Ревность, зависть, жадность —это социально окрашенные формы гнева. Ребенок в возрасте 2 — 3 лет уже способен испытывать муки ревности, которые могут ранить его на всю жизнь. Чаще всего так происходит при появлении в семье новорожденного. Старший ребенок внутренне протестует, ревнует, досадует, возмущается. Зависть к малышу и желание быть на его месте не осознаются им, он не понимает и того, что посредством особенностей своего поведения хотел бы этого добиться.
Занятия психогимнастикой посещала Аля Г., 6 лет, которая сразу же выделилась полным отсутствием чувства дистанции, поведением задаваки и выскочки, изменчивостью настроения, обидчивостью и возбудимостью, хорошим интеллектом и неустойчивостью внимания, сочетанием чувства превосходства с тревогой за принятие собственной особы другими детьми. У нее недавно появился в семье маленький братик Илюша. Девочка открыто и демонстративно ревновала его к матери, устраивая дома шумные истерики.
Пожалуй, ни для одного ребенка не было придумано так много этюдов и игр, как для Али. Это и «Мышка- воображуля», и «Чуня-задавака», и многие другие, в которых были обнажены такие чувства, как зависть и досада, и такие черточки характера, как самоуверенность и обидчивость.
В игре «Сердитая Маша» было отражено отношение Али к брату. Аля выбрала себе роль маленького брата, которому по сценарию было около трех лег. В момент, когда маленький брат чуть было не попал под машину, Аля, изображая это, закричала и отказалась продолжить игру. При повторении этого сюжета другими детьми Аля им очень мешала: стала громко рыдать. После занятия, успокоившись, девочка сказала матери: «Я не знала, что так будет плохо братику из-за сестры». Возможно, впервые на этом занятии у Али прорезалась способность к эмпатии.
На следующем занятии детям было предложено изменить в игре поведение Маши на положительное. Але не понравилось, что первой не она будет участвовать в игре. Чтобы досадить играющим, девочка достала букварь и стала громко его читать. Когда пришла ее очередь участвовать в игре, она выбрала себе роль старшей сестры и стала очень зло отбирать игрушки у маленького брата, а затем по-настоящему стала его бить. Мальчик, исполнявший роль брата, даже расплакался.
На третьем занятии дети играли в игру «Два ревнивца», в которой было показано в гротескной форме поведение Али дома. Была проведена и беседа с детьми на тему «Кого можно назвать ревнивым и завистливым», после чего дети участвовали в этюде, изображающем теплые семейные отношения («Любящие родители»).
На четвертом занятии Аля рассказала несколько домашних ситуаций, из которых следовало, что ее брата Илюшу больно наказывают за то, что он бьет ручками бабушку и маму по лицу. Девочке было объяснено, что Илюша не злой, а просто еще несмышленыш. Аля тут же предложила поиграть в «несмышленого Илюшу». Все дети дружно захотели взять роль малыша. Аля же решила исполнить роль самой себя. На протяжении всей игры она была нарочито хорошей, сходила на консультацию к воспитателю (его роль исполнял настоящий воспитатель), который в форме совета сделал внушение, корригирующее поведение девочки дома. После игры девочка была в хорошем настроении, пообещала сказать матери, что Илюшу бить нельзя. С этого времени Аля перестала устраивать дома ревнивые скандалы, стала интересоваться братом, теперь она играет с ним, по-своему заботится о нем. Не последнюю роль в перемене отношения Али к брату сыграли повышенная внушаемость и живость ее воображения.
Дети 5 — 6 лет часто в игровой ситуации не переносят воспроизведения переживаний, связанных с завистью и досадой. В этюде «Досада» играющие обычно отказывались от роли неудачливого рыбака, даже если знали, что при повторении будут изображать чувство превосходства у удачливого. Соглашались воспроизвести зависть и досаду с самого начала только дети с высоким интеллектом и с артистической жилкой, но и они обычно не удерживались и завершали этюд каким-нибудь мстительным действием, не предусмотренным в этюде. Дети 6 —7-летнего возраста, страдающие выраженной задержкой психического развития, часто забывали о сути этюда, увлекшись манипуляциями с не существующими реально объектами. Некоторые из них демонстрировали удивительную жадность. Такие дети, например, не желали делиться с другими сластями, существующими лишь в их представлении (этюд «Вкусные конфеты»). Один 5-летний мальчик (этюд Добрый мальчик») вместо того, чтобы протянуть свою воображаемую варежку замерзшей девочке, начал делать вид, что разгребает в разных местах зала снег, чтобы найти ее варежку, лишь бы не делиться с нею своей.
