Стратегическая разведка США ведется четырнадцатью органами исполнительной власти США, образующими так называемое "Разведывательное Сообщество". Работа Разведывательного Сообщества (PC) де-факто началась в 1947 году после принятия Закона "О национальной безопасности" (NSA — National Security Act), провозгласившего курс на "холодную войну" с СССР, но де-юре существование скоординированного PC было оформлено только в 1992 году (т.е. после распада СССР) Законом "Об организации разведки" (ЮА — Intelligence Organization Act).
В соответствии с ЮА, в состав PC на федеративных принципах входят:
· ЦРУ;
· 8 разведывательных органов Министерства обороны (85% всего бюджета PC);
· федеральных органов исполнительной власти.
Министерство обороны США представлено в PC следующими органами.
· Разведывательное управление Министерства обороны (РУМО).
· Агентство национальной безопасности (АНБ).
· Национальное управление воздушно-космической разведки (НУВКР).
· Национальное агентство по геодезии и картографии (НАГК).
· Войсковая разведка Армии США.
· Службы разведки, наблюдения и перехвата ВВС США.
· Разведка ВМФ США.
· Разведка Корпуса морской пехоты США.
Высшие органы управления PC США имеют структуру, представленную на рис. 1.
Рис. 1. Структура управления разведсообществом США.
Помимо органов Министерства обороны, в PC входят:
· Центральное разведывательное управление (ЦРУ).
· Бюро разведки и исследований (БРИ) Государственного департамента США
· Управление разведывательного обеспечения (УРО) Министерства финансов
· Управление разведки (УР) Министерства энергетики
· Федеральное бюро расследований (ФБР)
· Разведывательная составляющая службы береговой охраны Министерства транспорта.
Таким образом, "чистой" разведкой в PC занимаются только 5 федеральных органов исполнительной власти США: РУМО, АНБ, НУВКР, НАГК и ЦРУ. Остальные 9 организаций, входящих в PC, занимаются разведывательной деятельностью с целью обеспечения своих основных функций, не имеющих прямого отношения к разведке.
Кроме перечисленных, в США имеются и некоторые другие организации и подразделения федеральных органов исполнительной власти, которые не входят в PC, но в той или иной степени занимаются разведкой и (или) контрразведкой с целью выполнения отдельных задач в своей сфере деятельности.
Работу PC координирует директор центральной, который также является директором ЦРУ и главой Штаба PC .
При Президенте США действуют следующие совещательные органы, имеющие отношение к разведке.
1. Совет по национальной безопасности (СНБ). В основной штат Совета входят: президент, вице-президент, госсекретарь, министр обороны, а также (на правах штатных советников) — начальник объединенного комитета начальников штабов (советник по обороне) и директор центральной разведки (советник по разведке). В расширенный штат Совета также входят министр финансов и советник президента по национальной безопасности. Основная функция Совета заключается в оказании помощи президенту США в выработке решений, связанных с национальной безопасностью.
2. Президентский консультативный совет по внешней разведке (ПКСВР). В ПКСВР выдвигаются шестнадцать "выдающихся граждан, не входящих в правительство США, известных своими достижениями, опытом, независимостью и честностью". ПКСВР рассматривает вопросы качества и адекватности получаемой разведывательной информации, ее анализа и вырабатываемых на ее основе оценок, контрразведывательной деятельности и других разведывательных мероприятий. Члены ПКСВР имеют доступ ко всей разведывательной информации, собираемой PC США.
3. Наблюдательный совет по разведке (НСР). Состоит из трех человек, назначаемых президентом, один из которых является председателем НСР. Основная официально декларируемая задача НСР — контроль соблюдения законности в работе PC. Члены НСР могут входить (и, как правило, входят) в ПКСВР. Оперативное управление PC осуществляет заместитель директора центральной разведки (ДЦР) по руководству сообществом. Работа DDCI/CM регламентируется Законом "О правах разведки" (Intelligence Authorization Act), принятым в 1997 году. В непосредственном подчинении DDCI/CM находятся:
4. Помощник ДЦР по сбору информации. Возглавляет Национальный совет по сбору информации, в который входят руководители разведывательных структур, финансируемых в рамках NFIP, отвечающих в своих учреждениях и организациях за сбор разведывательной информации.
