Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

БОРЬБА С ГРЕХОМ ВЛАСТОЛЮБИЯ



1. «Цари царствуют над народами и величают­ся, но между вами да не будет так, — кто хочет быть первым, тот да будет всем слуга», говорит христи­анское учение. По христианскому учению человек послан в мир для того, чтобы служить Богу; служе­ние же Богу совершается проявлением любви. Любовь же может проявиться только через служе­ние людям, и потому всякая борьба человека, про­будившегося к разумному сознанию, с другими существами — борьба, т.е. насилие, желание заста­вить другого совершить поступок, противный его воле, — противна назначению человека и препят­ствует его истинному благу.

2. Но кроме того, что человек, пробудившийся к разумному сознанию и вступающий в борьбу с другими существами, лишает себя этим блага ис­тинной жизни, он не достигает и того блага отдель­ного существа, к которому стремится.

3. Человек, живущий еще одною животною жизнью, как ребенок или животное, борется с другими

 

 

существами только до тех пор, пока этой борьбы требуют его животные инстинкты: отнима­ет кусок у другого, только пока он голоден, и сго­няет другого с места только до тех пор, пока ему самому нет места, употребляет на эту борьбу толь­ко физическую силу и, победив или будучи побеж­ден в борьбе, прекращает ее. И, поступая так, по­лучает наибольшее благо, которое доступно ему, как отдельному существу.

4. Но не то бывает с человеком с пробудившим­ся разумом, вступающим в борьбу: человек с про­будившимся разумом, вступая в борьбу, употребля­ет на это весь свой разум и ставит цель свою в борь­бе и потому никогда не знает, когда прекратит ее, и, победив, увлекается желанием дальнейших по­бед, вызывая в побежденных ненависть, отравляю­щую его жизнь, если он победитель; будучи же побежден, сам страдает от унижения и ненависти. Так что человек разумный, вступающий в борьбу с существами, не только не увеличивает блага свое­го отдельного существа, но уменьшает его и заме­няет его им самим произведенными страданиями.

5. Человек, избегающий борьбы, смиряющийся, во-первых, свободен и может отдавать свои силы на то, что привлекает его, во-вторых, любя других и смиряясь перед ними, вызывает в них любовь, и поэтому может пользоваться теми благами мирской жизни, которые выпадают на его долю, тогда как человек разумный, вступающий в борьбу, неизбеж­но отдает уже всю жизнь на усилия борьбы и, во-вторых, вызывая борьбой отпор и ненависть в дру­гих людях, не может спокойно пользоваться теми благами, которые он завоевал борьбой, так как до­лжен не переставая защищать их.

6. Таковы последствия греха борьбы для согре­шающего; для окружающих его последствия греха во всякого рода страданиях,, лишениях, которые терпят побежденные, главное в тех чувствах нена­висти, которые они вызывают в людях вместо ес­тественного или любовного братского чувства.

7. Хотя и никогда, пока он в жизни, человек не освободится от условий борьбы, но чем больше соответственно своим силам освободится от них человек, тем больше он достигает истинного бла­га, тем больше приложится ему блага мирского и тем больше он будет соответствовать благу мира.

8. И потому, для того чтобы избавиться от греха борьбы, человек должен ясно понимать и помнить, что как истинное и духовное, так и временное жи­вотное благо его будет тем больше, чем меньше будет его борьба с людьми и всеми другими сущес­твами, и чем больше будет его покорность и сми­рение, чем больше он приучится подставлять дру­гую щеку тому, кто ударит, и отдавать кафтан тому, кто берет рубаху.

9. Для того же, чтобы не впасть в привычку гре­ха, человек должен начинать с того, чтобы не уве­личивать в себе того греха борьбы, в котором он

находится: если человек уже находится в борьбе с животными или людьми, так что вся жизнь его плотская поддерживается этой борьбой, пусть он продолжает эту борьбу, не усиливая ее, и не всту­пая в борьбу с другими существами, — и он сделает уже много для избавления себя от греха борьбы. Если бы люди только не усиливали борьбы, борь­ба все более и более бы уничтожалась, потому что всегда есть люди, все более и более отказывающи­еся от борьбы.

10. Если же человек достиг до того, что живет, не увеличивая борьбу с окружающими существами, тогда пусть трудится над тем, чтобы уменьшить, ослабить то состояние наследственной борьбы, в котором находится всякий человек, вступая в жизнь.

