Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Ревность, зависть, жадность



 

Ревность, зависть, жадность —это социально окрашенные формы гнева. Ребенок в возрасте 2 — 3 лет уже способен испытывать муки ревности, которые могут ранить его на всю жизнь. Чаще всего так происходит при появлении в семье новорожденного. Старший ребенок внутренне протестует, рев­нует, досадует, возмущается. Зависть к малышу и желание быть на его месте не осознаются им, он не понимает и того, что посредством особенностей своего поведения хотел бы этого добиться.

Занятия психогимнастикой посещала Аля Г., 6 лет, которая сразу же выделилась полным отсутствием чувства дистанции, поведением задаваки и выскочки, изменчивостью настроения, обидчивостью и возбудимостью, хорошим интел­лектом и неустойчивостью внимания, сочетанием чувства пре­восходства с тревогой за принятие собственной особы други­ми детьми. У нее недавно появился в семье маленький братик Илюша. Девочка открыто и демонстративно ревновала его к матери, устраивая дома шумные истерики.

Пожалуй, ни для одного ребенка не было придумано так много этюдов и игр, как для Али. Это и «Мышка- воображуля», и «Чуня-задавака», и многие другие, в которых были обнажены такие чувства, как зависть и досада, и такие чер­точки характера, как самоуверенность и обидчивость.

В игре «Сердитая Маша» было отражено отношение Али к брату. Аля выбрала себе роль маленького брата, которому по сценарию было около трех лег. В момент, когда маленький брат чуть было не попал под машину, Аля, изображая это, закричала и отказалась продолжить игру. При повторении этого сюжета другими детьми Аля им очень мешала: стала громко рыдать. После занятия, успокоившись, девочка сказа­ла матери: «Я не знала, что так будет плохо братику из-за сестры». Возможно, впервые на этом занятии у Али прореза­лась способность к эмпатии.

На следующем занятии детям было предложено изменить в игре поведение Маши на положительное. Але не понравилось, что первой не она будет участвовать в игре. Чтобы досадить играющим, девочка достала букварь и стала громко его чи­тать. Когда пришла ее очередь участвовать в игре, она выбрала себе роль старшей сестры и стала очень зло отбирать игрушки у маленького брата, а затем по-настоящему стала его бить. Мальчик, исполнявший роль брата, даже расплакался.

На третьем занятии дети играли в игру «Два ревнивца», в которой было показано в гротескной форме поведение Али дома. Была проведена и беседа с детьми на тему «Кого можно назвать ревнивым и завистливым», после чего дети участвова­ли в этюде, изображающем теплые семейные отношения («Любящие родители»).

На четвертом занятии Аля рассказала несколько домашних ситуаций, из которых следовало, что ее брата Илюшу больно наказывают за то, что он бьет ручками бабушку и маму по лицу. Девочке было объяснено, что Илюша не злой, а просто еще несмышленыш. Аля тут же предложила поиграть в «не­смышленого Илюшу». Все дети дружно захотели взять роль малыша. Аля же решила исполнить роль самой себя. На протяжении всей игры она была нарочито хорошей, сходила на консультацию к воспитателю (его роль исполнял настоя­щий воспитатель), который в форме совета сделал внушение, корригирующее поведение девочки дома. После игры девочка была в хорошем настроении, пообещала сказать матери, что Илюшу бить нельзя. С этого времени Аля перестала устраи­вать дома ревнивые скандалы, стала интересоваться братом, теперь она играет с ним, по-своему заботится о нем. Не последнюю роль в перемене отношения Али к брату сыграли повышенная внушаемость и живость ее воображения.

Дети 5 — 6 лет часто в игровой ситуации не переносят воспроизведения переживаний, связанных с завистью и доса­дой. В этюде «Досада» играющие обычно отказывались от роли неудачливого рыбака, даже если знали, что при повторении будут изображать чувство превосходства у удачливого. Согла­шались воспроизвести зависть и досаду с самого начала толь­ко дети с высоким интеллектом и с артистической жилкой, но и они обычно не удерживались и завершали этюд каким-нибудь мстительным действием, не предусмотренным в этю­де. Дети 6 —7-летнего возраста, страдающие выраженной за­держкой психического развития, часто забывали о сути этю­да, увлекшись манипуляциями с не существующими реально объектами. Некоторые из них демонстрировали удивитель­ную жадность. Такие дети, например, не желали делиться с другими сластями, существующими лишь в их представлении (этюд «Вкусные конфеты»). Один 5-летний мальчик (этюд Добрый мальчик») вместо того, чтобы протянуть свою воображаемую варежку замерзшей девочке, начал делать вид, что разгребает в разных местах зала снег, чтобы найти ее варежку, лишь бы не делиться с нею своей.

