Комментарий: Настоящие Правила разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, т.е. Министерством транспорта Российской Федерации на основании статьи 34.3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, принятого Государственной Думой, одобренного Советом Федерации и введенного в действие Президентом Российской Федерации.
Правила действуют на внутренних водных путях, открытых в установленном порядке для судоходства. Это значит, что они действуют в пределах границ, установленных для Бассейновых органов государственного управления на водном транспорте (БОГУ на ВВТ).
Движение судов за пределами судового хода, а также на реках и водоемах Российской Федерации за пределами границ, установленных для БОГУ на ВВТ и реках, где отсутствуют судоходная обстановка и путевая информация осуществляется при условии разработки согласованных с БОГУ на ВВТ и Государственными речными судоходными инспекциями бассейна специальных Мероприятий. При этом ставятся в известность органы местной власти, рыбоохраны, охраны окружающей среды. При движении судов на этих участках также действуют настоящие Правила плавания с учетом местных условий.
Судоходство, рыболовство, сплав леса на пограничных реках и озерах осуществляется и регулируется на основе соглашений Российской Федерации с сопредельными государствами, а при отсутствии соглашений, для соответствующей части вод – на основе правил, устанавливаемых компетентными органами по соглашению с пограничными войсками.
Границы участков с морским режимом судоходства в устьевых участках рек устанавливаются особыми соглашениями и обозначаются в навигационных картах и на местности
Термины и опредления.
2. В целях понимания настоящих Правил применяются следующие термины и определения:
судно – самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река – море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода (ст.3 КВВТ);
самоходное транспортное судно – самоходное судно, осуществляющее перевозки грузов, пассажиров и их багажа, почтовых отправлений, буксировку судов и иных плавучих объектов (ст.3 КВВТ);
скоростное судно – судно, скорость движения которого составляет 30 километров в час и более (пункт 4 ст.95 КВВТ);
Комментарий: К скоростным судам относятся суда на подводных крыльях, на воздушной подушке, глиссирующие, которые способны двигаться в режиме полного хода со скоростью относительно воды 30 км/час и более, кроме водоизмещающих. При этом полный ход устанавливается при номинальной частоте вращения (оборотах) двигателей. Водоизмещающие суда, идущие со скоростью 30 км/час и более к скоростным судам не относятся.
Скоростное судно, идущее в водоизмещающем положении в темное время суток, рассматривается как не скоростное и обязано во время движения выполнять настоящие Правила как водоизмещающее судно.
На типы скоростных судов, попадающих под определение «маломерные суда», распространяются требования настоящих Правил к маломерным судам.
маломерное судно – самоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн с главным двигателем мощностью менее 55 киловатт (75 л.с.) или с подвесными моторами независимо от мощности, парусное несамоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн, а также иное несамоходное судно (гребная лодка грузоподъемностью 100 и более килограммов, байдарка грузоподъемностью 150 и более килограммов и надувное судно грузоподъемностью 225 и более килограммов) (примечание ст. 11.7 «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях) (далее - КОАП) (собрание законодательства Российской Федерации 2002 г. часть 1, № 1, ст. 1);
Комментарий: Под регистровыми тоннами понимается вместимость судна в метрах кубических. В валовую вместимость входят объемы всех трюмов, машинно-котельного отделения, кают, хозяйственно-бытовых помещений и т.д., кроме рулевой рубки. Валовая вместимость устанавливается Российским Речным Регистром или Российским Морским регистром судоходства Регистровая тонна составляет 2.83 м3или 100 кубических футов.
Гребные лодки, байдарки и надувные суда меньше указанной в Правиле грузоподъемности считаются несамоходными судами не подлежащими регистрации в Государственной инспекции по маломерным судам.
парусное судно – любое судно, передвигающееся с помощью паруса. Судно, передвигающееся с помощью паруса и одновременно использующее свою силовую установку, следует считать самоходным судном;
Комментарий: Парусное судно, идущее под парусом и одновременно использующее свою силовую установку считается самоходным потому, что оно может маневрировать как самоходное судно. Это же судно, идущее только под парусом, будет считаться парусным несамоходным. Остановка двигателя с целью получения преимуществ парусного судна перед другим судном в момент взаимного маневрирования, может считаться нарушением пункта 16 Правил, если эта мера приведет к опасному снижению маневренности судна и возникновению аварийной ситуации.
паром – судно, предназначенное для регулярной перевозки сухопутных транспортных средств, грузов и пассажиров между береговыми пунктами;
Комментарий: Паром должен быть оборудован средствами и устройствами для погрузки-выгрузки, размещения сухопутных транспортных средств, исключающими их самопроизвольное смещение в случае крена, дифферента, удара о причал и обеспечивающими безопасную перевозку грузов и пассажиров.
плот (соединение плавучего материала) – любое сооружение и устройство, предназначенное для плавания и не являющееся судном;
Комментарий: Плот – плавучее средство, состоящее из бревен, труб и других предметов, соединенных между собой и предназначенных для их транспортировки по воде.
