Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Об эмоциях у детей с недержанием мочи и кала



 

Психически и физически здоровый ребенок к 3 годам, как правило, без каких-либо затруднений научается чистоплотности, связанной с контролированием деятельности кишечни­ка и мочевого пузыря. У детей с психическими нарушениями овладение навыками опрятности иногда не происходит. Дети часто стыдятся своего недостатка и боятся признаться в нем.

На занятии психогимнастикой в моменты переживания победы над страхами, когда достоинство ребенка повышается и наступает эмоциональная раскованность, у него может по­мниться потребность поделиться своей тайной с ведущим занятие, но только когда он с ведущим будет наедине. Для таких детей назначались индивидуальные занятия. Дети с такими тайнами часто раскрывались после участия в этюде «Гроза».

Так, например, в одной из групп был мальчик Де­нис К., 6 лет, агрессив­ный, конфликтный и упря­мый , но вместе с тем и стыд­ливый. Он бывал очень на­пряжен на занятиях психо­гимнастикой, так как не ре­шался сказать, что ему надо в туалет, иногда даже мо­чился из-за этого под себя. Как-то мальчик был захва­чен игрой «Прогулка» (см. II часть «Психогимнастики»), в которой имитировался страх перед грозой, и в кон­це занятия попросил оста­вить его в зале, чтобы, когда дети уйдут, поделиться сво­им секретом. Оказалось, что мальчик сосредоточен на естественных отправлениях своего организма. «Я очень не люблю больницу (он не­давно был госпитализирован в связи с пневмонией),— го­ворил мальчик. — Когда я там был, я боялся спать днем. Если засну, то обязательно обкакаюсь. Стыдно». Необходимо было снизить остроту низкой самооценки у Дениса. Для этого мы выбрали рисование. Нарисовав после участия в этюде на музыку В. Шаинского «Чунга-Чанга» человечков, он назвал их хохотунчиками и сказал: «Папа увидит моих хохотунчиков, удивится и похва­лит меня». Высокая самооценка как рисовальщика и надежда повысить свой престиж с помощью рисования в глазах отца делали менее актуальными его переживания, связанные с . естественными отправлениями. Денис перестал быть напря­женным, стал отпрашиваться в туалет, поведение его значи­тельно улучшилось.

Миша Ч., 6 лет, после участия в этюде «Гроза» сделал рисунок, в котором отражена его проблема мокрой постели: «Этот мальчик так испугался грома и молнии, —пояснял свой рисунок Миша, —что описался». Обычно такие темы как бы 1апретны для детей и в рисунке, и в разговорах. Когда мальчику через несколько дней было предложено повторить рисунок, он смутился и не стал его копировать.

В некоторых случаях дети были неопрятны... из-за сверх- опрятности. Так, один мальчик, Алеша, брезговал садиться на горшок и пользоваться туалетной бумагой. Ему казалось, что он может об них испачкаться. Неожиданно мальчик полностью избавился от этого симптома, и врач, лечивший его, посчитал, что это связано с направленной игрой. На первом занятии среди прочих этюдов дети разыг­рывали пантомиму «Грязная бумажка» (специально была придумана для Алеши). Алеша, когда ему последним предло­жили поднять чистую белую бумажку «из туалета», прореаги­ровал бурно: с гримаской отвращения на лице убежал. На итором занятии дети сами изготовляли «грязные бумажки» (см. II часть «Психогимнастики»). Алеша не подозревал, для чего они, с удовольствием марал и мял бумажки вместе со всеми. Затем их разбросали на полу, и каждый ребенок согласно эмоциональному содержанию этюда должен был пе­ренести эту «грязь» в урну. Когда пришла очередь Алеши, он встал на коленки и стал дуть на свою бумажку, продвигая ее к урне, но прикоснуться к своей бумажке мальчик не решился, словно бы и не он ее только что раскрашивал. На следующем занятии этюд был повторен. Алеша нагнулся, взял «грязную бумагу» кончиками двух пальцев и, отведя руку в сторону, отнес ее в урну. Больше жалоб матери на энкопрез у ребенка не было.

Иногда недержание кала возникает у детей из-за чрезмер­ной строгости и требовательности родителей. У ребенка, ис­пытывающего страх перед родителями, затормаживается акт дефекации, что может послужить причиной чрезмерного рас­тяжения прямой кишки, следствием чего являются запоры. '')то в свою очередь может вести к временной утрате способ­ности чувствовать позывы к дефекации.

В процессе психогимнастики почти никогда не употребля­лись игрушки, но однажды для снятия и как бы обесценива­ния симптома недержания кала в глазах четырехлетней Нади и на протяжении нескольких занятий разыгрывалась ку­кольная драматизация.

Каждый ребенок получал по малюсенькой куколке, кото­рая была завернута в пеленочку, слегка запачканную коричневой краской. Обсуждался с детьми вопрос: можно ли нака­зывать таких малюток, которые еще не умеют проситься на горшок? Все дети сказали, что нельзя, и с необычной тепло­той и вниманием купали своих куколок в ванночке с водой. Девочка, страдающая недержанием кала, сказала, что все рав­но будет бить и ругать куколку за то, что та запачкала пеленку. На следующем занятии куколки подросли (были даны другие), но они опять были неопрятны, однако дети снова их простили, опять купали и надевали на них вес чистое. Наде досталась куколка с необмаранной простынкой. Девочка победно всех оглядела и была в приподнятом настро­ении до конца занятия. С каждым новым занятием куклы подрастали, становились постепенно опрятными, дети испол­няли с ними обычные для психогимнастики этюды.

У Нади постепенно смягчилось поведение, она стала прощать свою куколку и в тех случаях, когда та была неопрятной: так внушающе на девочку подействовали высказывания и действия с куклами ее друзей по группе. Девочка перестала по отношению к кукле воспроизводить поведение своей мате­ри.

С целью снятия напряжения у детей каждое занятие закан­чивалось тем, что под нежную колыбельную музыку они качали, а затем и укладывали спать своих чистых и опрятных куколок. После прощания с куклами дети сами ложились на маты, расслаблялись и отдыхали под спокойные колыбельные напевы. Когда куклы доросли до возраста самих детей, дети сделали куклам внушение, что теперь они навсегда стали опрятными. Вместе со своей куклой стала опрятной и Надя.

Но хотелось бы отметить, что иногда полезнее изменить отношение к ребенку, чем заниматься психогимнастикой. Не­которые врачи при лечении энуреза у детей вызывали на прием не детей- энуретиков, а только их матерей, которых обучали приемам саморасслабления. Когда матери овладевали аутотренингом и с его помощью снимали у себя психическое напряжение, то одновременно с их успокоением у детей наблюдалось значительное улучшение или даже выздоровление.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.