Статистические наблюдения дают лишь исходный материал. Для получения характеристик объекта необходимо произвести сводку материала статистического наблюдения
Сводка– это следующий после статистического наблюдения этап работы, приводящий к главной цели – к цифровой характеристике объекта наблюдения.
Сводка предусматривает решение следующих задач:
1. Группировку полученных при наблюдении материалов.
2. Составление системы показателей для характеристики типичных групп, подгрупп и т.д.
3. Подсчет числа единиц и итогов в группах и подгруппах.
4. Оформление результатов этой работы в виде таблиц.
Сводка может быть простой и сложной. Простая сводка проводится без распределения полученных сведений на группы. Она просто суммирует сведения, содержащиеся во всех формулярах, и измеряет общий объем изучаемого показателя. Например, чтобы получить общую численность студентов в России, достаточно сложить данные по всем высшим учебным заведениям. Сложная сводка предполагает предварительное распределение единиц совокупности на группы (например, на крупные и малые фирмы, на рейтинги банков и т.п.). Она дает возможность подсчитать число единиц совокупности по группам и объём изучаемого признака в каждом из них. Результаты сводки и группировки всегда излагаются в виде статистической таблицы.
Главное содержание сводки составляют макеты таблиц, в которые будут заноситься результаты. Для успешного осуществления сводки составляется ее план, в котором фиксируются: решение вопросов организации сводки, оформление ее результатов в виде таблиц, публикаций в виде статистических сборников и т.д.
Статистическая группировка – это расчленение изучаемой совокупности на группы и подгруппы по определенным характерным признакам для глубокого и всестороннего изучения общественных явлений.
С помощью группировки решаются следующие задачи:
1) выделение социально-экономических типов (типологическая группировка);
2) изучение структуры явления и структурных сдвигов, происходящих в нем (структурные группировки);
3) выделение связи и зависимости между явлениями (аналитическая группировка).
Перед началом группировки выделяют группировочный признак или основания группировки – это существенный признак, по которому вся совокупность делится на группы. Выбор основания зависит от цели группировки и всего исследования в целом и от предварительного экономического анализа.
Основанием группировки могут служить следующие признаки: атрибутный, количественный, пространственный, временной.
Атрибутный признак может быть определен по названию единицы наблюдения. Например, по профессии: слесарь, токарь и т.д.; по полу: мужской, женский.
Количественный признак определяет уровень признака. Например, разряд рабочих, уровень образования, возраст и т.д.
Пространственный признак определяет место расположения единицы наблюдения. Например, слесарь в Москве и Казани имеет разную заработную плату.
Временной признак определяет время протекания исследуемого процесса.
От группировок следует отличать классификацию. Классификация –это устойчивая система классов и групп, которые образованы на основе сходства и различия единиц изучаемого объекта.
Отличительной чертой классификации является то, что в основу ее кладется атрибутный признак. Статистическая классификация осуществляется по самым существенным признакам, которые изменяются очень мало, и потому они существуют очень долгое время. Благодаря этому имеется возможность сравнивать статистические данные, их характеристики, полученные в разное время. Как правило, классификации разрабатываются органами государственной и международной статистики (например, Единый государственный регистр предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования, Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКПД) и т.д.).
Виды группировок
В статистике различают:
1. Типологические группировки.
Типологическая группировка – это разделение качественно разнородной исследуемой совокупности на однородные группы единиц в соответствии с социально-экономическими типами. Они разделяют исследуемые общественные явления на классы, социально-экономические типы, т.е. по атрибутному признаку. Этот вид группировки применяют там, где надо выделять группы по их качественным особенностям. Например, группировки хозяйственных объектов по формам собственности, населения по общественным группам, разделение предприятий по качеству оснащенности, по стоимости основных фондов. Выделение типов осуществляется не по одному признаку, а по совокупности признаков, характеризующих многие стороны объекта.
2. Структурные группировки.
Структурные группировки – это расчленение однородной в качественном отношении совокупности единиц на группы, которые характеризуют строение этой совокупности, ее структуры. Например, изучение состава населения по полу, возрасту и другим признакам, определение значения каждого вида транспорта в транспортном балансе страны, группировка предприятий по численности работников и т.д.
