Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ОСОБЕННЫЕ СРЕДСТВА БОРЬБЫ С ГРЕХАМИ



1. Для того, чтобы не впадать в обман, надо не доверять никому и ничему; а только одному разу­му; для того, чтобы не впадать в соблазн, надо не оправдывать поступков, противных истине, жизни; для того, чтобы не впадать в грех, надо ясно пони­мать, что грех есть зло и лишает человека не толь­ко его истинного блага, но и блага личного и про­изводит зло в людях, и, кроме того, знать ту после­довательность грехов, в которой надо бороться с ними.

2. Но люди знают это и все-таки впадают в грех. Происходит это от того, что люди не знают вполне ясно, кто они такие, что такое их я, или забывают это.

3. Для того же, чтобы больше и больше, яснее и яснее узнавать себя и помнить о том, кто такое че­ловек, есть одно могущественное средство. Сред­ство это есть молитва.

 

О МОЛИТВЕ

1. С древних времен признано, что для человека есть необходимость молитвы.

2. Для людей прежнего времени молитва была и теперь остается для большинства людей обращени­ем при известных условиях, в известных местах, при известных действиях и словах — к Богу или бо­гам для умилостивления их.

3. Христианское учение не знает таких молитв, но учит тому, что молитва необходима не как сред­ство избавления от мирских бедствий и приобре­тения мирских благ, а как средство укрепления человека в борьбе с грехами.

4. Для борьбы с грехами человеку нужно пони­мать и помнить о своем положении в мире и при совершении каждого поступка оценивать его для того, чтобы не впасть в грех. Для того и другого нужна молитва.

5. И потому молитва христианская бывает двоя­кая: та, которая уясняет человеку его положение в мире, — молитва временная, и другая — та, которая сопутствует каждому его поступку, представляя его на суд Богу, проверяя его, — молитва ежечасная.

 

МОЛИТВА ВРЕМЕННАЯ

1. Молитва временная это такая молитва, кото­рою человек в лучшие свои минуты, отвлекаясь от всего житейского, вызывает в себе наиболее ясное сознание Бога и свое отношение к нему.

2. Это та молитва, про которую говорит Хрис­тос в 6-ой главе Матфея, противополагая ее мно­гословным и публичным молитвам фарисеев, и для которой необходимым условием ставит уединение. Слова эти показывают людям, как не надо молить­ся.

3. Молитва же «Отче наш», так же как и та мо­литва, которой Христос молился в Гефсиманском саду, показывает нам, как надо молиться и в чем должна состоять та истинная временная молитва, которая уясняя сознание человека об истине его жизни, об его отношении к Богу и его назначении в мире, укрепляет его духовные силы.

4. Такою молитвою может быть выражение сво­ими словами своего отношения к Богу; но такою же молитвою было и всегда будет для всех людей повторение выражений мыслей прежде нас жив­ших людей, высказывавших свое отношение к Богу и единение душой с этими людьми и с Богом. Так Христос молился, повторяя слова псалма, и мы истинно молимся, повторяя слова Христа, и не только Христа, — Сократа, Будды, Лао-Тсе, Паска­ля и др., если мы переживаем то духовное состоя­ние, которое переживали эти люди и выразили в своих дошедших до нас выражениях.

5. И потому истинная временная молитва будет не та, которая будет совершаться в определенные часы и дни, а только та, которая совершается в минуты высшего душевного настроения, такие ми­нуты, которые находят на каждого человека, кото­рые иногда вызываются страданиями или бли­зостью смерти, иногда же приходят без всякого внешнего повода и которыми человек должен до­рожить как высшей драгоценностью и пользовать­ся ими для все большего и большего уяснения сво­его сознания, потому что только в эти минуты со­вершается наше движение вперед и приближение к Богу.

6. Совершаться такая молитва не может ни в собраниях, ни при внешних воздействиях, а непре­менно при совершенном уединении и свободе от всякого внешнего, рассеивающего влияния.

7. Молитва эта есть та молитва, которая движет человека от низшей ступени жизни к высшей; от животного к человеку, от человека к Богу.

8. Только благодаря этой молитве человек поз­нает самого себя, свою божественную природу и чувствует те пределы, которые связывают его бо­жественную природу, и, чувствуя их, стремится разорвать их и этим стремлением расширяет их.

