В области делопроизводства нет законодательного акта, содержащего систематизированный свод правил работы с управленческой документацией. Обещанный закон «О документационном обеспечении управления» уже много лет находится в стадии разработки.
По-прежнему наиболее полным документом, регламентирующим работу с документами, остается принятая государственной архивной службой еще в 1988 г. «Государственная система документационного обеспечения управления (ГСДОУ)».
В ГСДОУ изложены правила, устанавливающие единые требования к документированию управленческой деятельности, и правила организации работы с документами в организациях. Основная цель создания ГСДОУ - упорядочение документооборота, сокращение количества и повышение качества документов, создание условий для эффективного применения прогрессивных технологических средств и технологий сбора, анализа информации, совершенствование работы аппарата управления.
ГСДОУ - документ действующий, так как не был отменен. Однако этот документ устарел, если не де-юре, то де-факто.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 № 477 были утверждены «Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти»1(далее Правила). Впервые на уровне правительства принят нормативный правовой акт, в котором регулируются вопросы работы с документами в федеральных органах исполнительной власти. Этот факт значительно повышает уровень регламентации вопросов делопроизводства. Зафиксированные в Правилах делопроизводства требования к работе с документами обязательны для исполнения во всех федеральных органах исполнительной власти. Другие государственные органы и органы местного самоуправления должны учитывать их положения при разработке собственных правил.
Правила заменили «Типовую инструкцию по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти» 2005 года,которая была признана утратившей силу приказом Министерства культуры Российской Федерации от 11 мая 2010 г. N 260.
Правила устанавливают требования к созданию документов, к организации документооборота, к формированию документального фонда федерального органа исполнительной власти.
Принципиально новым является раздел 6 Правил «Особенности работы с электронными документами в федеральном органе исполнительной власти», в котором впервые регламентируются особенности работы с электронными документами. В Правилах рассмотрены вопросы подписания, согласования электронных документов, их регистрация, учет и хранение. Этот раздел направлен на организацию ведения электронного документооборота и перехода к электронному правительству.
Для верного толкования и успешной работы с Правилами были подготовлены и утверждены приказом Росархива от 23 декабря 2009 г. № 76 «Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти» (далее Рекомендации). «Применение Методических рекомендаций должно способствовать созданию единой методической основы ведения делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти и их территориальных органах». (Рекомендации. Общие положения).
Методические рекомендации содержат три раздела («Общие положения», «Порядок разработки, утверждения, внесения изменений в Инструкцию по делопроизводству», «Структура и содержание Инструкции по делопроизводству») и приложения.
Раздел «Общие положения» определяет назначение и сферу действия Рекомендаций, содержит ссылки на законодательные и иные нормативные правовые акты, положенные в основу данного документа. Основным является раздел «Структура и содержание Инструкции по делопроизводству». В разделе «Порядок разработки, утверждения, внесения изменений в Инструкцию по делопроизводству» содержатся конкретные указания о том, какие вопросы делопроизводства должны найти отражение в соответствующих разделах инструкции по делопроизводству.
Рекомендации – это не нормативный, а методический документ. Но учитывая, что у нас в стране мало методической литературы по делопроизводству, можно полагать, что Рекомендациями будут использоваться специалистами в области документационного обеспечения.
Деятельность любой организации сопровождается созданием документов. Оформление деловой документации в соответствии с действующими правилами обеспечивает защиту интересов организации, повышает эффективность управленческого труда.
Требования к оформлению организационно-распорядительных документов устанавливает ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».ГОСТ Р 6.30-2003разработан Всероссийским научно-исследовательским институтом документоведения и архивного дела (ВНИИДАД),принят и введен в действие Постановлением Госстандарта Россииот 03 марта 2003 г. № 65-ст. Дата введения в действие - 01 июля 2003 г. Принятие российского стандарта явилось продолжением работ по стандартизации в области управленческой документации, проводившихся в нашей стране в предшествующий период. В стандарте сохранены многие проверенные временем требования к оформлению документов, обеспечена его преемственность с ранее действовавшими ГОСТами. При разработке стандарта на организационно-распорядительную документацию учтены изменения в законодательстве, опыт применения, замечания и предложения министерств, ведомств и других организаций, зарубежная практика стандартизации в области документации.
В соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «Регулирование в области требований к документации, документационным процессам и операциям, а также к условиям хранения, использования и утилизации (уничтожения – в архивной терминологии) должно оформляться в форме стандартов».
