Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

И организации работы с документами



 

В области делопроизводства нет законодательного акта, содержащего систематизированный свод правил работы с управленческой документацией. Обещанный закон «О документационном обеспечении управления» уже много лет находится в стадии разработки.

По-прежнему наиболее полным документом, регламентирующим работу с документами, остается принятая государственной архивной службой еще в 1988 г. «Государственная система документационного обеспечения управления (ГСДОУ)».

В ГСДОУ изложены правила, устанавливающие единые требования к документированию управленческой деятельности, и правила организации работы с документами в организациях. Основная цель создания ГСДОУ - упорядочение документооборота, сокращение количества и повышение качества документов, создание условий для эффективного применения прогрессивных технологических средств и технологий сбора, анализа информации, совершенствование работы аппарата управления.

ГСДОУ - документ действующий, так как не был отменен. Однако этот документ устарел, если не де-юре, то де-факто.

 

В соответствии со статьей 11 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 № 477 были утверждены «Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти»1(далее Правила). Впервые на уровне правительства принят нормативный правовой акт, в котором регулируются вопросы работы с документами в федеральных органах исполнительной власти. Этот факт значительно повышает уровень регламентации вопросов делопроизводства. Зафиксированные в Правилах делопроизводства требования к работе с документами обязательны для исполнения во всех федеральных органах исполнительной власти. Другие государственные органы и органы местного самоуправления должны учитывать их положения при разработке собственных правил.

Правила заменили «Типовую инструкцию по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти» 2005 года,которая была признана утратившей силу приказом Министерства культуры Российской Федерации от 11 мая 2010 г. N 260.

Правила устанавливают требования к созданию документов, к организации документооборота, к формированию документального фонда федерального органа исполнительной власти.

Принципиально новым является раздел 6 Правил «Особенности работы с электронными документами в федеральном органе исполнительной власти», в котором впервые регламентируются особенности работы с электронными документами. В Правилах рассмотрены вопросы подписания, согласования электронных документов, их регистрация, учет и хранение. Этот раздел направлен на организацию ведения электронного документооборота и перехода к электронному правительству.

 

Для верного толкования и успешной работы с Правилами были подготовлены и утверждены приказом Росархива от 23 декабря 2009 г. № 76 «Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти» (далее Рекомендации). «Применение Методических рекомендаций должно способствовать созданию единой методической основы ведения делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти и их территориальных органах». (Рекомендации. Общие положения).

Методические рекомендации содержат три раздела («Общие положения», «Порядок разработки, утверждения, внесения изменений в Инструкцию по делопроизводству», «Структура и содержание Инструкции по делопроизводству») и приложения.

Раздел «Общие положения» определяет назначение и сферу действия Рекомендаций, содержит ссылки на законодательные и иные нормативные правовые акты, положенные в основу данного документа. Основным является раздел «Структура и содержание Инструкции по делопроизводству». В разделе «Порядок разработки, утверждения, внесения изменений в Инструкцию по делопроизводству» содержатся конкретные указания о том, какие вопросы делопроизводства должны найти отражение в соответствующих разделах инструкции по делопроизводству.

Рекомендации – это не нормативный, а методический документ. Но учитывая, что у нас в стране мало методической литературы по делопроизводству, можно полагать, что Рекомендациями будут использоваться специалистами в области документационного обеспечения.

Деятельность любой организации сопровождается созданием документов. Оформление деловой документации в соответствии с действующими правилами обеспечивает защиту интересов организации, повышает эффективность управленческого труда.

Требования к оформлению организационно-распорядительных документов устанавливает ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».ГОСТ Р 6.30-2003разработан Всероссийским научно-исследовательским институтом документоведения и архивного дела (ВНИИДАД),принят и введен в действие Постановлением Госстандарта Россииот 03 марта 2003 г. № 65-ст. Дата введения в действие - 01 июля 2003 г. Принятие российского стандарта явилось продолжением работ по стандартизации в области управленческой документации, проводившихся в нашей стране в предшествующий период. В стандарте сохранены многие проверенные временем требования к оформлению документов, обеспечена его преемственность с ранее действовавшими ГОСТами. При разработке стандарта на организационно-распорядительную документацию учтены изменения в законодательстве, опыт применения, замечания и предложения министерств, ведомств и других организаций, зарубежная практика стандартизации в области документации.

В соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «Регулирование в области требований к документации, документационным процессам и операциям, а также к условиям хранения, использования и утилизации (уничтожения – в архивной терминологии) должно оформляться в форме стандартов».

Все современные стандарты, в том числе ГОСТ Р 6.30-2003, носят рекомендательный характер. Под рекомендательным характером стандарта следует понимать добровольность его использования (добровольно не значит необязательно) и расширение возможностей его адаптации к условиям конкретной организации.