5. Помощник ДЦР по аналитической работе. Возглавляет Национальный совет по аналитической работе. По аналогии с NICB, в совет NIAPB входят руководители разведывательных структур, финансируемых в рамках NFIP, которые отвечают за ведение аналитической работы в соответствующих учреждениях и организациях.
6. Старший администратор по закупкам. Контролирует приобретение PC наиболее ответственных разведсистем, а также управление закупками. Возглавляет Совет PC по закупкам.
7. Административный директор по внутренним связям PC. Возглавляет Административный штаб сообщества — технический орган, работающий в интересах ADCI/C, ADCI/AP и SAE с целью обеспечения последними выполнения возложенных на них ДЦР и его заместителем задач по управлению PC.
Административный штаб сообщества обеспечивает решение следующих задач PC:
· разработка и реализация стратегических планов PC;
· обеспечение учета интересов разведки в разрабатываемых федеральных программах и бюджетах;
· оперативное управление бюджетным процессом всего PC, включая оценку выполнения текущих программ и предоставление бюджетных запросов PC на утверждение президенту и Конгрессу США;
· соблюдение политики обработки информации, собираемой PC.
ЦРУ также называется Центральной разведкой. Учрежденное президентом Трумэном в сентябре 1947 года для координации деятельности американской разведки, ЦРУ быстро превратилось в мощнейшую организацию, занимающуюся сбором и обработкой разведывательной информации и распространяющую по миру влияние США с помощью тайных операций. Подобно КГБ, ЦРУ после окончания "холодной войны" пережило этап сокращения ассигнований и сворачивания деятельности. Однако, в отличие от КГБ, распавшегося стараниями того же ЦРУ на несколько спецслужб, что не могло не сказаться на качестве разведывательной работы, основные структуры ЦРУ были сохранены. К концу 2006 года ЦРУ имело структуру, приведенную на рис. 2
ЦРУ предоставляется исключительная самостоятельность. Ему выделяются средства, не предусмотрительные государственным бюджетом, причем за их использование ЦРУ не обязано отчитываться перед Конгрессом. Управление ежегодно имеет разрешение на натурализацию в США до 100 завербованных за границей агентов. Директор имеет право распоряжаться денежными средствами Управления по своему усмотрению, не считаясь с предписаниями об ограничении использования правительственных средств. ЦРУ добилось права на "работу" с теми, кто по частным или служебным мотивам собирается посещать бывшие страны социалистического лагеря.
Выступая в штаб-квартире ЦРУ в Лэнгли в июле 1995 года, президент Клинтон очертил перед ЦРУ круг новых задач: препятствие распространению в мире оружия массового поражения, борьба с наркоторговлей и международной преступностью, в том числе и с международным терроризмом, а также экономическая разведка (проще говоря — промышленный шпионаж).
Для обеспечения этих задач в структуру ЦРУ были внесены соответствующие изменения и в жизни организации начался подъем. Однако отток кадров, вызванный реорганизацией ЦРУ в начале 90-х годов, которому, помимо внутренних проблем ЦРУ, способствовал бурный рост экономики США, особенно в высокотехнологичных областях, сказался на качестве работы ЦРУ. Например, в Разведывательном управлении подавляющее большинство аналитиков имеют опыт работы не более пяти лет. Примерно
такая же картина и в других управлениях — изменились не только задачи организации, но и ее "человеческий фактор". А это означает, что возможности и влияние ЦРУ по сравнению с другими разведывательными структурами, прежде всего военными, несколько снизились. И хотя после событий 11 сентября 2001 года PC в целом и ЦРУ, в частности, не испытывают недостатка в добровольцах, желающих посвятить свою жизнь работе в разведке, по американским меркам она давно уже перестала быть престижной.
