Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ



М. И. Чистякова

ПСИХОГИМНАСТИКА

Под редакцией М. И. Буянова

Е издание

Москва

« Просвещение » 1995 « Владос »

УДК 376

ББК 74. 3

Ч – 68

Чистякова М. И.

Ч – 68 Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. – 2-е издание – М.. Просвещение: ВЛАДОС, 1995. -160с.: ил. – ISBN 5-09- 006683-3

В пособии изложена оригинальная методика развития и комплексной коррекции различных сторон психики детей дошкольного и младшего возраста. Обобщая свой многолетний опыт, автор предлагает читателям курс специальных игровых занятий, направленных на совершенствование у детей внимания , памяти, воображения, эмоций, нравственных представлений; дает методические указания по проведению этих занятий.

Пособие снабжено иллюстративным и нотным материалом, который используется в учебных целях.

Предназначено для широкого круга читателей.

Первое издание вышло в 1990 году.

 

 

Ч 4310000000-435 уточнен план выпуска 1995г., №436 ББК 74.3

103( 03) - 95

ISBN 5-09- 006683-3

© Чистякова М. И., 1990

© Издательство « Просвещение» , 1995, с изменениям

К ЧИТАТЕЛЮ

Однажды я получил бандероль. Это была объемистая кни­га, написанная от руки, с множеством рисунков, таблиц, диаграмм. В сопроводительном письме сообщалось, что автор рукописи, воспитатель одного из детских учреждений Санкт-Петербурга, работает с детьми более 30 лет, и значительная часть ее подопечных — это дети с теми или иными нарушени­ями внимания, памяти и т. д.

Я принялся за чтение рукописи и, чем больше углублялся, тем более проникался интересом: ничего похожего в отечест­венной литературе мне не попадалось. Я отправился в изда­тельство «Просвещение», директором которого тогда был Д. Д. Зуев. Он прочитал рукопись, она тоже пришлась ему по душе. Но как ее печатать? Ведь над ней нужно много еще поработать, дополнить и отредактировать. Издательство по­просило меня взять на себя этот труд. И вот «Психогимнасти­ка», читатель, перед вами.

Что же это за книга, чего от нее следует ожидать, а чего

нет?

Во-первых, это не научная монография, не справочник, не

учебник. Это, скорее, хрестоматия, сборник материалов, не­обходимых воспитателю детского сада.

Во-вторых, не каждому воспитателю детского сада она может понадобиться. Она нужна в основном работникам, имеющим дело с детьми, у которых чрезмерная утомляе­мость, истощаемость, непоседливость, вспыльчивость, замкну­тость и т. д. Эти реакции могут встречаться у разных людей, в том числе и у лиц с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нерв­но-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни (отсюда и выражение «пограничные нару­шения»).

Хотя приемы, описанные в этой книге (многие из них известны давно, но творчески переработаны, модифициро-вацы автором), в основном предназначены для практически здоровых детей, все они с успехом могут использоваться для воздействия на детей с явными психическими и неврологи­ческими дефектами.

В-третьих, отдельные элементы этой психогимнастики мож­но использовать для детей более старшего возраста.

В-четвертых, материалы этой книги носят не только психоортопедический характер, но и психопрофилактичес­кий. Это важно особенно в наше время, когда нагрузки на детей растут, а возможности для отдыха и для эмоциональной и двигательной разрядки становятся меньше.

«Психогимнастика» посвящена главным образом психомо-торике, не всей, а только определенным ее разделам. Термин «психомоторика» понимается в двух смыслах: для обозначе­ния двигательных расстройств при психических заболеваниях и для определения индивидуальных особенностей двигатель­ной сферы человека. Родоначальником изучения двигатель­ных расстройств у детей с органическим поражением голов­ного мозга (в наши дни таких становится все больше) был выдающийся французский ученый Эрнест Пьер Дюпре, еще в 1909 — 1910 гг. предложивший термин «моторная дсбильность». Через 10—15 лет отечественный ученый М. О. Гуревич (1878—1953) стал использовать термин «фронтальная недо­статочность», которым объединял примерно тот же круг нару­шений, что и Дюпре термином «моторная дебильность»: час­тые недостатки в развитии речи при относительно хорошем ее понимании, двигательную расторможенность и т. д.

