Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Психомышечная тренировка (саморасслабление)



Аутотренинг нередко находится в центре психотерапевтической и психогигиенической деятельности детских психоневрологов и спортивных психологов. Гизела Эберлейн счи­тает, что уже в 7 — 8 лет дети способны изучать аутогенную тренировку и применять ее осмысленно. Аутогенная трени­ровка считается одним из лучших методов коррекции нару­шенного состояния личности (К. К. Платонов, 1981).

Широкое распространение аутотренинга в настоящее вре­мя, особенно в больших городах, объясняется эмоциональными перегрузками. Социально-биологические аритмии наблю­даются не только у взрослых, но и у детей, так как ускорен­ный темп жизни и сокращение периодов отдыха в течение щя коснулись и их.

Некоторые дети, особенно со слабой нервной системой, могут невротизироваться просто от того, что их психофизи­ческие и соматические реакции отстают от общего ритма жизни детского коллектива. Дошкольные психологи реко­мендуют вводить расслабляющие упражнения в повседневную жизнь детского сада и применять их неоднократно в течение дня (Л. Карманова, 1984).

На психогимнастике для сброса психоэмоционального на­пряжения используется детский вариант психомышечной тре­нировки, разработанный А. В. Алексеевым для юных спортс­менов, в свою очередь адаптированный нами для дошкольни­ков.

А. В. Алексеев рекомендует (для удобства обучения произ­вольному напряжению и расслаблению мышц тела) разделить все мышцы на пять групп: мышцы рук, ног, туловища, шеи и лица. Внимание ребенка последовательно привлекается к каж­дой группе мышц. А. В. Алексеев считает, что переходить к тренажу новой группы мышц не следует, пока предыдущая не станет «послушной».

Психофизический покой, достигаемый в результате психо­мышечной тренировки, восстанавливает силы ребенка, у него возникает приятная дремотность. Мы пользуемся этим моментом для мысленного прокручивания детьми некоторых переживаний, и не разрешенные до этого конфликты перера­батываются головным мозгом — «разрешаются» (Г. Эберлейн).

Более подробно с психомышечной тренировкой можно оз­накомиться по двум комплексам, представленным в первом разделе II части «Психогимнастики», там же даны и упражне­ния на снятие напряжения в какой-нибудь одной группе мышц.

При проведении психомышечной тренировки, особенно в заключительной ее части, необходимо соблюдать чувство меры, надо не затягивать отдых и «дозировать» внушение.

С целью закрепления полученных на психогимнастике на­выков и вербализации эмоций мы обращаемся к изобрази­тельной деятельности (о ней мы подробно рассказывали в предыдущих главах), а также к сочинению детьми «общих историй», которые затем инсценируются. Для этих видов деятельности детей выделяется дополнительное время (третье занятие).

 

Сочинение историй

Р. М. Стиртцингср (1983) описал терапию методом «обще­го сочинения историй» ребенком и психотерапевтом. Этот метод помогает ребенку найти адекватные способы разреше­ния конфликтов, вызывающих нарушения поведения дома и в школе.

Метод предполагает такую последовательность действий: сначала историю рассказывает ребенок, затем ее продолжает терапевт, который вводит в повествование более «здоровые» способы адаптации и разрешения конфликтов по сравнению с изложенными ребенком.

Юмор и театрализованность - существенная его часть, они увеличивали заинтересованность и удовольствие, получаемое ребенком. Этот метод помогает детям понять хорошее и пло­хое своего «я», осознать свой гнев и выразить его без опаски. В «ответном рассказе» терапевт представляет альтернативные решения конфликтов для того, чтобы ребенок не был порабо­щен невротическими типами поведения. Каждая история на­чинается ребенком со слов «однажды», «давным-давно», «да­леко-далеко»... Это позволяет ребенку говорить о том, что вызывало у него тревогу. В конце каждой истории ребенок придумывает заглавие, помогающее терапевту выделить наиболее важный аспект истории.

На психогимнастике мы тоже иногда пользовались методом «общего рассказывания историй». На индивидуальных занятиях оно проходило так, как его описывает Р. М. Стирт-цингер. На групповых занятиях психогимнастикой в сочинении «общей истории» принимали участие все дети совместно с ведущим.

Примеры вариантов планирования занятий

Занятие № 1

(для детей 5 — 6 лет)

Ι

1. Этюд «Карлсон» (мимика).

2. Этюд «Очень худой ребенок» (пантомимика).

3. Игра «Кто пришел?» (идентификация эмоций удовольствия — «Карлсон», страдания — «Митя»).

ΙΙ

4. Этюд «Эгоист».

5. Беседа «Кого зовут эгоистом».

6. Модель желательного поведения в этюде «Эгоист».

7. «Минута шалости».

ΙΙΙ

8. Игра «Любящие родители».

9. Игра «Кто за кем?» (наблюдательность. Успокое­ние).

IV.

10. Комплекс «Медвежата в берлоге» (саморасслабление).

 

Занятие № 2

(для детей 5 — 6 лет)

 

Ι

1. Этюд «Робкий ребенок».

2. Этюд «Смелый ребенок».

ΙΙ

3. Беседа «Кто что или кого боится».

4. Рисование на тему «Кого или чего я боюсь».

ΙΙΙ

5. Игра «В темной норе» (снятие страха темноты).

6. Игра «Запомни свою позу» (память).

IV

7. Этюд «Факир» (саморасслабление).

 

Занятие № 3

(для детей 6 — 7 лет)

I — II.

1. Сочинение всеми детьми совместно с ведущим «общей истории».

III.

2. Инсценировка «общей истории».

3. «Минута шалости».

4. Этюд «Что слышно?» (внимание. Подготовка к по­следующей деятельности).

IV.

Комплекс «На берегу моря» (саморасслабление).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.