Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

СОБЛАЗН ГОСУДАРСТВЕННЫЙ



1. Люди живут в известном общественном ус­тройстве, и устройство это, как и все в мире, пос­тоянно изменяется соответственно росту сознания в людях.

2. Но люди, в особенности те, для которых су­ществующий порядок более выгоден, чем для дру­гих (а всегда для одних людей существующий по­рядок выгоднее, чем для других), считают, что су­ществующий порядок есть благо для всех людей, и потому для поддержания этого блага для всех лю­дей не только считают возможным нарушать лю­бовь по отношению к некоторым людям, но и счи­тают справедливым и хорошим совершать величай­шие злодеяния для поддержания существующего порядка.

3. Люди установили право собственности, и одни владеют землями и орудиями труда, а другие не имеют ни того ни другого. И это несправедли­вое обладание одними, не работающими людьми, землями и орудиями труда считается тем порядком, который должен быть охраняем и ради которого считается справедливым и хорошим запирать, каз­нить людей, нарушающих этот порядок. Точно так же ввиду опасности того, что соседний народ или властитель может напасть на наш народ и заво­евать, и уничтожить, и изменить установившийся порядок, считается справедливым и хорошим не только содействовать учреждению войска, но и са­мому быть готовым на убийство людей другого на­рода и идти убивать их.

4. Особенность этого соблазна та, что, тогда как во имя тех четырех первых соблазнов люди отсту­пают от требований своей совести и совершают отдельные дурные дела, во имя этого государствен­ного соблазна совершаются самые ужасные массо­вые злодеяния, как казни и войны, и поддержива­ются самые жестокие преступления против боль­шинства, как прежнее рабство и теперешнее отня­тие земли у рабочих. Люди не могли бы совершать эти злодеяния, если бы не были придуманы при­емы, посредством которых ответственность за эти совершаемые злодеяния так распределяется между людьми, что никто не чувствует тяжести ее.

5. Прием распределения этой ответственности так, чтобы никто не чувствовал тяжести, состоит в том, что признается необходимость власти, которая для блага подданных людей должна предписывать эти злодеяния; подданные же для блага всех долж­ны исполнять предписания власти.

6. «Я очень сожалею о том, что должен предпи­сывать отобрание произведения труда, заключение в тюрьму, изгнание, каторгу, казнь, войну, т.е. массовое

 

убийство, но я обязан поступать так, потому что этого самого требуют от меня люди, облекшие меня властью, — говорят люди, находящиеся во власти. - Если я отнимаю у людей собственность, хватаю их от семьи, запираю, казню, если я убиваю людей чужого народа, разоряю их, стреляю в горо­да по женщинам и детям, то я делаю это не на свою ответственность, а потому, что исполняю волю вы­сшей власти, которой я обещался повиноваться для блага общего». В этом состоит соблазн государ­ственный, или общего блага.

 

ПОСЛЕДСТВИЯ СОБЛАЗНОВ

1. Грехи суть последствия привычек (инерции, животной жизни). Разбежавшаяся животная жизнь не может остановиться и тогда, когда в человеке уже пробудился разум и он понял бессмысленность животной жизни. Человек знает уже, что животная жизнь бессмысленна и не может дать ему блага, но по старой привычке ищет смысла и блага в радос­тях животной жизни: удовлетворении усложнен­ных искусственных потребностей, в постоянном отдыхе, в увеличении собственности, в властвова­нии, в разврате, в опьянении и употребляет свой разум на достижение этих целей.

2. Но грехи казнят сами себя: очень скоро чело­век чувствует, что то благо, которое он ищет этим путем, недоступно ему. И грех теряет свою привле­кательность. Так что не будь оправданий грехов -соблазнов, люди не коснели бы в грехах и не дово­дили бы их до того предела, до которого они дове­дены теперь.

3. Не будь соблазнов приготовления, соблазна семейного, соблазна дела, соблазна государствен­ного, ни один самый жестокий человек не мог бы среди нуждающихся, умирающих от нужды людей пользоваться теми излишествами, которыми поль­зуются теперь богатые люди, не могли бы придти богатые люди к тому положению полной физичес­кой праздности, в которой, скучая, проживают они теперь свою жизнь, заставляя, часто старых, мало­летних, слабых, делать нужную им работу. Не будь соблазна собственности, не могли бы люди без смысла, без цели тратить все силы своей жизни на все большее и большее приобретение имущества, которое не может быть употреблено, не могли бы люди, страдая от борьбы, вызывать ее в других. Не будь соблазна товарищества, не было бы и сотой доли того разврата, который существует теперь, не могли бы люди так очевидно и бессмысленно гу­бить свои телесные и умственные силы опьяняю­щими веществами, не увеличивающими, но умень­шающими в них энергию.

4. От грехов людских нищета и задавленность трудом одних и пресыщенность и праздность других; от грехов и неравенство имуществ, борьба, ссо­ры, суды, казни, войны; от грехов бедствия развра­та и озверение людей, но от соблазнов установле­ние, освящение всего этого: узаконение нищеты и задавленности одних и пресыщенности и празднос­ти других, узаконение насилия, убийств, войн, раз­врата, пьянства и доведение их до тех страшных размеров, до которых они дошли теперь.

 

ОБМАНЫ ВЕРЫ

1. Не будь соблазнов, люди не могли бы продол­жать жить в грехах, так как каждый грех казнит сам себя: люди прежних поколений указали бы после­дующим губительность греха, а последующие по­коления воспитались бы, не впадая в привычку греха.

2. Но человек употребил данный ему разум не на познание греха и избавление от него, а на оправда­ние его, и явился соблазн, и грех узаконился и уко­ренился.

3. Но каким же образом мог человек с пробудив­шимся разумом признать ложь истиной? Для того, чтобы человек мог не видеть лжи и принять ее за истину, разум его должен был быть извращен, по­тому что неизвращенный разум безошибочно отли­чает ложь от истины, в чем и состоит его назначе­ние.

4. И действительно, разум людей, воспитанный в человеческом обществе, никогда не бывает сво­боден от извращения. Всякий человек, воспитан­ный в человеческом обществе, неизбежно подвер­гается извращению, состоящему в обмане веры.

5. Обман веры состоит в том, что люди прежних поколений внушают последующим поколениям различными искусственными способами понима­ние смысла жизни, основанное не на разуме, а на слепом доверии.

6. Сущность обмана веры состоит в том, что умышленно смешиваются и подставляются одно под другое понятие веры и доверия: утверждается, что без веры человек не может жить и мыслить, что совершенно справедливо, и на место понятия веры, т.е. признания того, что существует то, что созна­ется, но не может быть определено разумом, как Бог, душа, добро, — подставляется понятие доверия в то, что существует Бог, именно такой-то, в трех лицах, тогда-то сотворивший мир, и то-то открыв­ший людям, именно там-то, и тогда-то и через та­ких-то пророков.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.