Позже М. О. Гуревич выделил четыре основных типа ин­дивидуальных особенностей двигательной сферы у здоровых детей:

1) люди с плавными движениями —пикники;

2) с угловатыми движениями —атлетики;

3) с вялыми —астеники;

4) инфантильно-грациальный тип.

Н. И. Озерецкий (1893 — 1955) попытался количественно выразить степень развития двигательной сферы: он предло­жил свою шкалу (иногда ее именуют шкалой Гуревича — Озерецкого), которая в свое время сыграла большую роль в изучении двигательной сферы детей, а потом была долгие годы в забвении, и лишь в 1954 г. ее стал использовать известный психиатр из ГДР Г. Гелльниц, а затем и его сотрудники.

В бывшем СССР двигательная сфера детей изучалась мало и фрагментарно, обобщающих публикаций нет, однако в 1985 г. этот пробел был в значительной степени восполнен выпуском прекрасной книги С. Н. Кахиани и др. «Экспрес­сивность эмоций человека» (Тбилиси: Хеловнеба, тираж 10 тыс. экз.). У этой книги имеется единственный недоста­ток—она почти не касается детского возраста и является описательной, а не практической.

Психогимнастика в понимании М. И. Чистяковой-это не синоним всей психотерапии, это, скорее, особая часть психо­терапии, соединяющая некоторые игровые варианты психоте­рапии, суггестивные (основанные на внушении), тренировоч­ные, разъясняющие и т. д.

Читая книгу М. И. Чистяковой, убеждаешься в надуман­ности и схоластичности утверждений некоторых специалис­тов, будто занятия психотерапией —прерогатива лишь вра­чей. Психотерапией должны и могут заниматься и педагоги, и психологи, и врачи. Только каждому свое: психологам одно, учителям другое, медикам третье. Скажем, гипноз, или нар-ко'суггестия, — это дело врачей, и только их, игровой же пси­хотерапией могут и должны заниматься и воспитатели, и логопеды, и учителя любых классов.

Читатели не найдут в'книге развернутых психологических и психопатологических характеристик детей, которым пред­назначены рекомендуемые автором приемы психогимнастики: это заняло бы много места и отвлекло читателя от сути дела. О том, какие бывают дети-дошкольники, любознательные читатели смогут узнать из литературы, рекомендованной для ознакомления.

Если воспитатели детского сада будут испытывать затруд­нения при применении того или иного приема, рекомендо­ванного М. И. Чистяковой, они могут посоветоваться с меди­цинскими работниками, особенно с детскими психоневроло­гами.

Излишне предупреждать, что приемы психогимнастики не отменяют и не заменяют традиционные методы воздействия на детей: все хорошо в комплексе и все хорошо в меру.

Книг такого рода в нашей стране не выходило. Правда, в 1958 г. появилась «Логопедическая ритмика», созданная вы­дающимся отечественным специалистом в области музыкоте-рапии В. А. Гринср. Сейчас эта книга превратилась в библи­ографическую редкость. Ну, а публикации по ритмической гимнастике Эмиля Жак-Далькроза (1865 — 1950), вышедшие еще в начале XX в., ныне основательно забыты. Но даже если бы они и помнились, то вес равно они имеют лишь косвенное отношение к книге М. И. Чистяковой: у нее и подход к проблеме иной, и форма другая. Книга М. И. Чистяковой ориентирована сугубо на практиков, в ней нет научных гипо­тез и туманных рассуждений, она четко учит, как помочь детям, особенно тем, у которых имеются психические откло­нения.

Книга состоит из двух частей.

В первой части кратко описываются выразительные дви­жения и основные эмоции, даются некоторые рекомендации по профилактике и коррекции нервно-психических наруше­ний у детей.

Во второй, состоящей из трех разделов, представлен прак­тический материал, этюды и игры, сгруппированные в зави­симости от их предполагаемого воздействия на те или иные стороны психики ребенка дошкольного и младшего школьно­го возраста.

