Аутотренинг нередко находится в центре психотерапевтической и психогигиенической деятельности детских психоневрологов и спортивных психологов. Гизела Эберлейн считает, что уже в 7 — 8 лет дети способны изучать аутогенную тренировку и применять ее осмысленно. Аутогенная тренировка считается одним из лучших методов коррекции нарушенного состояния личности (К. К. Платонов, 1981).
Широкое распространение аутотренинга в настоящее время, особенно в больших городах, объясняется эмоциональными перегрузками. Социально-биологические аритмии наблюдаются не только у взрослых, но и у детей, так как ускоренный темп жизни и сокращение периодов отдыха в течение щя коснулись и их.
Некоторые дети, особенно со слабой нервной системой, могут невротизироваться просто от того, что их психофизические и соматические реакции отстают от общего ритма жизни детского коллектива. Дошкольные психологи рекомендуют вводить расслабляющие упражнения в повседневную жизнь детского сада и применять их неоднократно в течение дня (Л. Карманова, 1984).
На психогимнастике для сброса психоэмоционального напряжения используется детский вариант психомышечной тренировки, разработанный А. В. Алексеевым для юных спортсменов, в свою очередь адаптированный нами для дошкольников.
А. В. Алексеев рекомендует (для удобства обучения произвольному напряжению и расслаблению мышц тела) разделить все мышцы на пять групп: мышцы рук, ног, туловища, шеи и лица. Внимание ребенка последовательно привлекается к каждой группе мышц. А. В. Алексеев считает, что переходить к тренажу новой группы мышц не следует, пока предыдущая не станет «послушной».
Психофизический покой, достигаемый в результате психомышечной тренировки, восстанавливает силы ребенка, у него возникает приятная дремотность. Мы пользуемся этим моментом для мысленного прокручивания детьми некоторых переживаний, и не разрешенные до этого конфликты перерабатываются головным мозгом — «разрешаются» (Г. Эберлейн).
Более подробно с психомышечной тренировкой можно ознакомиться по двум комплексам, представленным в первом разделе II части «Психогимнастики», там же даны и упражнения на снятие напряжения в какой-нибудь одной группе мышц.
При проведении психомышечной тренировки, особенно в заключительной ее части, необходимо соблюдать чувство меры, надо не затягивать отдых и «дозировать» внушение.
С целью закрепления полученных на психогимнастике навыков и вербализации эмоций мы обращаемся к изобразительной деятельности (о ней мы подробно рассказывали в предыдущих главах), а также к сочинению детьми «общих историй», которые затем инсценируются. Для этих видов деятельности детей выделяется дополнительное время (третье занятие).
Сочинение историй
Р. М. Стиртцингср (1983) описал терапию методом «общего сочинения историй» ребенком и психотерапевтом. Этот метод помогает ребенку найти адекватные способы разрешения конфликтов, вызывающих нарушения поведения дома и в школе.
Метод предполагает такую последовательность действий: сначала историю рассказывает ребенок, затем ее продолжает терапевт, который вводит в повествование более «здоровые» способы адаптации и разрешения конфликтов по сравнению с изложенными ребенком.
Юмор и театрализованность - существенная его часть, они увеличивали заинтересованность и удовольствие, получаемое ребенком. Этот метод помогает детям понять хорошее и плохое своего «я», осознать свой гнев и выразить его без опаски. В «ответном рассказе» терапевт представляет альтернативные решения конфликтов для того, чтобы ребенок не был порабощен невротическими типами поведения. Каждая история начинается ребенком со слов «однажды», «давным-давно», «далеко-далеко»... Это позволяет ребенку говорить о том, что вызывало у него тревогу. В конце каждой истории ребенок придумывает заглавие, помогающее терапевту выделить наиболее важный аспект истории.
На психогимнастике мы тоже иногда пользовались методом «общего рассказывания историй». На индивидуальных занятиях оно проходило так, как его описывает Р. М. Стирт-цингер. На групповых занятиях психогимнастикой в сочинении «общей истории» принимали участие все дети совместно с ведущим.