Все этюды и игры, в которых эмоционально оцениваются личные качества взрослого или ребенка (хитрый, жадный, злой, честный, добрый и др.) и определяются отношения к ним (хороший, плохой, любимый и т. д.), представлены во II части «Психогимнастики». Многие ситуации из них могут быть использованы для эмоционального осознания ребенком самого себя.

Нравственные чувства- это высшая ступень развития эмо­циональной сферы. Возможно, что прямо или косвенно все фундаментальные эмоции играют некоторую роль в развитии и совести и морали. Высшая форма морального поведе­ния - это радость от заботы и помощи другим. Довольно часто у старших дошкольников при проигрывании этюдов и игр. демонстрирующих заботу и помощь другим, возникает радость от сознания, «какой я хороший», «как я хорошо наступил». В некоторых случаях уже возможно помочь ребенку сделать переакцентировку его радости на новую установку «Я радуюсь потому, что теперь у него, у всех все хорошо».

 

СЛОВЕСНЫЙ ЯЗЫК ЧУВСТВ

 

Филогенетически более древним способом выражения чувств являются выразительные движения.

Словесный язык чувств — это слова, обозначающие явле­ния эмоциональной жизни. Он формируется по тем же зако­нам, что и язык в целом. Способность детей говорить об эмоциях еще мало изучена.

По мнению сторонников так называемой «наивной теории эмоций», в 18-20 месяцев ребенок начинает использовать слова, обозначающие эмоции. Развитие у ребенка способности говорить об эмоциях свидетельствует, об овладении не просто соответствующими терминами, но и способами межличностного взаимодействия.

Г. Пик и Д. Эгли (1982) подчеркивают, что способность к точному и гибкому оформлению своих эмоциональных переживаний формируется на ранних стадиях онтогенеза в процессе общения с родителями, отсутствие или недостаточность такового ведет к недоразвитию «эффекторных схем « и к необходимости проведения специальной коррекционной работы со стороны воспитателя. Они же отметили феномен , состоящий в том, что у больных с различными эмоциональными проблемами отмечается бедность словаря, относящегося к эмоциональной жизни , при отсутствии какой-либо другой специфики их общего словарного запаса.

Значение называний эмоций в Психогимнастике заключается в эмоциональном осознании ребенком себя. Известно, например, что ребенок уже в 5 месяцев может испытать чувство гордости, ребенок вряд ли скажет : « Я горд » , хотя его поза и выражение лица будут свидетельствовать об этом.

Само собой, разумеется, что ребенок или подросток, говорящий на хорошем, богатом языке , лучше мыслит, у него появляется больше оттенков для словесного обозначения чувств, он тоньше понимает себя , свои переживания, эмоции у него становятся более дифференцированными.

Т. М. Титаренко (1980) считает, что резервы повышения действительности нравственных представлений ребенка лежат в эмоциональной насыщенности содержания оценочных суждений взрослых, в использовании ими оценок – предвосхищений и других форм эмоциональных отношений, соответствующих уровню нравственного развития дошкольника.

У всех детей, которым рекомендуются занятия, желательно проверить качество словарного запаса, относящегося к эмоциональной жизни. С каждым ребенком надо беседовать отдельно от других детей.

Сначала проверяется, может ли ребенок различать основные чувства ( интерес, удивление, удовольствие, стыд, страх, злоба , радость, горе). Это можно сделать с помощью следующего диалога:

- Если лежат две книги, одна с картинками, а другая без картинок, ты какую возьмешь?

- С картинками.

- Почему?

- Она интереснее.

Детей можно спрашивать, при каких обстоятельствах появляется та или иная эмоция. ( Например : Когда человек удивляется?» ) Можно рассказать ситуацию и спросить « Что переживает человек, попавший в нее?»

( Например, что почувствует мальчик, когда ему подарят игрушечную железную дорогу?»)

Затем у ребенка следует проверить словарный запас, обозначающий качества характера.

Некоторые дети уже в 5- летнем возрасте способны ответить на соответствующие вопросы и даже сделать обобщение ( «Смелый человек – это тот, кто ничего не боится», «Эгоист- это тот, кто любит только себя»). Вместе с тем есть дети, которые и в 6- и 7- летнем возрасте могут иметь неправильные представления о значениях тех самых оценочных слов

(« Смелый человек – это тот , кто всех бьёт», « Эгоист- это тот, кто работает в ГАИ»).

Проанализировав ответы детей, легче составить план занятий с ними, выбрав из II части « Психогимнастики» именно те, которые могут прояснить отдельные нечеткие представления детей , тесно связанные с пониманием эмоций и эмоциональным осознанием себя.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.