Первый раздел включает в себя этюды и игры, имеющие своей целью развитие внимания, памяти, автоматизированной и выразительной моторики. Здесь же описываются этюды для достижения расслабления у маленьких детей.

Второй — описание этюдов и игр для выражения различных эмоциональных состояний.

Третий раздел содержит этюды и игры с отображением отдельных черт характера. Материал этого раздела может быть использован для специальной коррекции нежелатель­ных личностных особенностей того или иного ребенка.

Редактор стремился сохранить стиль автора, его определе­ния и даже спорные суждения.

Книга, предложенная вашему вниманию, не может быть исчерпывающей. Замечания и советы читателей автор и все, кто имел отношение к выпуску этой книги, примут с благо­дарностью.

М. И. Буяно

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

 

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОГИМНАСТИКИ

 

ЧТО ТАКОЕ ПСИХОГИМНАСТИКА

 

Психогимнастика — этокурс специальных занятий (этю­дов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррек­цию различных сторон психики ребенка (как ее познаватель­ной, так и эмоционально-личностной сферы).

Одна из методик под таким названием была создана Ганой Юновой в бывшей ЧССР в 1929 г.

Так как курс наших занятий тоже называется психогим­настикой, то желательно, конечно, обе методики сравнить.

«Психогимнастика» Г. Юновой представляет собой моди­фикацию для подростков групповой психотерапевтической методики, широко известной как «Психодрама» Дж. Морено (1892-1972).

Дж. Морено в молодости работал в детских садах и приду­мывал для своих подопечных сценарии, которые становились канвой для детской импровизации, —это были уже зачатки психодрамы.

Дж. Морено организовывал игровую психотерапию у детей так, что сами пациенты оказывались исполнителями тех или иных ролей. Психотерапевт являлся постановщиком психо­драмы. Больные выполняли функции как актеров, так и зрителей. В таком виде метод представляется аутопсихотера-певтическим. В методике Г. Юновой каждое занятие включает ритмику, пантомиму, коллективные игры и танцы. Оно состоит из трех фаз:

I фаза —снятие напряжения, что достигается с помощью различных вариантов бега и ходьбы, имеющих и социомет-рическое значение (кого выбрать в напарники и т. п.);

II фаза — пантомима (поведение в ситуации, когда в окно влезает вор; боязнь запачкаться и т. п.);

III фаза —заключительная, закрепляющая чувство принад­лежности к группе (используются различного рода коллек­тивные игры и танцы).

Психогимнастика, которую предлагаем мы, отличается от вышеуказанной, во-первых, тем, что она ориентирована на детей младшего возраста. Во-вторых, основной акцент в ней сделан на обучении элементам техники выразительных дви­жений (I фаза занятия), на использовании выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств (II и III фазы занятия) и на приобретении навыков в саморасслабле­нии (IV фаза занятия).

Особенно близка психогимнастика к программе рацио­нально-эмоционального воспитания в США (Анн Верной, 1983). Основная цель этой программы — научить ребенка справляться с жизненными трудностями. Ребенок должен осознать, что между мыслями, чувствами и поведением су­ществует связь и что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием. В ходе рационально-эмоционального воспитания, как и зани­маясь психогимнастикой, дети изучают различные эмоции, возможность управлять ими.

Таким образом, психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.

На занятиях психогимнастикой дети обучаются азбуке вы­ражения эмоций —выразительным движениям. В этом психо­гимнастика сближается с большой группой методик, исполь­зующих язык тела в психотерапии нарушений общения у детей и подростков (М. Депфнер и др., 1981; А. Вильда-Кизель, 1987). Основная цель —преодоление барьеров в об­щении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для само­выражения.

В последние 10—15 лет разработано много методик, на­правленных на улучшение и коррекцию дружеских взаимоот­ношений детей и подростков — так называемый тренинг соци­альных навыков.

