Ч – 68 Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. – 2-е издание – М.. Просвещение: ВЛАДОС, 1995. -160с.: ил. – ISBN 5-09- 006683-3
В пособии изложена оригинальная методика развития и комплексной коррекции различных сторон психики детей дошкольного и младшего возраста. Обобщая свой многолетний опыт, автор предлагает читателям курс специальных игровых занятий, направленных на совершенствование у детей внимания , памяти, воображения, эмоций, нравственных представлений; дает методические указания по проведению этих занятий.
Пособие снабжено иллюстративным и нотным материалом, который используется в учебных целях.
Предназначено для широкого круга читателей.
Первое издание вышло в 1990 году.
Ч 4310000000-435 уточнен план выпуска 1995г., №436 ББК 74.3
Однажды я получил бандероль. Это была объемистая книга, написанная от руки, с множеством рисунков, таблиц, диаграмм. В сопроводительном письме сообщалось, что автор рукописи, воспитатель одного из детских учреждений Санкт-Петербурга, работает с детьми более 30 лет, и значительная часть ее подопечных — это дети с теми или иными нарушениями внимания, памяти и т. д.
Я принялся за чтение рукописи и, чем больше углублялся, тем более проникался интересом: ничего похожего в отечественной литературе мне не попадалось. Я отправился в издательство «Просвещение», директором которого тогда был Д. Д. Зуев. Он прочитал рукопись, она тоже пришлась ему по душе. Но как ее печатать? Ведь над ней нужно много еще поработать, дополнить и отредактировать. Издательство попросило меня взять на себя этот труд. И вот «Психогимнастика», читатель, перед вами.
Что же это за книга, чего от нее следует ожидать, а чего
нет?
Во-первых, это не научная монография, не справочник, не
учебник. Это, скорее, хрестоматия, сборник материалов, необходимых воспитателю детского сада.
Во-вторых, не каждому воспитателю детского сада она может понадобиться. Она нужна в основном работникам, имеющим дело с детьми, у которых чрезмерная утомляемость, истощаемость, непоседливость, вспыльчивость, замкнутость и т. д. Эти реакции могут встречаться у разных людей, в том числе и у лиц с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни (отсюда и выражение «пограничные нарушения»).
Хотя приемы, описанные в этой книге (многие из них известны давно, но творчески переработаны, модифициро-вацы автором), в основном предназначены для практически здоровых детей, все они с успехом могут использоваться для воздействия на детей с явными психическими и неврологическими дефектами.
В-третьих, отдельные элементы этой психогимнастики можно использовать для детей более старшего возраста.
В-четвертых, материалы этой книги носят не только психоортопедический характер, но и психопрофилактический. Это важно особенно в наше время, когда нагрузки на детей растут, а возможности для отдыха и для эмоциональной и двигательной разрядки становятся меньше.
«Психогимнастика» посвящена главным образом психомо-торике, не всей, а только определенным ее разделам. Термин «психомоторика» понимается в двух смыслах: для обозначения двигательных расстройств при психических заболеваниях и для определения индивидуальных особенностей двигательной сферы человека. Родоначальником изучения двигательных расстройств у детей с органическим поражением головного мозга (в наши дни таких становится все больше) был выдающийся французский ученый Эрнест Пьер Дюпре, еще в 1909 — 1910 гг. предложивший термин «моторная дсбильность». Через 10—15 лет отечественный ученый М. О. Гуревич (1878—1953) стал использовать термин «фронтальная недостаточность», которым объединял примерно тот же круг нарушений, что и Дюпре термином «моторная дебильность»: частые недостатки в развитии речи при относительно хорошем ее понимании, двигательную расторможенность и т. д.
Позже М. О. Гуревич выделил четыре основных типа индивидуальных особенностей двигательной сферы у здоровых детей:
1) люди с плавными движениями —пикники;
2) с угловатыми движениями —атлетики;
3) с вялыми —астеники;
4) инфантильно-грациальный тип.
Н. И. Озерецкий (1893 — 1955) попытался количественно выразить степень развития двигательной сферы: он предложил свою шкалу (иногда ее именуют шкалой Гуревича — Озерецкого), которая в свое время сыграла большую роль в изучении двигательной сферы детей, а потом была долгие годы в забвении, и лишь в 1954 г. ее стал использовать известный психиатр из ГДР Г. Гелльниц, а затем и его сотрудники.
В бывшем СССР двигательная сфера детей изучалась мало и фрагментарно, обобщающих публикаций нет, однако в 1985 г. этот пробел был в значительной степени восполнен выпуском прекрасной книги С. Н. Кахиани и др. «Экспрессивность эмоций человека» (Тбилиси: Хеловнеба, тираж 10 тыс. экз.). У этой книги имеется единственный недостаток—она почти не касается детского возраста и является описательной, а не практической.