Все этюды и игры, в которых эмоционально оцениваются личные качества взрослого или ребенка (хитрый, жадный, злой, честный, добрый и др.) и определяются отношения к ним (хороший, плохой, любимый и т. д.), представлены во II части «Психогимнастики». Многие ситуации из них могут быть использованы для эмоционального осознания ребенком самого себя.
Нравственные чувства- это высшая ступень развития эмоциональной сферы. Возможно, что прямо или косвенно все фундаментальные эмоции играют некоторую роль в развитии и совести и морали. Высшая форма морального поведения - это радость от заботы и помощи другим. Довольно часто у старших дошкольников при проигрывании этюдов и игр. демонстрирующих заботу и помощь другим, возникает радость от сознания, «какой я хороший», «как я хорошо наступил». В некоторых случаях уже возможно помочь ребенку сделать переакцентировку его радости на новую установку «Я радуюсь потому, что теперь у него, у всех все хорошо».
СЛОВЕСНЫЙ ЯЗЫК ЧУВСТВ
Филогенетически более древним способом выражения чувств являются выразительные движения.
Словесный язык чувств — это слова, обозначающие явления эмоциональной жизни. Он формируется по тем же законам, что и язык в целом. Способность детей говорить об эмоциях еще мало изучена.
По мнению сторонников так называемой «наивной теории эмоций», в 18-20 месяцев ребенок начинает использовать слова, обозначающие эмоции. Развитие у ребенка способности говорить об эмоциях свидетельствует, об овладении не просто соответствующими терминами, но и способами межличностного взаимодействия.
Г. Пик и Д. Эгли (1982) подчеркивают, что способность к точному и гибкому оформлению своих эмоциональных переживаний формируется на ранних стадиях онтогенеза в процессе общения с родителями, отсутствие или недостаточность такового ведет к недоразвитию «эффекторных схем « и к необходимости проведения специальной коррекционной работы со стороны воспитателя. Они же отметили феномен , состоящий в том, что у больных с различными эмоциональными проблемами отмечается бедность словаря, относящегося к эмоциональной жизни , при отсутствии какой-либо другой специфики их общего словарного запаса.
Значение называний эмоций в Психогимнастике заключается в эмоциональном осознании ребенком себя. Известно, например, что ребенок уже в 5 месяцев может испытать чувство гордости, ребенок вряд ли скажет : « Я горд » , хотя его поза и выражение лица будут свидетельствовать об этом.
Само собой, разумеется, что ребенок или подросток, говорящий на хорошем, богатом языке , лучше мыслит, у него появляется больше оттенков для словесного обозначения чувств, он тоньше понимает себя , свои переживания, эмоции у него становятся более дифференцированными.
Т. М. Титаренко (1980) считает, что резервы повышения действительности нравственных представлений ребенка лежат в эмоциональной насыщенности содержания оценочных суждений взрослых, в использовании ими оценок – предвосхищений и других форм эмоциональных отношений, соответствующих уровню нравственного развития дошкольника.
У всех детей, которым рекомендуются занятия, желательно проверить качество словарного запаса, относящегося к эмоциональной жизни. С каждым ребенком надо беседовать отдельно от других детей.
Сначала проверяется, может ли ребенок различать основные чувства ( интерес, удивление, удовольствие, стыд, страх, злоба , радость, горе). Это можно сделать с помощью следующего диалога:
- Если лежат две книги, одна с картинками, а другая без картинок, ты какую возьмешь?
- С картинками.
- Почему?
- Она интереснее.
Детей можно спрашивать, при каких обстоятельствах появляется та или иная эмоция. ( Например : Когда человек удивляется?» ) Можно рассказать ситуацию и спросить « Что переживает человек, попавший в нее?»
( Например, что почувствует мальчик, когда ему подарят игрушечную железную дорогу?»)
Затем у ребенка следует проверить словарный запас, обозначающий качества характера.
Некоторые дети уже в 5- летнем возрасте способны ответить на соответствующие вопросы и даже сделать обобщение ( «Смелый человек – это тот, кто ничего не боится», «Эгоист- это тот, кто любит только себя»). Вместе с тем есть дети, которые и в 6- и 7- летнем возрасте могут иметь неправильные представления о значениях тех самых оценочных слов
(« Смелый человек – это тот , кто всех бьёт», « Эгоист- это тот, кто работает в ГАИ»).
Проанализировав ответы детей, легче составить план занятий с ними, выбрав из II части « Психогимнастики» именно те, которые могут прояснить отдельные нечеткие представления детей , тесно связанные с пониманием эмоций и эмоциональным осознанием себя.