Отмененная ныне Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти 2005 года, являясь нормативным документом, содержала статью, которая делала положения ГОСТ Р 6.30-2003 обязательными в части оформления документов.

Правила и Рекомендации не содержат никаких указаний по поводу ГОСТ Р 6.30-2003, нет ни одной ссылки на этот стандарт, в перечне законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере информации, документации, архивного дела, приведенном в Рекомендациях разделе 1 «Общие положения», ГОСТ Р 6.30-2003 не упомянут.

Одновременно, в ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения» говорится: «Положения основополагающих стандартов системы стандартизации в Российской Федерации разработаны для применения федеральными органами исполнительной власти, субъектами хозяйственной деятельности, техническими комитетами по стандартизации, общественными объединениями и заинтересованными лицами».

 

Конечно, множественные несовпадения Правил, Рекомендаций с ГОСТом Р 6.30-2003 и другими нормативными и методическими документами в области ДОУ только усложняют работу с документами. Но эта ситуация уже сложилась, и всем работникам с документами нужно найти способ существовать в ней. Единственное, что можно сделать, чтобы помочь пользователям, - это описать все варианты требований, изложенные в этих документах, и предоставить возможность осознанного выбора. Именно это мы и постарались сделать в главе «Оформление реквизитов» (стр. 12).

 

В 1998 году был принят еще один документ: ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения». Установленные в стандарте термины расположены в порядке, отражающем терминологическую систему понятий в области делопроизводства и архивного дела. Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.

ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» был единственным общепризнанным «толковым словарем» в области управления документами до принятия «Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти». В Правилах тоже есть раздел, в котором даны определения 11 ключевых понятий. Все они, за исключением понятия «служба делопроизводства», есть в ГОСТе Р 51141-98. Но определения, данные в Правилах, отличаются от традиционной трактовки соответствующих терминов. Эти отличия подчеркивают, прежде всего, область применения терминов, а именно: делопроизводство в федеральных органах исполнительной власти.

Например, разъяснение слова «делопроизводство».

· В ГОСТе Р 51141-98:

делопроизводство; документационное обеспечение управления –отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами

· В Правилах:

делопроизводство – деятельность, обеспечивающая создание официальных документов и организацию работы с ними в федеральных органах исполнительной власти

А для определения ключевого термина «документ» в этих документах даны совершенно разные трактовки.

· В ГОСТ Р 51141-98:

документ; документированная информация– зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

· В Правилах:

документ– официальный документ, созданный государственным органом, органом местного самоуправления, юридическим или физическим лицом, оформленный в установленном порядке и включенный в документооборот федерального органа исполнительной власти.

 

Создать оптимальные условия для всех видов работ с документами с момента создания или получения до уничтожения или передачи на архивное хранение поможет еще один нормативно-методический документ - «Основные правила работы архивов организации», одобренные решением Коллегии Росархива от 6 февраля 2002. 2

Для установления сроков хранения документов и оперативного избавления от «ненужных бумаг» необходимы перечни документов с указанием сроков хранения.

Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558 был утвержден Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, зарегистрированный в Минюсте России 08.09.2010 № 18380 (далее – Перечень 2010).

Перечень 2010 является основным документом для проведения экспертизы ценности документов, независимо от формы и вида носителя информации, формирования документов в делопроизводстве, составления номенклатуры дел и подготовки дел для дальнейшего архивного хранения.

«Перечень – единственный нормативный документ, который разрабатывается специально для обобщения информации по срокам хранения документов, но это не ставит его выше законов и ведомственных нормативных актов. Всегда существует риск того, что сроки хранения отдельных видов документов, указанные в Перечне, могут не соответствовать срокам хранения, установленным законодательством Российской Федерации», - предостерегает ведущий эксперт по управлению документацией компании «ЭОС», член Гильдии Управляющих Документацией Н. Храмцовская.

А для установления сроков хранения научно-технической документации используется «Перечень типовых архивных документов, образующихся в научно-технической и производственной деятельности организаций, с указанием сроков хранения», утвержденный приказом Министерства культуры Российской Федерации от 31 июля 2007 года № 1182 (зарегистрирован в Минюсте России 27 сентября 2007 г., регистрационный № 10194). Этот перечень включает в себя сведения о типовых архивных документах о научной, научно-технической, производственно-технической, проектной и строительной деятельности организаций.

 


ОФОРМЛЕНИЕ РЕКВИЗИТОВ

 

При оформлении документов необходимо соблюдать правила, обеспечивающие:

· юридическую силу документов;

· оперативное и качественное их исполнение и поиск;

· возможность обработки документов с помощью средств вычислительной техники;

· качество документов как исторических источников.

 

Каждый документ состоит из отдельных элементов, которые называются реквизитами.

