Управленческая деятельность присуща всем учреждениям, предприятиям и организациям.
Она охватывает организационные вопросы, планирование, финансирование, отраслевую производственную работу, подбор и расстановку кадров, контроль и т.д. В процессе управления собирается, обрабатывается и передается огромное количество информации.
На основе информации принимаются управленческие решения, информация служит доказательством их исполнения и источником для обобщения. Эффективность управления зависит от объема, оперативности и достоверности информации, которая фиксируется в документах.
Документ, зафиксировав информацию, тем самым обеспечивает ее сохранение и накопление, возможность передачи другому лицу, а также многократное использование информации.
Таким образом, документирование управленческой деятельности заключается в записи по установленной форме необходимой для управления информации, то есть в создании документов. Кроме того, документирование во многих случаях является обязательным, предписывается законом и актами государственного управления.
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ"Об информации, информационных технологиях и о защите информации"в п. 2 ст. 11 указывает:
«В федеральных органах исполнительной власти документирование информации осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Правила делопроизводства и документооборота, установленные иными государственными органами, органами местного самоуправления в пределах их компетенции, должны соответствовать требованиям, установленным Правительством Российской Федерации в части делопроизводства и документооборота для федеральных органов исполнительной власти».
В разных организациях состав и количество создаваемых документов различны.
Комплект документов определяется:
§ кругом вопросов, решаемых организацией в процессе деятельности;
§ объемом и характером компетенции учреждения;
§ объемом и характером взаимосвязей с другими организациями.
Объединяя операции по информационно-документационному обслуживанию управления, делопроизводство является его главной обеспечивающей функцией. Порядок ведения делопроизводства определяется нормативными документами.
В соответствии с Программой национальной стандартизации Российской Федерации на 2006–2007 годы Государственным учреждением ВНИИДАД подготовлен национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие требования».
Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ISO 15489-1-2001 Information and documentation. Records management. General, который был разработан в Европе в 2001 году и выдвигал единые нормы делопроизводства. ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 является аутентичным переводом этого международного стандарта, утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.03.2007 № 28-ст.
Стандарт содержит общие требования к методологии управления документами на всех видах носителей, а также процедуры разработки и внедрения современных систем делопроизводства. Главная идея стандарта заключается в признании делопроизводства неотъемлемой частью управления.
Область применения ГОСТ Р ИСО 15489-1— 2007:
- распространяется на управление документами (всех форматов и на всех носителях), создаваемыми или получаемыми государственной или коммерческой организацией в процессе ее деятельности или лицом, на которого возложена обязанность создавать и сохранять документы;
- содержит положения об ответственности, политике, процедурах, системах и процессах, связанных с документами организаций;
- содержит руководящие указания по управлению документами в рамках процессов управления качеством и управления окружающей средой в соответствии с национальными стандартами ГОСТ Р ИСО 9001 и ГОСТ Р ИСО 14001;
- содержит методические рекомендации по проектированию и внедрению документной системы.
Новый стандарт предназначен прежде всего для персонала служб ДОУ (документационного обеспечения управления); для руководителей и менеджеров всех уровней; для всех специалистов в области управления документами, информацией и технологиями. То есть, аудитор вы или системный администратор, документовед или юрист – этот стандарт для вас!
Необходимо отметить, что данный стандарт не распространяется на управление архивными документами в архивных учреждениях.
Стандарт конкретизирует требования к управлению документами, дает характеристику документных систем, описывает порядок проектирования и внедрения документных систем. Большое внимание в стандарте уделено процессам управления документами и контролю. Уделено внимание мониторингу и аудиту, то есть проверке качества работы документной системы в организации, исполнения пользователями своих обязательств в отношении системы. В стандарте указано, что соответствие систем установленным требованиям, а также мониторинг следует документально фиксировать, а отчетные документы следует сохранять.
Последний раздел стандарта посвящен обучению: «Организация, стремящаяся соблюдать требования настоящего стандарта, должна принять долгосрочную программу обучения в области управления документами. Программы обучения управлению документами должны быть адресованы и охватывать всех работников: руководящих, штатных, временных. Учебные программы могут быть подготовлены и реализованы во взаимодействии со сторонними организациями».
Делопроизводство - одна из функций управления
Делопроизводство есть документирование деятельности организации, основанное на научной организации с применением современной техники.