Психогимнастика в понимании М. И. Чистяковой-это не синоним всей психотерапии, это, скорее, особая часть психотерапии, соединяющая некоторые игровые варианты психотерапии, суггестивные (основанные на внушении), тренировочные, разъясняющие и т. д.
Читая книгу М. И. Чистяковой, убеждаешься в надуманности и схоластичности утверждений некоторых специалистов, будто занятия психотерапией —прерогатива лишь врачей. Психотерапией должны и могут заниматься и педагоги, и психологи, и врачи. Только каждому свое: психологам одно, учителям другое, медикам третье. Скажем, гипноз, или нар-ко'суггестия, — это дело врачей, и только их, игровой же психотерапией могут и должны заниматься и воспитатели, и логопеды, и учителя любых классов.
Читатели не найдут в'книге развернутых психологических и психопатологических характеристик детей, которым предназначены рекомендуемые автором приемы психогимнастики: это заняло бы много места и отвлекло читателя от сути дела. О том, какие бывают дети-дошкольники, любознательные читатели смогут узнать из литературы, рекомендованной для ознакомления.
Если воспитатели детского сада будут испытывать затруднения при применении того или иного приема, рекомендованного М. И. Чистяковой, они могут посоветоваться с медицинскими работниками, особенно с детскими психоневрологами.
Излишне предупреждать, что приемы психогимнастики не отменяют и не заменяют традиционные методы воздействия на детей: все хорошо в комплексе и все хорошо в меру.
Книг такого рода в нашей стране не выходило. Правда, в 1958 г. появилась «Логопедическая ритмика», созданная выдающимся отечественным специалистом в области музыкоте-рапии В. А. Гринср. Сейчас эта книга превратилась в библиографическую редкость. Ну, а публикации по ритмической гимнастике Эмиля Жак-Далькроза (1865 — 1950), вышедшие еще в начале XX в., ныне основательно забыты. Но даже если бы они и помнились, то вес равно они имеют лишь косвенное отношение к книге М. И. Чистяковой: у нее и подход к проблеме иной, и форма другая. Книга М. И. Чистяковой ориентирована сугубо на практиков, в ней нет научных гипотез и туманных рассуждений, она четко учит, как помочь детям, особенно тем, у которых имеются психические отклонения.
Книга состоит из двух частей.
В первой части кратко описываются выразительные движения и основные эмоции, даются некоторые рекомендации по профилактике и коррекции нервно-психических нарушений у детей.
Во второй, состоящей из трех разделов, представлен практический материал, этюды и игры, сгруппированные в зависимости от их предполагаемого воздействия на те или иные стороны психики ребенка дошкольного и младшего школьного возраста.
Первый раздел включает в себя этюды и игры, имеющие своей целью развитие внимания, памяти, автоматизированной и выразительной моторики. Здесь же описываются этюды для достижения расслабления у маленьких детей.
Второй — описание этюдов и игр для выражения различных эмоциональных состояний.
Третий раздел содержит этюды и игры с отображением отдельных черт характера. Материал этого раздела может быть использован для специальной коррекции нежелательных личностных особенностей того или иного ребенка.
Редактор стремился сохранить стиль автора, его определения и даже спорные суждения.
Книга, предложенная вашему вниманию, не может быть исчерпывающей. Замечания и советы читателей автор и все, кто имел отношение к выпуску этой книги, примут с благодарностью.
М. И. Буяно
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОГИМНАСТИКИ
ЧТО ТАКОЕ ПСИХОГИМНАСТИКА
Психогимнастика — этокурс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).
Одна из методик под таким названием была создана Ганой Юновой в бывшей ЧССР в 1929 г.
Так как курс наших занятий тоже называется психогимнастикой, то желательно, конечно, обе методики сравнить.
«Психогимнастика» Г. Юновой представляет собой модификацию для подростков групповой психотерапевтической методики, широко известной как «Психодрама» Дж. Морено (1892-1972).
Дж. Морено в молодости работал в детских садах и придумывал для своих подопечных сценарии, которые становились канвой для детской импровизации, —это были уже зачатки психодрамы.
Дж. Морено организовывал игровую психотерапию у детей так, что сами пациенты оказывались исполнителями тех или иных ролей. Психотерапевт являлся постановщиком психодрамы. Больные выполняли функции как актеров, так и зрителей. В таком виде метод представляется аутопсихотера-певтическим. В методике Г. Юновой каждое занятие включает ритмику, пантомиму, коллективные игры и танцы. Оно состоит из трех фаз:
I фаза —снятие напряжения, что достигается с помощью различных вариантов бега и ходьбы, имеющих и социомет-рическое значение (кого выбрать в напарники и т. п.);
II фаза — пантомима (поведение в ситуации, когда в окно влезает вор; боязнь запачкаться и т. п.);
III фаза —заключительная, закрепляющая чувство принадлежности к группе (используются различного рода коллективные игры и танцы).
