Наиболее сложны для педагогической коррекции такие расстройства поведения у детей, как агрессивность, двигательная и эмоциональная сверхактивность.
Как в общих чертах выглядит гиперактивный ребенок?
Он непоседлив, двигательно беспокоен, неряшлив, всегда занят, не заканчивает начатое дело, за всё хватается, но быстро расхолаживается, ведет себя как заведенный, бегает больше, чем ходит, настроение быстро меняется, импульсивен, нарушена концентрация внимания, у него часто плохой сон, иногда недержание мочи и кала. Чаще всего это мальчик, но может быть и девочка. С возрастом двигательная расторможенность и возбудимость сглаживаются.
Иначе ведет себя агрессивный ребенок.
Он держится вызывающе, не слушается родителей, выходит из себя по пустякам, неусидчив, считает себя обманутым, жесток, драчлив, без причины бьёт кулаками или пинает других детей, проявляет инициативу, любит, что бы окружающие выполняли его желания, не признаёт за собой вины, обвиняет других в собственных проступках, плохо себя ведет, несмотря на уговоры, иногда лжет, не извлекает пользы из ошибок, отказывается допустить, что он не прав, невнимателен к занятиям. С возрастом поведение может ухудшиться.
Как заниматься с гиперактивными детьми- индивидуально или в группе? Чаще индивидуально, ибо многие физиологи и детские психиатры утверждают, что повышенно возбудимые дети должны как можно дольше находится вне шумного коллектива ( Н. И. Красногорский, 1954; Т. П. Симсон, 1956). Современные психоневрологи тоже рекомендуют в случаях когда в группе детского сада собралось несколько расторможенных детей, развести их по возможности по разным группам.
Занятия психогимнастикой полезны детям с трудностями поведения и характера.
1. Миша Л., 7 лет. Это высокий, русоволосый, голубоглазый и улыбчивый мальчик. Он кажется беспечным, «без комплексов». Миша выведен из школы из за двигательной расторможенности, эмоциональной неадекватности и нарушений концентраций внимания, которые не позволили ему адаптироваться в школе. Миша был неусидчив на уроке, не усваивал школьных навыков. На занятиях психогимнастикой мальчик чувствовал себя счастливым., так как его никто не упрекал в несостоятельности. Специально для него в занятия и упражнения включались упражнения и игры, тренирующие способность к сосредоточению и преодолению автоматизма, увеличивающие силу и объем внимания. Он принимал так же участие в этюдах на переживание эмоции интереса. Благодаря пробудившемуся интересу к избирательной деятельности, вызванному необычным способом рисования с помощью условных фигурок, у него стала улучшаться способность к сосредоточению, повысилась самооценка. Миша стал на всех своих рисунках ставить самому себе «5». Теперь не только на занятиях психогимнастикой, но и в группе он выглядит менее суетливым. Все своё свободной время мальчик стал рисовать картинки.
2. Серёжа Б., 6 лет. Это гипертимный, «лучезарный» мальчик. В группе он «невозможен» : двигательно беспокоен, неусидчив, импульсивен, постоянно весел. У него глаза смеются и улыбка до ушей, даже если ругают. Он пуглив: панически боится высоты и темноты. Мальчик плохо переключается, с одной деятельности на другую. Случается что отказывается идти на занятия психогимнастикой, объясняя, что если пойдет, то будет всем мешать, бегать и ничего не делать. Все уже привыкли, что Серёжа неуправляем, и даже тогда, когда он хорошо себя ведёт, дети этого не замечают. Они говорили его матери: « он ужас что вытворял в музыкальном зале», - в то время как Серёжа был спокоен на занятии. Серёжа стал посещать ещё и индивидуальные занятия, для того что бы он отдохнул от других детей., а дети отдохнули от него. Движения под музыку его мало организовывали, но игра в кляксы была для него необыкновенно привлекательна, ради этой игры он готов был пропустить прогулку.
