Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

БОГ, ПО ХРИСТИАНСКОМУ УЧЕНИЮ ПОЗНАВАЕМЫЙ ЧЕЛОВЕКОМ ВНЕ СЕБЯ



1. Но кроме Бога, познаваемого по христианско­му учению, в самом себе как желание блага всему существующему — любовь — человек, по христиан­скому учению, познает его еще и вне себя, — во всем существующем.

2. Сознавая в своем отдельном теле духовное и нераздельное существо Бога и видя присутствие того же Бога во всем живом, человек не может не спрашивать себя — для чего Бог, существо духов­ное, единое и нераздельное, заключил себя в от­дельные тела существ и в тело отдельного челове­ка.

3. Для чего существо духовное и единое как бы разделилось само в себе? Для чего божественная сущность заключена в условия отдельности и те­лесности? Для чего бессмертное заключено в смер­тное, связано с ним?

4. И ответ может быть только один: есть высшая воля, цели которой недоступны человеку. И эта-то воля поставила человека и все существующее в то положение, в котором оно находится. Эта-то причина,

 

 

которая для каких-то недоступных человеку целей заключила себя, желание блага всему сущес­твующему - любовь, — в отдельные от остального мира существа, — есть тот же Бог, которого чело­век сознает в себе, познаваемый человеком вне себя.

Так что Бог, по христианскому вероучению, есть и та сущность жизни, которую человек сознает в себе и познает во всем мире как желание блага; и вместе с тем и та причина, по которой сущность эта заключена в условия отдельной телесной жизни.

Бог, по христианскому учению, есть тот Отец, как это и сказано в Евангелии, который послал в мир своего подобного себе сына для исполнения в нем своей воли, — блага всего существующего.

 

ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ИСТИННОСТИ ХРИСТИАНСКОГО ПОНИМАНИЯ ЖИЗ­НИ ВНЕШНИМ ПРОЯВЛЕНИЕМ БОГА

1. Бог проявляется в разумном человеке желани­ем блага всему существующему и в мире — в отдель­ных существах, стремящихся каждый к своему бла­гу.

2. Хотя неизвестно и не может быть известно человеку, для чего нужно было единому духовно­му существу ~ Богу — проявить себя в разумном человеке желанием блага всему существующему и в отдельных существах желанием блага каждого себе, человек не может не видеть, что и то и другое сходится к одной ближайшей определенной и до­ступной и радостной человеку цели.

3. Цель эта открывается человеку и наблюдени­ем, и преданием, и рассуждением. Наблюдение показывает, что все движение в жизни людей, — насколько оно известно им, — состояло только в том, что прежде разделенные и враждебные друг другу существа и люди все более и более соединя­ются и связываются согласием и взаимодействием. Предание показывает человеку, что все мудрецы мира всегда учили тому, что человечество должно от разделения переходить к единению, как говорил пророк, что все люди должны быть научены Богом, копья и мечи перекованы на серпы и плуги, и, как говорил Христос, чтобы все были едины, как я един с Отцом. Рассуждение показывает человеку, что наибольшее благо людей, к которому стремят­ся все люди, может быть достигнуто только при на­ибольшем единении и согласии людей.

4. И потому, хотя конечная цель жизни мира и скрыта от человека, он все-таки знает, в чем состо­ит ближайшее дело жизни мира, в котором он при­зван участвовать; дело это есть замена разделения и несогласия в мире единением и согласием.

5. Наблюдение, предание, разум показывают человеку, что в этом состоит то дело Божие, в ко-

тором он призван участвовать, и внутреннее стрем­ление его рождающегося в нем духовного сущест­ва — любви — влечет его к тому же самому.

6. Внутреннее влечение рождающегося духовно­го существа человека только одно: увеличение в себе любви. И это-то увеличение любви есть то самое, что одно содействует тому делу, которое со­вершается в мире: замены разъединения и борьбы единением и согласием, то, что в христианском учении называется установлением царства Божия. 7. Так что, если бы и могло быть для человека сомнение в истинности христианского определе­ния смысла жизни, совпадение внутреннего стрем­ления человека по христианскому учению с ходом жизни всего мира подтверждало бы эту истинность.

 

В ЧЕМ СОСТОИТ ОТКРЫВАЕМАЯ ЧЕЛО­ВЕКУ ХРИСТИАНСКИМ УЧЕНИЕМ ЖИЗНЬ В ЭТОМ МИРЕ

1. Рождаясь к новой жизни, человек сознает, что в его отдельном от всех других существ существе заключено желание блага не себе одному, а всему существующему — любовь.

2. Если бы это желание блага всему существую­щему, эта любовь находилась не в отдельном су­ществе, оно бы не знало про себя и оставалось бы всегда равным самому себе; но, будучи заключено в пределы отдельного существа — человека, оно со­знает себя и свои пределы и стремится разорвать то, что связывает его.

3. По свойству своему любовь, желание блага, стремится обнять все существующее. Естественным путем оно расширяет свои пределы любовью — сначала к семейным — жене, детям, потом к друзь­ям, соотечественникам; но любовь не довольству­ется этим и стремится обнять все существующее.

4. В этом неперестающем расширении пределов области любви, составляющем сущность рождения духовного существа, и заключается сущность ис­тинной жизни человека в этом мире. Все пребыва­ние человека в этом мире от рождения и до смерти есть не что иное, как рождение в нем духовного существа. Это неперестающее рождение есть то, что в христианском учении называется жизнью истинной.