буксируемый состав – судно, соединение судов, плотов, буксируемые на тросе самоходными судами;
толкаемый состав – жесткое соединение судов, приводимое в движение толкачом (самоходным судном);
Комментарий к понятиям буксируемый и толкаемый составы: Буксируемые и толкаемые составы могут состоять из одного или нескольких судов. Типы и размеры судов в составах могут быть разными. Составы в зависимости от рода груза подразделяются на сухогрузные, нефтеналивные, и плотовые, которые буксируются судами, оборудованными устройствами для буксировки или толкания. Количество судов в составе определяется для конкретных условий плавания Сборником форм типовых составов для конкретного бассейна.
судно на ходу – судно, не стоящее на якоре, не ошвартованное к берегу, причалу, плавучему сооружению, другому стоящему судну и не стоящее на мели;
Комментарий: Из сказанного в данном Правиле следует, что судно не должно иметь никакой связи, крепления и т.п. с причалом, берегом, дном водоема, другим стоящим судном или каким либо предметом, при этом судно может не двигаться при отсутствии ветра и течения. Судно, дрейфующее под воздействием ветра или течения будет также считаться на ходу.
судно на стоянке – судно, стоящее на якоре, ошвартованное к берегу, причалу, плавучему сооружению или другому стоящему судну;
Комментарий: Судно будет считаться также на стоянке, когда оно, навалившись носовой частью на берег, стоит неподвижно или фиксирует свое положение работой движителей с упором в сторону берега.
судно, занятое ловом рыбы, – судно, ведущее рыбную ловлю с помощью сетей, тралов или других орудий лова, которые ограничивают его маневренность;
минимальная скорость – наименьшая скорость судна, при которой оно сохраняет управляемость в данных условиях и обстоятельствах;
Комментарий: Минимальная скорость определяет скорость движения судна при наименьшей частоте вращения движителей, при которых еще достаточно хорошо сохраняется управляемость с учетом воздействия ветра и течения, когда до минимума уменьшается гидродинамическое взаимодействие судов между собой через водную среду и обеспечиваются наиболее благоприятные условия остановки судна, т.е. уменьшается путь торможения и рыскливость.
При неблагоприятных условиях – сильный ветер, при большой парусности, течение скорость, при которой судно или состав способны управляться, может равняться среднему или даже полному ходу. При этих условиях и обстоятельствах, судно не обладает минимальной скоростью, обеспечивающей безопасность движения, например мимо стоящих у причала судов, и оно должно остановиться или воспользоваться вспомогательным буксировщиком достаточной мощности для обеспечения безопасности движения и маневрирования.
безопасная скорость – выбранная скорость, которая позволяет обеспечивать безопасное движение, маневрирование и остановку судна в пределах расстояния, требуемого сложившимися обстоятельствами;
Комментарий:Каждое судно должно всегда следовать с безопасной скоростью, с тем, чтобы оно могло предпринять надлежащие и эффективные действия для обеспечения безопасности плавания при существующих условиях и обстоятельствах. Слово «безопасная» в термине «безопасная скорость» следует понимать в относительном смысле. Это значит, что скорость, с которой следует судно, можно считать безопасной, если она выбрана судоводителем применительно к определенным, конкретным обстоятельствам и условиям плавания. При этом, выбранная судоводителем скорость должна быть безопасной для своего судна и для других судов, в том числе и стоечных плавучих средств.
Исходя из выше сказанного, конкретная величина безопасной скорости в Правилах плавания не указывается. В одних и тех же внешних условиях и обстоятельствах плавания для разных типов и размеров судов она будет различна.
Для одного и того же судна, но в различных условиях и обстоятельствах она также будет различна.
В общем можно сказать, что величина безопасной скорости может колебаться от минимальной, при которой судно сохраняет управляемость, до максимальной, например для избежания удара о берег при сильном навальном ветре.
Правила плавания только для нескольких конкретных случаев предписывают величину безопасной скорости - «осуществлять движение на пониженной скорости (вплоть до минимальной)», «уменьшить скорость до минимальной»: при расхождении в условиях ограниченной видимости, движении по участкам с ограниченными габаритами судового хода, мимо причалов, стоящих судов и доков, при приближении к откосам канала или берегу, пляжей и мест отдыха, а также на участках пути, где скорость движения ограничена документами, определяющими особенности движения судов в бассейне.
При выборе безопасной скорости среди других факторов судоводителям необходимо учитывать:
- соотношение габаритов пути и судна;
- наличие и интенсивность движения судов в данном районе;
- маневренные возможности судна;
- гидрометеорологические условия (ветер, течение, волнение);
- состояние видимости и наличие фона освещения как от береговых, так и от собственных огней;
- наличие и состояние знаков навигационного оборудования судовых ходов.
пропуск – частный случай расхождения, когда хотя бы одно из судов остановилось или уменьшило скорость до минимальной;
судовой ход – часть водного пространства на внутреннем водном пути, пригодная для движения судов, обозначенная на местности и (или) карте;
ограниченная видимость - визуальная видимость менее 1,0 км.