Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

КАКИМ ОБРАЗОМ СОВЕРШАЮТСЯ ОБМАНЫ ВЕРЫ?



1. Истина не нуждается во внешнем подтвержде­нии и принимается свободно всеми теми, которым она передается, но обман требует особенных при­емов, посредством которых от мог бы передаваться людям и усваиваться ими; и потому для соверше­ния обмана веры употребляются теми, которые их совершают, во всех народах, всегда одни и те же приемы.

2. Таких приемов пять: 1) перетолкование исти­ны, 2) вера в чудесное, 3) установление посредни­чества между человеком и Богом, 4) воздействие на внешние чувства человека и 5) внушение ложной веры детям.

3. Сущность первого приема обмана веры состо­ит в том, чтобы на словах признать не только спра­ведливость открытой людям последними пропо­ведниками истины, но признать самого проповед­ника святым, сверхъестественным лицом, обогот­ворить проповедника, приписав ему совершение разных чудес и скрыть самую сущность открытой истины так, чтобы она не только не нарушала пре­жнего понимания жизни и установившегося в нем строя жизни, но, напротив, подтверждала бы его.

Такое перетолкование истины и обоготворение проповедников ее совершалось во всех народах, при всяком проявлении нового религиозного уче­ния. Так было перетолковано учение Моисея и пророков еврейских. И в этом самом перетолкова­нии и упрекал Христос фарисеев, говоря им, что они сели на седалище Моисеевом и сами не вхо­дят в царство Божие и других не впускают. Так же были перетолкованы учения Будды, Лао-Тсе, Заратустры. Такое же перетолкование совершилось с христианским учением в первые времена его при­нятия Константином, когда языческие храмы и

божества были переделаны на христианские и возникло магометанство как отпор от мнимохристианского многобожия. Такому же перетолкованию подвергалось и подвергается магометанство.

4. Второй прием обмана веры состоит в том, что­бы внушать людям то, что следование в познании истины данному нам от Бога разуму есть грех гор­дости, что существует другое, более надежное ору­дие познания: откровение истины, передаваемое Богом непосредственно избранным людям при из­вестных знамениях, чудесах, т.е. сверхъестествен­ных событиях, подтверждающих верность переда­чи. Внушается то, что надо верить не разуму, а чу­десам, т.е. тому, что противно разуму.

5. Третий прием обмана веры состоит в том, что­бы уверить людей, что они не могут иметь того непосредственного отношения с Богом, которое чувствует всякий человек и которое особенно уяс­нил Христос, признав человека сыном Бога, а что для общения человека с Богом необходим посред­ник или посредники. Такими посредниками ставят пророков, святых, церковь, писание, старцев, дер­вишей, лам, будд, пустынников, всякое духовенст­во. Как ни различны все эти посредники, сущность посредничества та, что между человеком и Богом не признается прямой связи, а, напротив, пред­полагается, что истина прямо недоступна челове­ку, а может быть принята только через веру в пос­редников между ним и Богом.

6. Четвертый прием обмана веры состоит в том, что, под предлогом совершения требуемых будто бы Богом дел: молитв, таинств, жертв, собирают вместе много людей и, подвергнув их различным одуряющим воздействиям, внушают им ложь, вы­давая ее за истину. Поражают людей красотой и величием храмов, великолепием украшений, ут­варью, одеждами, блеском освещения, звуками пения, органов, курениями, возгласами, представ­лениями и в то время, как люди находятся под этим обаянием, стараются запечатлеть в душах их обман, выдаваемый за истину.

7. Пятый прием самый жестокий, потому что он состоит в том, чтобы ребенку, спрашивающему у старших, живших прежде его и имевших возмож­ность познать мудрость прежде живших людей, о том, что такое этот мир и его жизнь и какое отно­шение между тем и другим, отвечают не то, что думают и знают эти старшие, а то, что думали люди, жившие тысячи лет тому назад, и во что никто из больших уже не верит и не может верить. Вместо духовной, необходимой ему пищи, о которой про­сит ребенок, ему дается губящий его духовное здо­ровье яд, от которого он может исцелиться только величайшими усилиями и страданиями.

8. Ребенок, пробуждаясь к сознательной жизни

 

 

с ясным, ничем не засоренным разумом, готовый принять и в глубине души, хотя и смутно, но со­знающий истину жизни, т.е. свое положение и назначение в ней (душа человеческая по природе христианка, по выражению Тертуллиана, отца цер­кви), — ребенок спрашивает у пожившего уже ро­дителя: что такое его жизнь? Какое отношение его к миру и началу его? И отец его, или учитель его, не говорит ему то малое и несомненное, что он знает о смысле жизни, а с уверенностью говорит то, что он в глубине души признает не истинным, — говорит ему, если он еврей, что Бог сотворил мир в шесть дней и открыл всю истину Моисею, напи­сав пальцем на камне то, что надо держать клятвы, помнить день субботний, обрезываться и т.п.; если он православный, католический, лютеранский христианин, — что Христос, второе лицо, творил мир и сошел на землю, чтобы кровью искупить грех Адама, и т.п.; если он буддист, — что Будда улетел на небо и научил людей уничтожать в себе жизнь; если он магометанин, — что Магомет летал на седьмое небо и узнал там закон, по которому вера в пятикратную молитву, посещение Мекки до­ставляют человеку рай в будущей жизни.

9. И, зная, что другие люди своим детям внушают другое, родители и учителя передают каждые свои особенные суеверия, зная в глубине души, что это только суеверия, — передают невинным, довер­чивым детям в том возрасте, когда впечатления так сильны, что никогда уже не изглаживаются.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.