Делопроизводство охватывает весь комплекс работ по созданию и оформлению документов, их исполнению и контролю сроков исполнения, по учету документов, формированию дел из исполненных документов, хранению и использованию текущих дел, подготовке их к сдаче в архив.
В настоящее время термин "Делопроизводство" чаще звучит как "документационное обеспечение управления" (ДОУ). Такое определение более точно отражает весь комплекс работ с документами в организации.
Документационное обеспечение управления выполняет специальная служба, действующая на правах самостоятельного структурного подразделения. Это может быть: управление делами, общий отдел, канцелярия или секретариат. В организациях с небольшим документооборотом те же функции выполняет секретарь руководителя или другое специально назначенное должностное лицо.
Для того чтобы разобраться в многообразии документов, разработаны определенные правила их составления, оформления, формы и методы работы с документами.
Для всех организаций, учреждений, предприятий Российской Федерации независимо от формы собственности или функций установлены единые требования по составлению и оформлению документов и работе с ними. Эти требования изложены в основных положениях Государственной системы документационного обеспечения управления (ГСДОУ) и ГОСТах, инструкциях по делопроизводству, номенклатурах дел и других нормативно-методических документах по ведению делопроизводства.
Работа управленческого аппарата, как любая работа сегодня, строится на основах научной организации труда. Для повышения оперативности и сокращения трудоемкости делопроизводственного процесса внедряется механизация и автоматизация работы с документами.
Средства механизации подразделяются на:
· технические средства составления и изготовления документов (пишущие автоматы);
· технические средства для копирования и оперативного размножения документов (электрографическое копировальное оборудование - ксерокс, а также средства оперативной полиграфии - гектографы, ротапринты, ротаторы);
· технические средства экспедиционной обработки документов (листоподборочные устройства, датировщики, конвертозаклеивающие машины, нумераторы, сшиватели, адресовальные, конвертовскрывающие устройства, бумагорезательное оборудование и др.);
· средства хранения документов (различного рода шкафы, стеллажи, картотеки).
При решении задач документационного обеспечения управления используется электронная техника. Использование ПЭВМ позволяет не только отредактировать напечатанный текст, не прибегая к перепечатке документа, набранный текст распечатать на принтере и сохранить на магнитном диске для дальнейшего использования, но и создать электронный архив, организовать систему электронной регистрации и поиска, обеспечить «маршрутизацию» документов внутри организации, усовершенствовать доступ к информации.
От рациональной организации делопроизводства зависит оперативность управления, надежность, экономичность управленческого труда, культура работы аппарата, возможность использования документной информации в будущем.
В зависимости от функции управления создаются различные виды и разновидности документов. Вид документа следует отличать от его разновидности. Вид документа - это обозначение наименования документа. Например, протокол - вид документа. Разновидность его - протокол собрания, протокол заседания, протокол допроса и др. Или: акт - вид документа, его разновидность - акт приема-передачи дел, акт инвентаризации, акт ревизии и др.
Управленческая деятельность фиксируется в основном организационно-распорядительными документами (ОРД), которые условно подразделяются на 3 группы:
· организационные документы;
· распорядительные документы;
· справочно-информационные документы.
Деятельность любой организации регулируется правовыми документами. Прежде всего это - организационные документы, которые разрабатываются самими учредителями и являются нормативными. Организационные документы регламентируют задачи и функции организации, структуру, организацию работы, права, обязанности, ответственность руководства, структурных подразделений и сотрудников. В состав организационных документов входят: устав и другие учредительные документы, инструкция, штатное расписание, правила внутреннего распорядка и другие.
В целях разрешения основных задач организации издаются приказы, указания, постановления, решения, распоряжения. Это вторая группа - распорядительные документы.
Третья группа - справочно-информационные документы - включает в себя служебные письма, справки, обзоры, докладные записки и др.
Все перечисленные выше документы относятся к управленческим или ОРД. Исключением являются финансово-бухгалтерские документы, имеющие специфические особенности составления и оформления.
Унификация и стандартизация документов
Основными направлениями совершенствования документов является их унификация и стандартизация.
В целях сокращения количества документов, применяемых в управленческой деятельности, в целях типизации их форм, снижения трудовых и материальных затрат на их подготовку и оформление, в целях достижения единообразия информационных баз проводятся работы по унификации документов, созданию унифицированных систем документации (УСД). С помощью унификации устанавливаются единые правила составления документов.