9. Это та молитва, которая, уясняя сознание, делает для человека невозможными грехи, в кото­рые он впадал прежде, и представляет ему грехом то, что прежде и не казалось ему греховным.

 

МОЛИТВА ЕЖЕЧАСНАЯ

1. В своем движении от животной жизни к жиз­ни истинной и духовной, в своем рождении к но­вой жизни, в борьбе своей с грехом, всякий чело­век всегда находится к греху в трех различных от­ношениях: одни грехи побеждены человеком, они как пойманные звери сидят на цепи и только из­редка своим рычанием напоминают о себе, о том, что они еще живы. Эти грехи назади. Другие грехи такие, которые человек только что увидал; такие поступки, которые он делал всю жизнь, не считая их грехами, и греховность которых только что уви­дал вследствие уяснения своего сознания в времен­ной молитве. Человек видит греховность этих пос­тупков, но он так привык их совершать, так недав­но и неясно еще увидал греховность этих дел, что еще и не пытается бороться с ними. И есть третий род дел, греховность которых человек ясно видит, с которыми уже борется и которые иногда совер­шает, поддаваясь греху, иногда не совершает, по­беждая грех.

2. Для борьбы с этими-то грехами и нужна мо­литва ежечасная. Молитва ежечасная состоит в том, что она напоминает человеку во все минуты его жизни, при всех поступках его, в чем его жизнь и благо, и потому в тех делах жизни, в которых человек еще властен победить животную природу духовным сознанием, содействует ему в этом.

3. Молитва ежечасная есть постоянное сознание присутствия Бога, есть постоянное во время посланничества сознание посланником присутствия пославшего.

4. Рождение к новой жизни, освобождение себя от уз животной природы, освобождение себя от греха совершается только медленными усилиями. Временная молитва, освещая сознание человека, открывает ему его грех. Грех сначала кажется ему неважным, переносным, но чем дольше живет че­ловек, тем настоятельнее становится необходи­мость освободиться от греха И если человек толь­ко не подпадает соблазну, скрывающему грех, он неизбежно вступает в борьбу с грехом.

5. Но с первых же попыток преодолеть грех че­ловек чувствует свое бессилие: грех влечет к себе всей своей сладостью привычки греха; противо­поставить же греху человек ничего не может, кро­ме сознания того, что грешить нехорошо, и чело­век, зная, что то, что он делает, дурно, продолжает делать это дурное.

 

 

6. Выход из этого положения один. Одни рели­гиозные учители видят его в том, что существует особенная сила, называемая благодатью, поддержи­вающая человека в его борьбе с грехом, которая приобретается через известные действия, называемые таинствами. Другие учители выход из этого положения видят в вере в искупление, совершив­шееся смертью за людей Христа Бога. Третьи ви­дят этот выход в молитве к Богу о подкреплении сил человека в борьбе его с грехом.

7. Но ни то, ни другое, ни третье средство не облегчает человеку борьбу с грехом; несмотря на благодать таинства, на веру в искупление, на про­сительную молитву, всякий человек, искренно на­чавший бороться с грехом, не может не чувствовать всей своей слабости перед могуществом греха и безнадежности борьбы с ним.

8. Безнадежность борьбы представляется в осо­бенности потому, что человек, поняв неправду гре­ха, желает сразу освободиться от него, в чем под­держивают его разные лжеучения об таинствах, ис­куплении и т.п., и, чувствуя бессилие освобождения, сразу пренебрегает теми ничтожными усили­ями, которые он может сделать для освобождения себя от греха.

9. А между тем как все великие перевороты в материальном мире совершаются не вдруг, а мед­ленным и постепенным отпадением или нараста­нием, так и в духовном мире освобождение от гре­ха и приближение к совершенству совершается только медленным противодействием греху, — уничтожением одной за другой мельчайших частиц его.

10. Не во власти человека избавиться от греха, набиравшего привычку в продолжении многих го­дов, но совершенно во власти человека не делать поступки, которые вовлекают во грех, уменьшать привлекательность греха, поставить себя в невоз­можность сделать грех, отсекать руку и глаз, кото­рые соблазняют его. И делать это каждый день и каждую минуту, и чтобы быть в состоянии делать это, нужна ежечасная молитва.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.