнение можно выполнить одним из двух способов: тренер может вести дискуссию в большой группе, используя иллюстрации «Фазы и динамика насилия» на флип-чарте – это первый способ.
В другом случае тренер распространяет раздаточные материалы среди участников с тем, чтобы они обсудили фазы и цикл насилия в малых группах.
Динамика насилия отличается тем, что фазы «примирения» сменяются фазами насилия. Важно понимать, что для обидчиков редкие фазы «примирения» и / или «хорошие поступки» являются стратегией, направленной на то, чтобы сделать женщину ещё более зависимой.
УПРАЖНЕНИЕ 3 . Признаки жестокого обращения
В этом упражнении участники изучают различные признаки, по которым можно распознать насилие в отношении женщин и детей, обсуждать эти признаки.
Цель: распознать разные сигналы, которые могут указать профессионалам на то, что женщина подвергается насилию
Метод: « мозговой штурм» / дискуссия / работа в малых группах
Оборудование: раздаточный материал 10 «Признаки жестокого обращения»
Время:45 минут
Участники рассматривают различные сигналы («свидетельства возможного насилия») и обсуждают их в большой группе.
Во время групповой дискуссии тренер просит их рассказать о том, что для них стало самым важным при обсуждении признаков насилия.
Примечание для тренера
Признаки могут служить показателями насилия, но они всегда относительны (возможно, чтобы повысился уровень чувствительности участниц по отношению к этому аспекту).
ТЕМА 4. ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИН И ДЕТЕЙ, ПОДВЕРГАЮЩИХСЯ НАСИЛИЮ.
Введение
Этот раздел посвящен положению женщины, которая живет в насильственных отношениях. В рамках раздела обсуждаются причины, которые заставляют женщину жить в этих отношениях, и те трудности, с которыми она сталкивается.
Цели:
· Понять, с какими трудностями сталкиваются женщины, которые живут с мужчиной – обидчиком («стокгольмский синдром», дети, экономические причины, религиозные и юридические барьеры): обвинение этих женщин в насилии, которое над ними совершается.
· Узнать о влиянии насилия на детей
· Узнать о конкретных ситуациях и обстоятельствах (мигранты, пожилые женщины, женщины с ограниченными физическими возможностями, и т.д.).
· Осознать необходимость уважать решение, которое выбирает женщина.
· Осознать необходимость вести работу, направленную на возвращение женщине внутренней силы: женщины не являются пассивными и беспомощными жертвами. Возможно, следует провести отдельную сессию, посвященную стратегиям, которые женщины используют в ситуациях насилия.