В психогимнастике тоже придается большое значение об­щению детей со сверстниками, что очень важно для нормаль­ного развития и эмоционального здоровья детей. Имеются десятки причин, вызывающих нарушения общения. Наруше­ния взаимоотношений могут быть, в частности, следствием двигательной расторможенности, а также неумения словесно общаться.

Во время занятий психогимнастикой в основном использу­ется бессловесный материал, хотя словесное выражение деть­ми своих чувств поощряется ведущим. Ведь назвать — значит более или менее понять.

К концу разработанного нами курса психогимнастики, со­стоящего из 20 занятий, дети должны овладеть примерно 8 понятиями, связанными с переживанием основных эмоций, и 10 представлениями, оценивающими личностные качества че­ловека.

Таким образом, детям, прошедшим курс психогимнастики, становится проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. У них выра­батываются положительные черты характера (уверенность, чест­ность, смелость, доброта и т. п.), изживаются невротические проявления (страхи, различного рода опасения, неуверенность).

 

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

В результате эволюции человека за определенными ощу­щениями и чувствами закрепились характерные моторные «выражения» (реакции). Моторный компонент обязателен при любой эмоциональной реакции, при любом эмоциональном состоянии.

Определить особенности внешнего проявления эмоцио­нальных состояний можно по мимике— выразительным движениям мышц лица, по пантомимике — выразительным дви­жениям всего тела, по вокальной мимике —выразительным свойствам речи. В более широком понимании к выразитель­ным движениям относятся и физиологические реакции, сопровождающие эмоции, —сосудистые, дыхательные, секре­торные.

Восприятие внешнего выражения эмоций возбуждает от­ветные эмоциональные переживания и реакции у людей и играет видную роль в человеческом общении. Владение выра­зительными движениями предполагает также тонкое понима­ние всех оттенков и нюансов выражения лица, жеста и дви­жения тела другого человека.

 

Мимика

 

Мимика говорит нам без слов о тех или иных чувствах и настроениях человека. Если человек улыбается, значит, он радуется; сдвинутые брови и вертикальные складки на лбу свидетельствуют о недовольстве, гневе. О многом может ска­зать взгляд человека. Он может быть прямой, открытый, потупленный, доверчивый, ласковый, хмурый, вопрошаю­щий, испуганный, невыразительный, застывший, блуждаю­щий. Общее выражение лица может быть осмысленное, груст­ное, угрюмое, брезгливое, самодовольное, безразличное. Много определений можно подобрать и к смеху и плачу. Мимика бывает живой, вялой, бедной, богатой, маловыразительной, напряженной, спокойной. Иногда наблюдается амимия.

Ко времени рождения человека все мышцы лица, необхо­димые для выражения эмоций, уже достаточно сформирова­ны, хотя они и несколько отличаются по возможности функ­ционирования от мышц лица взрослого (X. Остер, П. Экман, 1968).

Такие специфические эмоциональные переживания, как горе, страх, интерес, печаль, удивление, можно наблюдать уже у младенцев (Дж. Лойджман, Л. Стеттнер, 1982).

Выражение лица играет важную роль в общении. К. Изард (1980) отмечал, что эмоции, отражающиеся на лице, «слышны лучше, чем речь», поэтому для формирования взаимной при­вязанности между матерью и ребенком, для полноценного его развития необходимо, чтобы мать понимала, что ей «сообща­ет» ребенок, а ребенок должен «увидеть» и почувствовать эмоциональную реакцию матери.

Умственно отсталые дети (как и умственно отсталые взрос­лые) заметно хуже, чем люди с нормальным интеллектом, распознают чувства на лице другого человека. Как далеко заходит это различие, зависит от степени их отсталости. До­вольно часто бедность мимики, слабость и недифференциро-ванность эмоций наблюдаются у детей с задержкой в разви­тии.