11. Если же человек успеет освободиться от той борьбы, в которой он воспитан, пусть он пытается освободиться и от тех природных условий борьбы, в которых находится каждый человек.

 

БОРЬБА С ГРЕХОМ БЛУДА

1. Назначение человека есть служение Богу, со­стоящее в проявлении любви ко всем существам и людям; человек же, отдающийся похоти любви, ослабляет свои силы и отвлекает их от служения Богу и потому, предаваясь половой похоти, лиша­ет себя блага истинной жизни.

2. Но кроме того, что человек, предающийся половой похоти в какой бы то ни было форме, ли­шает себя блага истинного, он не достигает и того блага, которого ищет.

3. Если человек живет в правильном браке, всту­пая в половое общение только тогда, когда могут быть дети, и воспитывает детей, то неизбежно на­ступают для матери страдания и заботы, для отца — заботы о матери и ребенке, взаимные охлажде­ния и частые ссоры между супругами и родителя­ми и детьми.

4. Если же человек вступает в половое общение без цели возращения и воспитания детей, старает­ся не иметь их, а имея, не заботится о них и меняет предметы любви, то еще менее становится возмож­ным благо отдельного существа, и человек несо­мненно подвергается страданиям, тем более жесто­ким, чем более он предается половой страсти: яв­ляются расслабление физических и духовных сил, ссоры, болезни. И нет того утешения, которое име­ют живущие в правильном браке супруги — семьи и всей ее помощи и радости.

5. Таковы последствия греха блуда для соверша­ющего, для других же людей они состоят в том, во-первых, что то лицо, с которым совершается грех, несет те же последствия греха: лишение истинного и временного блага и те же страдания и болезни;

 

 

для окружающих же: уничтожение детей в зароды­ше, детоубийство, оставление детей без призрения и воспитания и ужасающее зло, губящее души люд­ские, — проституция.

6. Уничтожить в себе стремление к похоти не может ни одно живое существо; не может и чело­век, если не принимать в расчет исключения. Оно и не может быть иначе, так как похоть эта обеспе­чивает существование рода человеческого, и пото­му, пока высшей воле нужно будет существование человеческого рода, будет в нем и блуд.

7. Но блуд этот может быть доведен до наимень­шей степени и некоторыми людьми может быть доведен до полного целомудрия. И в этом-то уменьшении и доведении его до наименьшей сте­пени и даже до целомудрия для некоторых, как это сказано в Евангелии, и состоит борьба с грехом блуда.

8. И потому для того, чтобы избавиться от греха блуда, человеку надо понимать и помнить, что блуд есть необходимое условие жизни всякого животно­го и человека, как животного, но что пробудивше­еся в человеке разумное сознание требует от него обратного, т.е. полного воздержания, полного це­ломудрия, и что чем больше он будет предаваться блуду, тем меньше он получит не только истинно­го, но и временного животного блага и тем больше он доставит страдания и себе и другим людям.

9. Для того же, чтобы противодействовать при­вычке греха, человек должен начинать с того, что­бы не увеличивать в себе того греха блуда, в кото­ром он находится. Если человек целомудрен, пусть не нарушает своего целомудрия; если он женат, пусть остается верен своему супругу; если он име­ет общение со многими, пусть продолжает жить так, не придумывая неестественных приемов раз­врата Пусть не изменяет своего положения и не увеличивает своего греха блуда. Только бы люди исполняли это, и уничтожились бы большие стра­дания их.

10. Если же человек достиг того, что не делает нового греха, тогда пусть трудится над тем, чтобы уменьшить тот грех блуда, в котором он находится: пусть целомудренный на деле борется с мыслен­ным грехом блуда, пусть женатый старается умень­шить и упорядочить половое общение. Пусть зна­ющий многих женщин, и женщина, знающая мно­гих мужчин, станут верны избранным супругам.

11. Если же человек сумеет освободиться от тех привычек блуда, в которых он уже находится, тог­да пусть стремится освободиться и от тех приро­жденных условий блуда, в которых родится каждый человек.

12. Хотя только редкие люди могут вполне быть целомудренны, пусть всякий человек понимает и помнит, что он всегда может быть более целомуд­рен, чем он был прежде, и может вернуться к на-

рушенному целомудрию и что чем больше соответ­ственно своим силам приблизится человек к пол­ному целомудрию, тем больше он достигает истин­ного блага, тем больше приложится ему блага мир­ского и тем больше он будет содействовать благу людей.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.