5. Можно себе представить, что то, что состав­ляет наше тело, которое теперь представляется как отдельное существо, которое мы любим предпоч­тительно перед всеми другими существами, когда-нибудь в прежней, низшей жизни было только со­брание любимых предметов, которые любовь со­единила в одно так, что мы его в этой жизни уже чувствуем собою; и точно так же наша любовь те­перь к тому, что доступно нам, составит в будущей жизни одно цельное существо, которое будет так же

 

 

близко нам, как теперь наше тело (у Отца вашего обителей много).

 

ЧЕМ РАЗНИТСЯ ИСТИННАЯ ЖИЗНЬ, ОТКРЫВАЕМАЯ ХРИСТИАНСКИМ УЧЕ­НИЕМ, ОТ ЖИЗНИ ПРЕЖНЕЙ?

1. Разница между личной жизнью и жизнью истинной заключается в том, что цель личной жиз­ни состоит в увеличении наслаждений внешней жизни и продолжении ее, и цель эта, несмотря на все усилия, никогда не достигается, потому что человек не властен над внешними условиями, пре­пятствующими наслаждению, и над всякого рода бедствиями, всегда могущими постигнуть его; цель же истинной жизни, состоящая в расширении об­ласти любви и увеличении ее, ничем не может быть воспрепятствована, так как все внешние причины, как-то: насилие, болезни, страдания, которые ме­шают достижению цели личной жизни, содейству­ют достижению цели духовной.

2. Разница в том, в чем разница между теми ра­бочими, которые, будучи посланы в хозяйский сад, как это рассказано в евангельской притче, реши­ли, что сад принадлежит им, и потому не отдавали плодов хозяину, и теми, которые признают себя работниками и исполняют порученное хозяином.

 

ЧТО МЕШАЕТ ЧЕЛОВЕКУ ЖИТЬ ИС­ТИННОЙ ЖИЗНЬЮ?

1. Для исполнения своего назначения человек должен увеличивать в себе любовь и проявлять ее в мире, — и это увеличение любви и проявление ее в мире есть то самое, что нужно для совершения дела Божия. Но что же может делать человек для проявления любви?

2. Основа жизни человека есть желание блага всему существующему. Любовь в человеке заклю­чена в пределы отдельного существа и потому ес­тественно влечется к расширению своих пределов, так что человеку ничего не нужно делать, чтобы проявлять в себе любовь: она сама собой стремит­ся к своему проявлению, человеку нужно только устранять препятствия к ее продвиганию. В чем же состоят эти препятствия?

3. Препятствия, мешающие человеку проявлять любовь, заключаются в теле человека, в отдельнос­ти его от других существ: в том, что, начиная свою жизнь младенчеством, во время которого он живет одною животною жизнью своего отдельного сущес­тва, человек и впоследствии, когда уже в нем про­буждается разум, не может никогда вполне отре­шиться от стремления к благу своего отдельного существа и совершает поступки, противоположные любви.

 

ЗНАЧЕНИЕ ПРЕПЯТСТВИЙ К ПРОЯВЛЕ­НИЮ ЛЮБВИ

1. Желание блага всему существующему — лю­бовь, стремясь к своему проявлению, встречает препятствия к этому проявлению в теле человека и в особенности в том, что разум человека, осво­бождающий любовь, пробуждается в человеке не при появлении человека на свет, а после известно­го времени, тогда, когда человек уже усвоит себе привычки животной жизни. Для чего это?

2. Человек не может не спрашивать себя об этом. Для чего духовное существо — любовь — заключе­но в отдельное существо человека? И на вопрос этот различные учения отвечали и отвечают различно. Одни, пессимистические, отвечают тем, что заклю­чение духовного существа в тело человека есть ошибка, которая должна быть исправлена уничто­жением тела, уничтожением животной жизни. Дру­гие учения отвечают тем, что предположение о су­ществовании духовного существа есть ошибка, ко­торая должна быть исправлена тем, чтобы призна­вать действительно существующим одно тело и его законы. И то и другое учение не разрешает проти­воречий, а только не признает — одно: законности тела; другое: законности духа. Только христианское учение разрешает его.

3. На совет, который дает соблазнитель Христу уничтожить жизнь, если нельзя по своей воле удов­летворять всем требованиям животной природы, Христос говорит, что нельзя противиться воле Бога, пославшего нас в жизнь в виде отдельного существа, но что в этой жизни отдельного сущест­ва надо служить одному Богу.

4. По христианскому учению нужно для разре­шения противоречия жизни не уничтожить самую жизнь отдельного существа, что было бы противно воле Бога, пославшего ее, и не покоряться требо­ваниям животной жизни отдельного существа, что было бы противно духовному началу, составляю­щему истинное я человека, а должно в том теле, в которое заключено это истинное я человека, слу­жить одному Богу.

5. Истинное я человека есть живущая в нем, постоянно стремящаяся к увеличению беспредель­ная любовь, составляющая основу его жизни. Любовь эта заключена в пределы животной жизни отдельного существа и всегда стремится к освобож­дению себя от нее.

6. В этом освобождении духовного существа от животной личности, в этом рождении духовного существа и состоит истинная жизнь каждого от­дельного человека и всего человечества.

7. Любовь в каждом отдельном человеке и в че­ловечестве подобна пару, сжатому в паровике: пар,

 

 

стремясь к расширению, толкает поршни и произ­водит работу.

Как для того, чтобы пар производил свою рабо­ту, должны быть препятствия стен, так и для того, чтобы любовь производила свою работу, нужно препятствие пределов отдельного существа, в ко­торое она заключена.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.