Проведем небольшое исследование. Группа детей одного возраста, например 5-летнего, должна выполнить следующие движения: поднять брови вверх, сдвинуть их, сильно зажму­риться, широко раскрыть глаза, надуть щеки, втянуть щеки в полость рта. Мы увидим, что большая часть детей выполнит все точно, хотя всегда среди них найдутся и такие, которым надо будет показать, что требуется сделать. Возможно, будут и такие дети, которые не смогут поднять брови вверх, их сдвинуть... А что это? Вы попросили ребенка широко рас­крыть глаза, а он еще и рот открыл, и голову откинул назад. Некоторые дети, выполняя это задание, дополнительно рас­ставляют руки и ноги. Это синкинезии— сопутствующие движения. Причина —недостаточная дифференцированность движений. По метрической шкале лицевой психомоторики Л. А. Квинта (1931), произвольно поднимать брови ребенок может к 4 годам, нахмуривать брови —к 7 годам (непроиз­вольно нахмуривать брови при гневе ребенок способен и к 7 месяцам). Отставание развития лицевой моторики бывает и у нормально развивающихся детей, но чаще все же у детей с задержкой в развитии.

Поэтому уже в младенческом возрасте резко амимичное лицо у ребенка должно настораживать родителей.

 

Жесты

 

Жесты делятся на условные, указывающие, подчеркивающие, ритмичные, показывающие и эмоциональные. Жестикуляция может быть живой, вялой, бедной, богатой, маловыразитель­ной, естественной, спокойной, порывистой, робкой, энергич­ной, жест может и отсутствовать.

Проведем несложное исследование группы детей 4 —6-лет­него возраста. Мы увидим, что даже маленькие дети знают жестикуляцию и умеют ею пользоваться. Когда им называли слова «высокий», «маленький», «там», «я» и т. д. и просили показать жестом, они легко справлялись с этим заданием.

Исключение составляют лишь те дети, которые отстают в развитии. Им и в возрасте 6 лет трудно, например, показать размер маленького комарика (муравьишки, малюсенькой са­харинки и т. п.). Дети, больные шизофренией, по сравнению со здоровыми детьми с меньшей точностью распознают эмо­ционально-выразительные движения рук (Ю. Ф. Поляков, А. Е. Жирнова, 1988).

Пантомимика

 

П. П. Лачинов в 1909 г. писал, что выразительные движения изредка слагаются из жестов, часто из мимики, из поз же всегда. Все отрицательные эмоции «съеживают» фигуру человека, а все положи­тельные—ее «развертывают». «Расцвел, как цветок», —гово­рят про счастливого человека.

Осанка и поза имеют большое значение в создании облика человека. Осанка образуется из положения головы и тулови­ща. Голова может быть поставлена прямо, склонена набок, втянута в плечи, откинута назад. Поза у человека бывает однообразной, разнообразной, стереотипной, естественной, искусственной, грациозной, скованной; перемена поз может быть постепенной, быстрой, замедленной, порывистой, плав­ной. Общий вид характеризуется как напряженный, расслаб­ленный, подобранный, скованный, естественный, величе­ственный, приниженный, подавленный, развязный, разбол­танный, распрямленный, сутулый, сгорбленный, стройный, без резких особенностей.

Могут ли 5 — 6-летние дети произвольно принимать услов­ленную позу? Чтобы узнать это, предложим ребенку в отсут­ствие других детей показать, как он выглядел бы, если бы ему было холодно или если бы у него болел живот. При нормальном развитии большая часть детей сдвигает кпереди плечи, сжимается, сгибается, а меньшая сохраняет корпус распрямленным, т. е. не справляется с заданиями.

При систематических упражнениях можно улучшить пан-томимику.

Нарушения выразительной моторики заслуживают при­стального внимания потому, что неумение правильно выра­зить свои чувства, скованность, неловкость или неадекват­ность мимико-жсстовой речи затрудняют общение детей со сверстниками и со взрослыми. Особенно в этом случае стра­дают дети с неврозами, органическими заболеваниями голов­ного мозга и другими нервно-психическими заболеваниями. Дети с бедной экспрессией, возможно, и сами полностью не улавливают, что им сообщается бессловесным образом други­ми, неправильно оценивают и их отношение к себе, что, в свою очередь, может быть причиной углубления у них асте­нических черт характера и появления вторичных невротичес­ких наслоений.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.