Рис. 2. Структура ЦРУ к концу 2006 года
ЦРУ подразделяется на управления, которые возглавляют заместители директора ЦРУ по соответствующим направлениям.
Разведывательное управление занимается оценкой поступающей информации, ее анализом, подготовкой разведсводок и их рассылкой.
Оперативное управление отвечает за сбор данных общей внешней разведки, разведки связи и включает в себя службу агентурной разведки.
Научно-техническое управление ведает накоплением и обработкой информации, поставляемой его техническими службами из всех доступных источников — средств визуального наблюдения, агентурной разведки, открытых источников, радиоперехвата и т.п.
Административноеуправление также является органичной частью ЦРУ наравне с вышеупомянутыми управлениями. Оно занимается медицинским обеспечением, связью, снабжением, кадрами; отвечает за учебную подготовку и безопасность.
1.1.2. Разведывательное управление Министерства обороны (РУМО)
Разведывательное управление Министерства обороны (РУМО)— это орган боевого обеспечения Министерства обороны США, занимающий одно из ключевых мест в PC США. В штате РУМО числится более 7000 сотрудников, как военных, так и штатских, которые несут службу по всему земному шару. К основным задачам РУМО, помимо сбора и анализа информации, относится координация всей внешней разведдеятельности в военной сфере. Кроме того, РУМО играет ключевую роль в добывании информации о зарубежных системах военного назначения.
Директор РУМО является главным советником министра обороны, а также председателем Объединенного комитета начальников штабов (ОКНШ) по вопросам разведки.
РУМО имеет следующую структуру.
1. Командование.
2. Секретариат.
3. Управления:
а).Управление программ, котороекоординирует деятельность военной разведки Армии, ВВС, ВМФ, Корпуса морской пехоты, Службы береговой охраны, командных центров разведки родов войск и РУМО.
б).Управление оперативной разведки. УОР руководит всей разведработой подразделений МО по добыванию информации, а также ведет агентурную разведку в интересах МО. В УОР сосредоточена вся работа по добыванию информации в мирное время, в ходе учений, при обострении обстановки, подготовки к боевым действиям и в ходе боевых действий, необходимой Вооруженным Силам США. Кроме того, УОР отвечает за планирование работы по соответствующим направлениям в МО.
в). Центральная служба слежения занимается сбором разведывательной информации, получаемой из определенных технических источников.
г). Аналитическое управление анализирует всю получаемую информацию о наиболее развитых вооруженных силах мира с целью обеспечения доминирования США в области военной разведки. В своей работе управление использует получаемую из всех источников разведывательную информацию по региональным, транснациональным, научно-техническим, ракетно-ядерным и медицинским направлениям.
д). Управление разведки ОКНШ работает в интересах председателя ОКНШ, министра обороны, ОКНШ и объединенных командований. Основное назначение управления — обеспечение анализа разведывательной информации, поступающей РУМО во время кризисных ситуаций с участием вооруженных сил. Кроме того, управление ведет аналитическую работу в интересах МО по выявлению предкризисных ситуаций, а также выполняет запросы объединенных командований.
е). Управление военных доктрин представляет интересы разведки при разработке политических документов, регламентирующих развитие Вооруженных Сил США.
ж). Административное управление В ведении административного управления находятся службы контрразведки и внутренней безопасности, кадров, инженерного обеспечения и логистики и материально-технического обеспечения. Кроме того, в структуру Административного управления входит Учебный центр объединенной военной разведки, который обеспечивает повышение квалификации кадров офицеров и служащих МО, сотрудников других правительственных и федеральных органов, а также офицеров, находящихся за пределами США (с использованием Internet).
з). Управление информационных систем и служб отвечает за бесперебойную работу всех информационных систем РУМО, а также за закупку новых информационных технологий. Кроме того, УИСС контролирует и аттестует информационные разведсистемы МО.
и). Колледж объединенной военной разведкиготовит профессиональных разведчиков образовательных уровней "Бакалавр разведывательных наук" и "Магистр наук стратегической разведки".