Все современные стандарты, в том числе ГОСТ Р 6.30-2003, носят рекомендательный характер. Под рекомендательным характером стандарта следует понимать добровольность его использования (добровольно не значит необязательно) и расширение возможностей его адаптации к условиям конкретной организации.
Отмененная ныне Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти 2005 года, являясь нормативным документом, содержала статью, которая делала положения ГОСТ Р 6.30-2003 обязательными в части оформления документов.
Правила и Рекомендации не содержат никаких указаний по поводу ГОСТ Р 6.30-2003, нет ни одной ссылки на этот стандарт, в перечне законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере информации, документации, архивного дела, приведенном в Рекомендациях разделе 1 «Общие положения», ГОСТ Р 6.30-2003 не упомянут.
Одновременно, в ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения» говорится: «Положения основополагающих стандартов системы стандартизации в Российской Федерации разработаны для применения федеральными органами исполнительной власти, субъектами хозяйственной деятельности, техническими комитетами по стандартизации, общественными объединениями и заинтересованными лицами».
Конечно, множественные несовпадения Правил, Рекомендаций с ГОСТом Р 6.30-2003 и другими нормативными и методическими документами в области ДОУ только усложняют работу с документами. Но эта ситуация уже сложилась, и всем работникам с документами нужно найти способ существовать в ней. Единственное, что можно сделать, чтобы помочь пользователям, - это описать все варианты требований, изложенные в этих документах, и предоставить возможность осознанного выбора. Именно это мы и постарались сделать в главе «Оформление реквизитов» (стр. 12).
В 1998 году был принят еще один документ: ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения». Установленные в стандарте термины расположены в порядке, отражающем терминологическую систему понятий в области делопроизводства и архивного дела. Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.
ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» был единственным общепризнанным «толковым словарем» в области управления документами до принятия «Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти». В Правилах тоже есть раздел, в котором даны определения 11 ключевых понятий. Все они, за исключением понятия «служба делопроизводства», есть в ГОСТе Р 51141-98. Но определения, данные в Правилах, отличаются от традиционной трактовки соответствующих терминов. Эти отличия подчеркивают, прежде всего, область применения терминов, а именно: делопроизводство в федеральных органах исполнительной власти.
Например, разъяснение слова «делопроизводство».
· В ГОСТе Р 51141-98:
делопроизводство; документационное обеспечение управления –отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами
· В Правилах:
делопроизводство – деятельность, обеспечивающая создание официальных документов и организацию работы с ними в федеральных органах исполнительной власти
А для определения ключевого термина «документ» в этих документах даны совершенно разные трактовки.
· В ГОСТ Р 51141-98:
документ; документированная информация– зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.
· В Правилах:
документ– официальный документ, созданный государственным органом, органом местного самоуправления, юридическим или физическим лицом, оформленный в установленном порядке и включенный в документооборот федерального органа исполнительной власти.
Создать оптимальные условия для всех видов работ с документами с момента создания или получения до уничтожения или передачи на архивное хранение поможет еще один нормативно-методический документ - «Основные правила работы архивов организации», одобренные решением Коллегии Росархива от 6 февраля 2002. 2
Для установления сроков хранения документов и оперативного избавления от «ненужных бумаг» необходимы перечни документов с указанием сроков хранения.
Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558 был утвержден Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, зарегистрированный в Минюсте России 08.09.2010 № 18380 (далее – Перечень 2010).
Перечень 2010 является основным документом для проведения экспертизы ценности документов, независимо от формы и вида носителя информации, формирования документов в делопроизводстве, составления номенклатуры дел и подготовки дел для дальнейшего архивного хранения.
«Перечень – единственный нормативный документ, который разрабатывается специально для обобщения информации по срокам хранения документов, но это не ставит его выше законов и ведомственных нормативных актов. Всегда существует риск того, что сроки хранения отдельных видов документов, указанные в Перечне, могут не соответствовать срокам хранения, установленным законодательством Российской Федерации», - предостерегает ведущий эксперт по управлению документацией компании «ЭОС», член Гильдии Управляющих Документацией Н. Храмцовская.
А для установления сроков хранения научно-технической документации используется «Перечень типовых архивных документов, образующихся в научно-технической и производственной деятельности организаций, с указанием сроков хранения», утвержденный приказом Министерства культуры Российской Федерации от 31 июля 2007 года № 1182 (зарегистрирован в Минюсте России 27 сентября 2007 г., регистрационный № 10194). Этот перечень включает в себя сведения о типовых архивных документах о научной, научно-технической, производственно-технической, проектной и строительной деятельности организаций.