 

Реквизит документа –обязательный элемент оформления официального документа.

 

Различные виды документов имеют различный набор реквизитов.

Правила составления и оформления реквизитов, а также место их расположения изложены в

· «Правилах делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти», «Методических рекомендациях по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти»

· и в ГОСТе Р 6.30-2003.

 

Как уже было сказано, требования к оформлению реквизитов в этих документах во многом не совпадают. Например, общее количество реквизитов в ГОСТе – 30, а в Правилах - 24. Некоторые реквизиты, указанные в ГОСТе, в Правилах получили новое название, другие отсутствуют, один реквизит добавлен. Радует, что содержание и оформление большинства реквизитов в основном совпадает, а обо всех нововведениях будет рассказано ниже.

Перечень реквизитов

 

ГОСТ Р 6.30-2003 ПРАВИЛА
01 - Государственный герб Российской Федерации 01 - Государственный герб Российской Федерации
02 - герб субъекта Российской Федерации  
03 - эмблема организации или товарный знак (знак обслуживания)  
04 - код организации    
05 - основной государственный регистрационный номер (ОГРН) юридического лица  
06 - идентификационный номер налогоплательщика/код причины постановки на учет (ИНН/КПП)  
07 - код формы документа    
08 - наименование организации 02 – наименование федерального органа исполнительной власти
09 - справочные данные об организации 07 – справочные данные о федеральном органе исполнительной власти
10 - наименование вида документа 05 – вид документа
  03 – должность лица, подписавшего документ
11 - дата документа 09 – дата документа
12 - регистрационный номер документа 10 - регистрационный номер документа
13 - ссылка на регистрационный номер и дату документа 13 - ссылка на исходящий номер и дату документа адресанта
14 - место составления или издания документа 06 - место составления (издания) документа
15 – адресат 08 – адресат
16 - гриф утверждения документа 16 - гриф утверждения
17 – резолюция 21 – указания по исполнению документа
18 - заголовок к тексту 11 – наименование документа
19 - отметка о контроле 22 – отметка о контроле документа
20 - текст документа 12 – текст документа
21 - отметка о наличии приложения 14 – отметка о наличии приложений
22 – подпись 04 – подпись должностного лица
23 - гриф согласования документа 15 – гриф согласования
24 - визы согласования документа 17 – виза
25 - оттиск печати 18 – оттиск печати
26 - отметка о заверении копии 19 – отметка о заверении копии
27 - отметка об исполнителе 20 – отметка об исполнителе
28 - отметка об исполнении документа и направлении его в дело 23 – отметка об исполнении документа
29 - отметка о поступлении документа в организацию  
30 - идентификатор электронной копии документа  
гриф ограничения доступа к документу (в ГОСТе 1997 года) 24 – отметка о конфиденциальности

 

В ГСДОУ все реквизиты подразделяются на основные (обязательные) и дополнительные.

Обязательными реквизитами всех систем являются: автор, наименование вида документа, заголовок к тексту, дата, регистрационный номер документа, текст, визы, подпись, отметка об исполнении и направлении в дело. Наличие в документе всех необходимых обязательных реквизитов определяют юридическую силу документа.

 

Приложение № 11 Рекомендаций содержит Правила оформления реквизитов документов и практически повторяет и закрепляет методологически требования ГОСТ 6.30-2003. Но необходимо напомнить, что ГОСТ и Рекомендации носят только рекомендательный характер и нормативными актами не являются.

 

Схема расположения реквизитов закреплена в формуляре-образце документа.

 

Формуляр – совокупность расположенных в определенной последовательности реквизитов документа.

 

Формуляр документа -набор реквизитов официального письменного документа, расположенных в определенной последовательности.

 

Формуляр–образец документа -модель построения документа, устанавливающая область применения, форматы, размеры полей, требования к построению конструкционной сетки и основные реквизиты.

 


УНИКУМ UNICUM
проспект Вернадского 37, корпус 2, Москва, 117415 тел.: 495 247-98-50, факс: 495 247-98-52 e-mail: info@unicum.ru ОКПО 10287654 ОГРН 19973255654123 ИНН/КПП 7708769054/776001002  
10.08.2010 146 / 04 / 02   Руководителю
На № __________ от ____________ Учебно-консультационного центра «ГЗОС»
О сотрудничестве   Суздальская ул., 26/2, Москва, 111673  
Уважаемые дамы и господа!   Уже более 10 лет компания "Уникум" является активным участником рынка игрового оборудования и за эти годы стала крупнейшим поставщиком оборудования для индустрии развлечений. Вы спросите, как мы смогли добиться таких результатов? Ответ прост: для нас главное – это наш клиент. … С уважением,   Генеральный директор М.Б. Воронцов     Н.А. Павлова 495 181 90 42

 

 


Требования

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.