Для игры используют наборы карточек ( для каждого ребенка). Дети рассматривают пиктограммы, называют настроение, которое оно символизируют. Затем все карточки разрезаются по линии, делящей условное лицо на верхнюю и нижнюю части, и смешиваются. Играющие получают задание вновь собрать их, причем один ребенок может восстанавливать одну пиктограмму, а другой другую. Восстановив карточки, дети соединяют их верхние и нижние части с помощью лепкой ленты.
Интерес к манипуляциям с карточками возрастает, если детям предложить разыграть ситуацию, оправдывающую их будущие действия с пиктограммами. Однажды после игры «Два сеньора» один мальчик придумал такую историю: «Сеньор Минор и сеньор Мажор сфотографировались. Пришел Злюка, разрезал фотографии и убежал. Что же делать? Надо собрать и склеить фотографии до прихода сеньоров».
В случаях, когда дается задание сложить только те лица, которые особенно нравятся, большая часть детей в таком сопоставление, как радость- горе, складывают веселые лица, меньшая- грустные, редко кто собирает лица с разными настроениями. ( Эта игра, кстати, помимо тренировки узнавания эмоций, упражняет их способность к взаимодействию. Ребенок, заметивший ошибку у товарища, часто указывает на это, помогает найти нужную часть карточки). Когда шаблоны восстановлены, дети получают карандаши, фломастеры и краски. Они обычно без подсказки дополняют лицо на карточке недостающими деталями : рисуют глаза, волосы, уши, иногда головной убор и делаю фон.
Описание игры с использованием шаблона В
В шаблоне Б используются те же пиктограммы, что и в шаблоне А, но меньше размера; кроме того овал, символизирующий лицо, помещается на карточке так, что бы потом ребенок смог бы пририсовать к голове тело. Игра с карточками шаблона Б проводится так же, как и с набором карточек шаблона А.
Дети младшего школьного возраста могут собирать шаблоны А и Б с тремя контрастными эмоциями: печаль-удивление-радость; радость-гнев-страх и т. д., нельзя только что бы в триаде были эмоции страха и удивления из-за схожести их мимического выражения.
Пантомимика в рисунках
Особенно любимы детьми занятия, во время которых на бумаге с помощью условных фигурок изображаются различные позы. Дети называют их скелетиками. Условнее фигурки использовались нами в качестве знаков, сигнализирующих эмоциональное состояние человека. Дети, получив карточку с изображениями фигурки в той или иной позе, должны были дорисовать её. У них при помощи такой тренировки происходит запоминание, какая поза какому эмоциональному состоянию соответствует.
Детям в 6-7 лет еще трудно в самостоятельных рисунках показать экспрессию движений, поэтому они бывают «очарованы» тем, как выразительны становятся их рисунки. Они увлекаются необычностью способа изображения, часто с помощью стекла переводят скелетики на бумагу, а через некоторое время, когда глаза и рука натренируются, рисуют позы людей достаточно выразительно уже без опоры на условные фигурки. Такие тренировки с использованием условных фи гурок помогают ребенку понять эмоционально-психологическое состояние свое и другого человека.
Игра в кляксы
Игра в кляксы способствует ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Интересно было смотреть, как дети беспорядочными и быстрыми движениями брызгали на листы бумаги жидкую краску, как затем размашисто проводили ладонью по сложенному пополам (кляксами вовнутрь) листу бумаги. Некоторые дети сначала в кляксах без подсказки ничего не видели, но постепенно и у них стало пробуждаться воображение. Оно вызывало у ребят эмоции радости и интереса, что в свою очередь сосредоточивало внимание ребенка на физических действиях, вызывающих эти эмоции, т. е. на действиях, необходимых для изготовления «картин» из клякс. Разглядывание разноцветных пятен и фантазирование по их поводу стимулировали воображение увлечение игрой в кляксы. И чем увлеченнее был ребенок, тем сосредоточеннее он становился. Если для чрезмерно активного ребенка надо много места для разворачивания деятельности, если его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе игры в кляксы было видно, как сужалась зона его активности, как уменьшалась амплитуда его движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становились более тонкими и точными. Круг внимания ребенка тоже сужался и сосредоточивался в малой зоне.
Многие агрессивные и расторможенные дети при изготовлении «картин» из клякс сначала употребляли коричневые серые и блекло-грязные оттенки основных цветов красок. В кляксах эти дети сначала видели только лужи, затем животных, позже динамические картины. Часто это были ссоры двух людей или животных.
Так, например, Виталик Б. увидел в пятнах двух дерущихся котят. В дни, когда этот ребенок по часу и более водился вне шумного детского коллектива, когда его «агрессивные» настроения находили выход в приемлемой форме (видеть драку в пятнах, изображать драку, а самому не драться ), то потом он и в группе на некоторое время становился менее суетливым и агрессивным.
Через 5-6 индивидуальных занятий на время игры в кляксы к гиперактивному ребенку для «полезного фона» приглашались спокойные дети. Девочки для клякс брали яркие краски и изображали с их помощью букеты, сказочник принцесс и принцев, а эмоционально уравновешенные мальчики замечали в разноцветных пятнах стрекоз, бабочек, животных и людей, взаимодействующих друг с другом. Постепенно и у детей с трудностями поведения и характера сюжеты рисунков, выполненных с помощью клякс, становились менее агрессивными по содержанию и более сочными, яркими и чистыми по цвету.