Серёжа- фантазёр. Он с убежденностью говорил, что у него дома есть маленький братик, которому нет ещё годика и с которым он любит играть. Мальчик с такими подробностями рассказывал о своём брате, что многие взрослые были уверены в его существовании. Ещё Серёжа всем сообщал , что он «болгарец» , а не русский и что с братиком и родителями он совсем недавно приехал из Болгарии. Теперь же, когда его воображение занято разноцветными пятнами, его фантазии стали меньше «звучать» в группе. После игры в кляксы мальчик на некоторое время становился спокойнее.
3. Юра М., 8 лет. Это возбудимы, странный в поведении мальчик. Юра любит играть с водой. Дома у его отца есть музыкальная аппаратура, и мальчик едва ли не с колыбели постоянно слышал звучание рок-музыки. Уже на втором году жизни он пытался вместе с отцом подпевать певцам. Дети понимаю, что Юра «какой- то не такой». Стоит ему открыть дверь в группу, как мальчики начинают насмешливо выкрикивать: «Циркач! Клоун пришел!» Детей смешит и раздражает его чрезмерная подвижность и то, что он дергается( дергает бровями, носом, губами, теребит штаны- это так называемые тики). Его не любят и воспитатели: он постоянно негативистичен, срывает занятия с другими детьми, так как кривляется перед ними, выкрикивает что-нибудь и трясется ( быстро машет руками перед лицом и часто-часто полуприседает).
Мальчик стал посещать групповые и индивидуальные занятия по психогимнастике. Юра был очень выразителен в этюдах. Он лучше других детей понимал суть заданий, имеющих моральную подоплеку, хотя и не отличался хорошим интеллектом. Юра был отзывчив на тихую, печальную музыку. Когда исполнялась грустная музыка, у него на глаза всегда навертывались слезы. В группе Юра был ещё долго двигательно беспокоен и негативистичен, но на психогимнастике всё было иначе. Вот записи из дневников:
Занятие №7. Юра М. «невозможен в группе», но на психогимнастике послушен, очень заинтересован. После занятия попросил повторить «музыку Факира» ( сирийская народная мелодия), слушая её он хорошо расслабился.
Занятие №9. Юра М ведет себя спокойно, тиков нет, очень выразителен. В этюде «Чертёнок, или Мальчик- Наоборот» хорошо переключался (трясся и прекращал это делать по сигналу). Когда Мальчику – Наоборот, роль которого исполнял Юра, приказывали причесаться, закрыть дверь и т. п., Юра, увлеченный игрой, показывал чудеса переключения, т. е. на словесный сигнал выполнял всё наоборот. В какой-то момент ему в ходе игры ему приказывали не трястись. Замешкавшись на мгновение, мальчик принимал спокойную и не напряженную позу. После нескольких таких тренировок мальчик избавился от навязчивых движений.
Замечено, что изобразительная деятельность и музыка- это вспомогательные средства общения, благодаря которым облегчается возможность продуктивного контакта с гиперактивным ребенком. А. С. Грибоедов отметил это же в отношении детей с тяжёлой дисгармонией в эмоционально- волевой сфере, т. е. у детей-психопатов. Он писал, что художественное воспитание является во многих случаях ключом, отворяющим двери в интимную сторону личности, сближающим воспитанника с педагогом и дающим исход для разряда энергии.
При воспитании и лечении детей с моторной расторможенностью обычно рекомендуется уделять основное внимание двигательной гимнастике и тренировке внимания, а также предупреждения формирования у ребенка чувства собственной неполноценности ( Г. Ниссен, 1982).
Весь первый раздел второй части «Психогимнастики» в основном предназначен для гиперактивных детей. Двигательная гимнастика в форме общеразвивающих комплексов на психогимнастике не применяется, но многие этюды и игры из этого раздела полны движений. Они преследуют две цели: развитие психомоторных функции и регулирование поведения в коллективе.
Имеется антагонизм между излишней подвижностью и способностью к сосредоточению: «Кто не умеет управлять мускулатурой, не способен и к вниманию» ( Г. Модсли.). Поэтому в первом разделе представлено много упражнений и игр, не только направленных на развитие у ребенка неустойчивости, концентрированности, переключаемости и объёма внимания, но и способствующих произвольному изменению мышечного тонуса и релаксации.
Эффективность воздействия этих упражнений, этюдов и игр на расторможенных детей значительно повышается, если они сопровождаются музыкой.