Психогимнастика, которую предлагаем мы, отличается от вышеуказанной, во-первых, тем, что она ориентирована на детей младшего возраста. Во-вторых, основной акцент в ней сделан на обучении элементам техники выразительных движений (I фаза занятия), на использовании выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств (II и III фазы занятия) и на приобретении навыков в саморасслаблении (IV фаза занятия).
Особенно близка психогимнастика к программе рационально-эмоционального воспитания в США (Анн Верной, 1983). Основная цель этой программы — научить ребенка справляться с жизненными трудностями. Ребенок должен осознать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь и что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием. В ходе рационально-эмоционального воспитания, как и занимаясь психогимнастикой, дети изучают различные эмоции, возможность управлять ими.
Таким образом, психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.
На занятиях психогимнастикой дети обучаются азбуке выражения эмоций —выразительным движениям. В этом психогимнастика сближается с большой группой методик, использующих язык тела в психотерапии нарушений общения у детей и подростков (М. Депфнер и др., 1981; А. Вильда-Кизель, 1987). Основная цель —преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.
В последние 10—15 лет разработано много методик, направленных на улучшение и коррекцию дружеских взаимоотношений детей и подростков — так называемый тренинг социальных навыков.
В психогимнастике тоже придается большое значение общению детей со сверстниками, что очень важно для нормального развития и эмоционального здоровья детей. Имеются десятки причин, вызывающих нарушения общения. Нарушения взаимоотношений могут быть, в частности, следствием двигательной расторможенности, а также неумения словесно общаться.
Во время занятий психогимнастикой в основном используется бессловесный материал, хотя словесное выражение детьми своих чувств поощряется ведущим. Ведь назвать — значит более или менее понять.
К концу разработанного нами курса психогимнастики, состоящего из 20 занятий, дети должны овладеть примерно 8 понятиями, связанными с переживанием основных эмоций, и 10 представлениями, оценивающими личностные качества человека.
Таким образом, детям, прошедшим курс психогимнастики, становится проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. У них вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т. п.), изживаются невротические проявления (страхи, различного рода опасения, неуверенность).
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ
В результате эволюции человека за определенными ощущениями и чувствами закрепились характерные моторные «выражения» (реакции). Моторный компонент обязателен при любой эмоциональной реакции, при любом эмоциональном состоянии.
Определить особенности внешнего проявления эмоциональных состояний можно по мимике— выразительным движениям мышц лица, по пантомимике — выразительным движениям всего тела, по вокальной мимике —выразительным свойствам речи. В более широком понимании к выразительным движениям относятся и физиологические реакции, сопровождающие эмоции, —сосудистые, дыхательные, секреторные.
Восприятие внешнего выражения эмоций возбуждает ответные эмоциональные переживания и реакции у людей и играет видную роль в человеческом общении. Владение выразительными движениями предполагает также тонкое понимание всех оттенков и нюансов выражения лица, жеста и движения тела другого человека.
Мимика
Мимика говорит нам без слов о тех или иных чувствах и настроениях человека. Если человек улыбается, значит, он радуется; сдвинутые брови и вертикальные складки на лбу свидетельствуют о недовольстве, гневе. О многом может сказать взгляд человека. Он может быть прямой, открытый, потупленный, доверчивый, ласковый, хмурый, вопрошающий, испуганный, невыразительный, застывший, блуждающий. Общее выражение лица может быть осмысленное, грустное, угрюмое, брезгливое, самодовольное, безразличное. Много определений можно подобрать и к смеху и плачу. Мимика бывает живой, вялой, бедной, богатой, маловыразительной, напряженной, спокойной. Иногда наблюдается амимия.
Ко времени рождения человека все мышцы лица, необходимые для выражения эмоций, уже достаточно сформированы, хотя они и несколько отличаются по возможности функционирования от мышц лица взрослого (X. Остер, П. Экман, 1968).
Такие специфические эмоциональные переживания, как горе, страх, интерес, печаль, удивление, можно наблюдать уже у младенцев (Дж. Лойджман, Л. Стеттнер, 1982).
Выражение лица играет важную роль в общении. К. Изард (1980) отмечал, что эмоции, отражающиеся на лице, «слышны лучше, чем речь», поэтому для формирования взаимной привязанности между матерью и ребенком, для полноценного его развития необходимо, чтобы мать понимала, что ей «сообщает» ребенок, а ребенок должен «увидеть» и почувствовать эмоциональную реакцию матери.
