· личную подпись, а при необходимости и должность визирующего документ;
· расшифровку подписи (инициалы, фамилию);
· дату подписания.
Например:
Начальник юридического отдела
_______________ А.С. Орлов
25.11.2010
Визирование документа является его согласованием внутри организации (или внутри нескольких организаций при издании совместного документа). Виза показывает, что должностное лицо ознакомилось с документом и выразило свое отношение к нему.
При наличии замечаний к документу визу оформляют следующим образом:
Имеются замечания (Согласен, с учетом замечаний и др.)
Начальник юридического отдела
__________________ А.С. Орлов
14.11.2010
Замечания излагаются на отдельном листе, подписываются и прилагаются к документу.
Отказ от визирования документа не допускается.
Однозначного ответа на вопрос, где должны быть расположены визы, ответа нет. Визы могут быть проставлены как на лицевой, так и на оборотной стороне проекта документа.
В Рекомендациях (Приложение № 11) записано, что
- на проектах законодательных актов визы проставляются на лицевой сторонепроекта документа;
- на проектах актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации визы проставляются на оборотной сторонепоследнего листа первого экземпляра проекта документа;
- на документах, подлинники которых помещаются в дела федерального органа исполнительной власти, визы проставляются на оборотной сторонепоследнего листа документа приказы, распоряжения и др.);
- в служебных письмах визы проставляются на копии документа, помещаемой в дело федерального органа исполнительной власти, или на оборотной стороне последнего листа подлинника, если письмо пересылается адресаты по факсимильной без досылки подлинника по почте;
- на внутренних информационно-справочных документах (докладных служебных, аналитических записках, справках и др.) визы проставляются на лицевой сторонепоследнего листа документа под подписью, ближе к нижнему полю.
Мы рекомендуем проставлять визы в нижней части лицевой стороны копии отправляемого документа, и на лицевой стороне документов, подлинники которых остаются в организации.
Допускается, по усмотрению организации, полистное визирование документа и его приложения.
Возможно оформление виз документа на отдельном листе согласования. В этом случае указывается, к какому документу этот лист относится: вид документа, автор, дата, номер, заголовок.
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
к проекту Устава
(название организации)
№
п/п
Структурное подразделение
Наименование должности
Ф.И.О.
должностного лица
Дата
Подпись
Примечание
Круг должностных лиц, визирующих документ, и последовательность визирования устанавливаются нормативными актами организации и зависят от вида документа и его содержания.
Реквизит 25 (дополнит.) - оттиск печати
Этот реквизит заверяет подлинность подписи должностного лица на документах, удостоверяющих права лиц, фиксирующих факты, связанные с финансовыми средствами, а также на иных документах, предусматривающих заверение подлинной подписи.
Требования к гербовой печати изложены в ГОСТ Р 51511-2001 (с изм. № 1 от 2002 г.) «Печати с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации. Форма, размеры и технические требования».
Документы заверяют печатью организации.
ГОСТ Р 6.30-2003 определяет зону расположения реквизита «Печать» и не содержит каких-либо дополнительных требований к проставлению печати. В Рекомендациях уточняется, что «печать ставится на свободном от текста месте, не захватывая личной подписи должностного лица. Печать может захватывать часть наименования должности лица, подписавшего документ». (Рекомендации Приложение № 11).
В документах, подготовленных на основе унифицированных форм, печать ставится там, где есть специальные пометки «Место для печати» или «МП». Место для печати может быть обозначено кругом (с пометкой «ставить точно в круг»).
На финансовых документах (например, на чеках) печать должна располагаться строго в границах установленной для нее зоны и не затрагивать других реквизитов (подписи, наименования должности и др.). Наложение печати на другие реквизиты затрудняет проверку подлинности документа.