В основе создания унифицированных систем документации лежит единообразие состава и формы управленческих документов:
· унифицированная система организационно-распорядительной документации;
· унифицированная система банковской документации;
· унифицированная система финансовой, учетной и отчетной бухгалтерской документации бюджетных учреждений и организаций;
· унифицированная система отчетно-статистической документации;
· унифицированная система учетной и отчетной бухгалтерской документации предприятий;
· унифицированная система документации по труду;
· унифицированная система документации Пенсионного фонда Российской Федерации;
· унифицированная система внешнеторговой документации.
Формой юридического закрепления унификации документов является стандартизация служебных документов.
Стандартизация в области документоведения означает установление общегосударственных форм и требований к документам, рекомендованных к использованию всеми организациями, учреждениями и предприятиями, независимо от формы собственности и организационно-правовой формы. Применение их повышает культуру современной управленческой деятельности, обеспечивает более эффективное использование средств механизации и автоматизации в управленческом труде.
Унификация и стандартизация служебных документов создает возможность составления типовых (трафаретных) текстов для документов, содержащих идентичную и повторяющуюся информацию. В этих случаях повторяющаяся часть текстов выносится в трафарет, а для информации, имеющей индивидуальный характер, оставляются свободные строки, которые заполняются при составлении документа (контракт, акт, справки личного характера). Унификации могут быть подвергнуты отдельные фразы.
Классификация документов
С целью создания возможностей для проведения унификации и стандартизации документов, для того, чтобы выработать правила их составления и оформления, формы и методы работы с ними, была произведена классификация документов по определенным признакам.
По способу изготовления (фиксации информации) документы подразделяются на:
§ письменные (рукописные и печатные);
§ технические - это обобщенное название документов, отражающих техническую мысль: конструкторскую, проектно-сметную, технологическую. Основная часть технических документов выполняется графическими приемами (чертежи), но есть и описания к этим чертежам;
§ фоно-, аудио-, акустические документы - содержание которых передано посредством звукозаписи (звуковые файлы);
§ кинодокументы - изобразительные документы, содержание которых фиксируется с помощью специальной аппаратуры на кинопленке и отражает предметы и события в движении;
§ фотодокументы - изобразительные документы, содержание которых передано фотографическим способом;
§ аудиовизуальные, видеодокументы содержат и изобразительную, и звуковую информацию.
По ценности содержания: научные, исторические, оперативные и т.д.
По назначению: для фиксации событий, для передачи информации, для выполнения основных задач.
По стадиям создания:
§ черновик (предварительная редакция документа);
§ беловик (чистовик);
§ подлинник, или оригинал (документ в окончательной редакции, оформленный с учетом требований ГОСТа);
§ копия документа - точное воспроизведение подлинника. Копии бывают факсимильные и свободные. Факсимильная копия содержит все реквизиты документа и отражает особенности их изготовления (ксерокс, факс, фотокопия);
§ отпуск - копия исходящего документа, остающаяся в учреждении;
§ дубликат - копия, которая выдается в случае утраты подлинника, или оригинала, обладает той же юридической силой, что и подлинник;
§ выписка- копия официального документа, воспроизводящая какую-либо его часть, заверенную в установленном порядке;
§ автограф-документ, написанный рукой автора.
По срокам хранения:
§ документыпостоянного (бессрочного) хранения (представляющие интерес для науки, истории; планы, отчеты, протоколы, постановления, решения и др.);
§ документы, имеющиедлительные сроки хранения (свыше 10 лет), - личные дела, истории болезни, техническая документация и др.;
§ некоторые документы имеют временные сроки хранения (до 10 лет).
По степени гласности:обычные, секретные (с грифами ДСП, КТ, конфиденциально и др.).
По юридической силе:подлинные (действительные и недействительные), подложные.
По способу изложения материала:примерные, индивидуальные, типовые.
По роду деятельности:система банковской документации, система отчетно-статистической документации, система внешнеторговой документации, системаорганизационно-распорядительной документации и др.
По форме:табличные, текстовые, анкетные, трафаретные и др.
По происхождению:
§ именные, или личные (удостоверяющие личность);
§ служебные (отражающие работу учреждения по основной деятельности и по личному составу).
По срокам изготовления:срочные, несрочные.
По наименованию:приказ, письмо, справка, акт и другие виды документов.
По степени сложности:простые (рассматривается один вопрос), сложные (несколько вопросов).
По месту составления:внутренние и внешние; внешние, в свою очередь, делятся на входящие и исходящие.