Умственно отсталые дети (как и умственно отсталые взрослые) заметно хуже, чем люди с нормальным интеллектом, распознают чувства на лице другого человека. Как далеко заходит это различие, зависит от степени их отсталости. Довольно часто бедность мимики, слабость и недифференциро-ванность эмоций наблюдаются у детей с задержкой в развитии.
Проведем небольшое исследование. Группа детей одного возраста, например 5-летнего, должна выполнить следующие движения: поднять брови вверх, сдвинуть их, сильно зажмуриться, широко раскрыть глаза, надуть щеки, втянуть щеки в полость рта. Мы увидим, что большая часть детей выполнит все точно, хотя всегда среди них найдутся и такие, которым надо будет показать, что требуется сделать. Возможно, будут и такие дети, которые не смогут поднять брови вверх, их сдвинуть... А что это? Вы попросили ребенка широко раскрыть глаза, а он еще и рот открыл, и голову откинул назад. Некоторые дети, выполняя это задание, дополнительно расставляют руки и ноги. Это синкинезии— сопутствующие движения. Причина —недостаточная дифференцированность движений. По метрической шкале лицевой психомоторики Л. А. Квинта (1931), произвольно поднимать брови ребенок может к 4 годам, нахмуривать брови —к 7 годам (непроизвольно нахмуривать брови при гневе ребенок способен и к 7 месяцам). Отставание развития лицевой моторики бывает и у нормально развивающихся детей, но чаще все же у детей с задержкой в развитии.
Поэтому уже в младенческом возрасте резко амимичное лицо у ребенка должно настораживать родителей.
Жесты
Жесты делятся на условные, указывающие, подчеркивающие, ритмичные, показывающие и эмоциональные. Жестикуляция может быть живой, вялой, бедной, богатой, маловыразительной, естественной, спокойной, порывистой, робкой, энергичной, жест может и отсутствовать.
Проведем несложное исследование группы детей 4 —6-летнего возраста. Мы увидим, что даже маленькие дети знают жестикуляцию и умеют ею пользоваться. Когда им называли слова «высокий», «маленький», «там», «я» и т. д. и просили показать жестом, они легко справлялись с этим заданием.
Исключение составляют лишь те дети, которые отстают в развитии. Им и в возрасте 6 лет трудно, например, показать размер маленького комарика (муравьишки, малюсенькой сахаринки и т. п.). Дети, больные шизофренией, по сравнению со здоровыми детьми с меньшей точностью распознают эмоционально-выразительные движения рук (Ю. Ф. Поляков, А. Е. Жирнова, 1988).
Пантомимика
П. П. Лачинов в 1909 г. писал, что выразительные движения изредка слагаются из жестов, часто из мимики, из поз же всегда. Все отрицательные эмоции «съеживают» фигуру человека, а все положительные—ее «развертывают». «Расцвел, как цветок», —говорят про счастливого человека.
Осанка и поза имеют большое значение в создании облика человека. Осанка образуется из положения головы и туловища. Голова может быть поставлена прямо, склонена набок, втянута в плечи, откинута назад. Поза у человека бывает однообразной, разнообразной, стереотипной, естественной, искусственной, грациозной, скованной; перемена поз может быть постепенной, быстрой, замедленной, порывистой, плавной. Общий вид характеризуется как напряженный, расслабленный, подобранный, скованный, естественный, величественный, приниженный, подавленный, развязный, разболтанный, распрямленный, сутулый, сгорбленный, стройный, без резких особенностей.
Могут ли 5 — 6-летние дети произвольно принимать условленную позу? Чтобы узнать это, предложим ребенку в отсутствие других детей показать, как он выглядел бы, если бы ему было холодно или если бы у него болел живот. При нормальном развитии большая часть детей сдвигает кпереди плечи, сжимается, сгибается, а меньшая сохраняет корпус распрямленным, т. е. не справляется с заданиями.
При систематических упражнениях можно улучшить пан-томимику.
Нарушения выразительной моторики заслуживают пристального внимания потому, что неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жсстовой речи затрудняют общение детей со сверстниками и со взрослыми. Особенно в этом случае страдают дети с неврозами, органическими заболеваниями головного мозга и другими нервно-психическими заболеваниями. Дети с бедной экспрессией, возможно, и сами полностью не улавливают, что им сообщается бессловесным образом другими, неправильно оценивают и их отношение к себе, что, в свою очередь, может быть причиной углубления у них астенических черт характера и появления вторичных невротических наслоений.