ОФОРМЛЕНИЕ РЕКВИЗИТОВ
При оформлении документов необходимо соблюдать правила, обеспечивающие:
· юридическую силу документов;
· оперативное и качественное их исполнение и поиск;
· возможность обработки документов с помощью средств вычислительной техники;
· качество документов как исторических источников.
Каждый документ состоит из отдельных элементов, которые называются реквизитами.
Реквизит документа –обязательный элемент оформления официального документа.
Различные виды документов имеют различный набор реквизитов.
Правила составления и оформления реквизитов, а также место их расположения изложены в
· «Правилах делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти», «Методических рекомендациях по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти»
· и в ГОСТе Р 6.30-2003.
Как уже было сказано, требования к оформлению реквизитов в этих документах во многом не совпадают. Например, общее количество реквизитов в ГОСТе – 30, а в Правилах - 24. Некоторые реквизиты, указанные в ГОСТе, в Правилах получили новое название, другие отсутствуют, один реквизит добавлен. Радует, что содержание и оформление большинства реквизитов в основном совпадает, а обо всех нововведениях будет рассказано ниже.
Перечень реквизитов
ГОСТ Р 6.30-2003
ПРАВИЛА
01 - Государственный герб Российской Федерации
01 - Государственный герб Российской Федерации
02 - герб субъекта Российской Федерации
03 - эмблема организации или товарный знак (знак обслуживания)
04 - код организации
05 - основной государственный регистрационный номер (ОГРН) юридического лица
06 - идентификационный номер налогоплательщика/код причины постановки на учет (ИНН/КПП)
07 - код формы документа
08 - наименование организации
02 – наименование федерального органа исполнительной власти
09 - справочные данные об организации
07 – справочные данные о федеральном органе исполнительной власти
10 - наименование вида документа
05 – вид документа
03 – должность лица, подписавшего документ
11 - дата документа
09 – дата документа
12 - регистрационный номер документа
10 - регистрационный номер документа
13 - ссылка на регистрационный номер и дату документа
13 - ссылка на исходящий номер и дату документа адресанта
14 - место составления или издания документа
06 - место составления (издания) документа
15 – адресат
08 – адресат
16 - гриф утверждения документа
16 - гриф утверждения
17 – резолюция
21 – указания по исполнению документа
18 - заголовок к тексту
11 – наименование документа
19 - отметка о контроле
22 – отметка о контроле документа
20 - текст документа
12 – текст документа
21 - отметка о наличии приложения
14 – отметка о наличии приложений
22 – подпись
04 – подпись должностного лица
23 - гриф согласования документа
15 – гриф согласования
24 - визы согласования документа
17 – виза
25 - оттиск печати
18 – оттиск печати
26 - отметка о заверении копии
19 – отметка о заверении копии
27 - отметка об исполнителе
20 – отметка об исполнителе
28 - отметка об исполнении документа и направлении его в дело
23 – отметка об исполнении документа
29 - отметка о поступлении документа в организацию
30 - идентификатор электронной копии документа
гриф ограничения доступа к документу (в ГОСТе 1997 года)
24 – отметка о конфиденциальности
В ГСДОУ все реквизиты подразделяются на основные (обязательные) и дополнительные.
Обязательными реквизитами всех систем являются: автор, наименование вида документа, заголовок к тексту, дата, регистрационный номер документа, текст, визы, подпись, отметка об исполнении и направлении в дело. Наличие в документе всех необходимых обязательных реквизитов определяют юридическую силу документа.
Приложение № 11 Рекомендаций содержит Правила оформления реквизитов документов и практически повторяет и закрепляет методологически требования ГОСТ 6.30-2003. Но необходимо напомнить, что ГОСТ и Рекомендации носят только рекомендательный характер и нормативными актами не являются.
Схема расположения реквизитов закреплена в формуляре-образце документа.
Формуляр – совокупность расположенных в определенной последовательности реквизитов документа.
Формуляр документа -набор реквизитов официального письменного документа, расположенных в определенной последовательности.
Формуляр–образец документа -модель построения документа, устанавливающая область применения, форматы, размеры полей, требования к построению конструкционной сетки и основные реквизиты.
Уважаемые дамы и господа!
Уже более 10 лет компания "Уникум" является активным участником рынка игрового оборудования и за эти годы стала крупнейшим поставщиком оборудования для индустрии развлечений.
Вы спросите, как мы смогли добиться таких результатов?
Ответ прост: для нас главное – это наш клиент.
…
С уважением,
Генеральный директор М.Б. Воронцов
Н.А. Павлова
495 181 90 42