Длина, ширина, надводный высотный габарит, осадка и скорость судов, плотов и составов должны соответствовать техническим данным водного пути и искусственных сооружений.
Габариты судов и составов должны быть меньше соответствующих габаритов судового хода, шлюзов и мостов на величину запасов, приведенных в приложении № 1 к настоящим Правилам.
Примечание:по габаритам составов см комментарий к пункту 166 Правил.
Суда загружаются до осадки, определяемой глубиной судового хода, но не превышающей грузовых марок, нанесенных на бортах судна. Для судов, осуществляющих разовые переходы, органы технического надзора и ГРСИ определяют максимальную загрузку исходя из условий плавания.
Комментарий: Наибольшая осадка по грузовой марке нормируется Российским Речным Регистром из расчета необходимого запаса плавучести по высоте надводного борта. Осадка определяется по рейкам осадки, грузовым маркам с учетом наименьшей глубины судового хода, характера грунта на лимитирующих перекатах района плавания судна и в соответствии с требованиями пункта 18 и приложения № 1 к Правилам.
В приложении № 1 даются минимальные запасы воды под днищем судна на стоянке, когда нет просадки. При движении судов и составов появляется просадка, которая зависит линейно от запаса воды под днищем и от скорости движения в квадрате.
Большая просадка наблюдается у судов, идущих с большой скоростью на мелководье. Она может доходить до 1 метра на малых глубинах. При снижении скорости в два раза - просадка уменьшается в четыре раза, а при снижении скорости в три раза – в девять раз. На минимальной скорости просадка может быть минимальной, меньше установленного минимального запаса воды под днищем.
Следует иметь в виду, что осадка может увеличится от крена при крутом повороте. При неизбежности таких поворотов при прохождении лимитирующих перекатов, такое приращение осадки на мелководье необходимо учитывать.
При невозможности обеспечить безопасность движения с нормируемым минимальным запасом воды под днищем, например при движении против течения, когда на малой скорости судно не может двигаться, а на большой проявляется просадка больше установленного запаса и судно не проходит перекат. В этом случае наиболее эффективным способом является частичная разгрузка судна.
При незначительной нехватке глубины в результате большой просадки иногда используют вспомогательный буксировщик, который обеспечивает основному судну возможность двигаться на пониженных оборотах и созранять управляемость. Тем самым снижается просадка и судно проходит.
По увеличению запаса воды под днищем на волнении имеется рекомендация в этом же приложении № 1.
Примечание:Определение осадки и других габаритов для судов, осуществляющих разовые переходы, см. комментарий к пункту 42 – Особая перевозка.
Загрузка судов не должна нарушать остойчивости и прочности корпуса судна. При этом она должна производится таким образом, чтобы были обеспечены круговой обзор с поста управления и видимость сигналов.
Комментарий: Загрузка судов должна производится с соблюдением технологических требований по загрузке-выгрузке каждого конкретного судна. При этом остойчивость должна контролироваться в соответствии с информацией об остойчивости.
Особое внимание следует проявлять при приеме большого количества груза на палубу: большегрузных автомобилей с грузом, груженых контейнеров в 2 яруса и других тяжеловесных габаритных грузов, которые намного повышают общий центр тяжести судна и тем самым могут снизить остойчивость до опасных пределов. Эти факторы особо опасно проявляются у судов небольшого водоизмещения.
При плавании в районах возможного волнения, груз должен укладываться, а при необходимости крепиться так, чтобы исключалась возможность его смещения при качке судна.
Опасность представляют жидкие и сыпучие грузы способные смещаться в сторону крена.
Потеря остойчивости может произойти из-за наличия воды в корпусе. При появлении малейшего крена на повороте или от действия ветра, волнения вода свободно перемещается в сторону крена, который может достигнуть опасных пределов.