3. Аналитические группировки.
Они устанавливают связь между отдельными признаками изучаемого объекта и выявляют факторы, влияющие на эту связь. Под факторами в статистике понимают признаки, которые оказывают влияние на другие, зависимые признаки, называемые результативными. Например, предприятия делятся по уровню производительности труда – это фактор, и он будет влиять на себестоимость продукции – это результативный признак; уровень квалификации работников – это фактор, а результативный признак – уровень производительность труда.
Особенностями аналитической группировки является то, что единицы группируются по факторному признаку и каждая выделенная группа характеризуется средними значениями результативного признака.
4. Вторичные группировки.
Это повторная группировка статистического материала, производимая по тому же признаку, что и первичная группировка с дроблением или укрупнением интервалов группировки. Цель вторичной группировки: получить более наглядную картину развития изучаемого явления.
Вторичная группировка может производиться двумя способами:
- объединение первоначальных интервалов; в этом случае интервалы первичной группировки укрупняются, что дает более четкую картину развития явления;
- долевая перегруппировка; осуществляется в соответствии с удельным весом каждой группы в общей совокупности.
5. Комбинированные группировки.
Это группировка, производимая не по одному, а по нескольким группировочным признакам. Поскольку при этом резко возрастает количество групп, то этот вид группировки применяют при большом количестве наблюдений.
Система группировок
Система группировок –это ряд взаимосвязанных статистических группировок по наиболее существенным признакам, всесторонне отражающим важнейшие стороны изучаемых явлений. Применяется для многостороннего анализа экономических явлений. Система группировок должна отвечать определенным критериям. Выделяют две группы критериев: логическую и формальную.
Логический критерий:
а) система критериев должна охватывать изучаемый объект с разных сторон;
б) в системе группировок должно найти отражение решение типологических, структурных и аналитических задач исследования;
в) каждая отдельная группировка должна составлять одну из логических звеньев общей цепи;
г) выводы по одной группировке не должны противоречить выводам по другим;
д) система не должна претерпевать существенных изменений во времени.
Формальный критерий:
а) группировки по качественным признакам должны производиться раньше группировок по количественным признакам;
б) результативные признаки должны быть выражены одинаковыми для всей системы показателями;
в) таблицы системы должны иметь стабильную нумерацию;
г) нельзя изменять интервалы группировок от года к году.
Соблюдение логических и формальных критериев делает систему группировок достаточно гибкой и в тоже время стабильной.
После того как определено основание группировки, следует решить вопрос о количестве групп, на которые надо разбить исследуемую совокупность.
При группировке по атрибутному признаку число групп определяется количеством соответствующих наименований, если число этих наименований не велико. Примерами могут служить классификации отраслей экономики, автотранспортных предприятий по целевому назначению (грузовые, автобусные, таксомоторные и др.).
При группировке по количественному признаку число групп определяется в зависимости от характера изменения признака и задач исследования. Если количественный признак меняется прерывно (дискретно), т.е. может принимать только некоторые – чаще целые значения (например, тарифный разряд рабочих), то число групп должно соответствовать количеству значений признака.
При непрерывном изменении признак принимает любые значения (например, стаж работы или возраст рабочих), поэтому группы ограничиваются значениями признака в интервале «от – до».
Чем больше групп, тем точнее будет воспроизведен характер исследуемого объекта. Однако слишком большое число групп затрудняет выявление закономерностей при исследовании социально-экономических явлений и процессов. Поэтому в каждом конкретном случае при определении числа групп следует исходить не только из степени изменения признака, но и из особенностей объекта и цели исследования.
Определение числа групп можно осуществить по формуле Стерджесса
,
где n – число наблюдений.
Согласно этой формуле выбор числа групп зависит от объема совокупности.
Когда определено число групп, то следует определить интервалы группировки.
Интервал – это значение варьирующего признака, лежащее в определенных границах. На практике используются три вида интервалов: равные, неравные (постепенно увеличивающиеся) и специализированные.
Равные интервалы используются, если нужно охарактеризовать количественные различия в величине внутри групп одинакового качества (например, при группировке рабочих определенной профессии по проценту выполнения норм выработки), а также если вариация признака проявляется в сравнительно узких границах и распределение носит равномерный характер.