Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Обучение выразительным движениям



 

Для тренировки лицевой мускулатуры у детей с гипоми-мией используются этюды из второго раздела II части «Пси­хогимнастики». В конце каждого из них даны описания вы­разительных движений лица и тела. Внимание детей, отстаю­щих в развитии, привлекается к какому-то одному компонен­ту выразительности: «Он так удивился, что у него даже брови полезли на лоб». В этюдах типа «Удивление» и «Сердитый дедушка» следует тренировать мышцы, отвечающие только за брови —лоб, в этюдах «Гневная гиена» и «Соленый чай» — только мышцы носа (наморщивание) и губ. Можно упраж­нять мимику и во время психомышечной тренировки. Посте­пенно объем внимания ребенка надо расширить. Эти же этю­ды рекомендуются отстающим в эмоциональном развитии детям, плохо различающим выражение лица другого человека. Такие тренировки помогают им осмысливать сцепление опре­деленных движений мускулов лица с определенными пере­живаниями. Одновременно ребенок учится называть свои чувства. Ему становятся понятны слова: интерес, удивление, радость, горе и т. д.

Помощь детям с маловыразительной пантомимикой состо­ит из проигрывания этюдов с последовательным изучением поз, походки и других выразительных движений. Затем мож­но провести мини-конкурсы типа: «Кто лучше покажет позу», «Кто лучше пройдет» и т. п. Можно поиграть в игру «Кто это?». Два ребенка сидят или стоят на расстоянии нескольких шагов друг от друга. Третий ребенок должен определить, кто из них боится, кто грустит; на чьем лице мина отвращения, а на чьем написано удовольствие. Это могут быть и контраст ные по эмоциональному состоянию персонажи из только что проигранных этюдов. Эти игры доставляют детям много ра­дости, хотя и представляют собой интенсивный тренаж.

Для опознания эмоций и умения их назвать проводятся специально написанные для этих целей этюды («Маленький скульптор», «Скульптурная группа», «В магазине зеркал»), а также игры на сопоставление различных эмоций, представ­ленные во II части «Психогимнастики».

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ ЭМОЦИЙ

К основным, или фундаментальным, эмоциям К. Изард, считая их врожденными, относит следующие:

 

Интерес

Интерес—это избирательное отношение личности к объек­ту в силу его жизненного значения и эмоциональной привле­кательности. На первых порах у ребенка интерес носит безот­четный, непроизвольный, стихийный характер. Затем, углу­бившись и утвердившись, интерес может стать потребностью. С возрастом интересы у ребенка становятся все более ус­тойчивыми. Интерес к кому-либо перерастает в привязан­ность, и, чем сильнее интерес, тем дольше она сохраняется. Поэтому значение интереса трудно переоценить как для раз­вития личности, так и для межличностных отношений. Инте­ресы людей характеризуются степенью постоянства и силой. Сильный и устойчивый интерес побуждает и ребенка, и взрос­лого к активности, к преодолению препятствий, связанных с учебой или работой, делает эту деятельность приятной.

К сожалению, рекомендации, как целенаправленно форми­ровать интересы, как использовать их для развития интеллек­та и эмоциональной сферы, еще мало разработаны в совре­менной психологии.

Для изображения интереса во время занятий психогимна­стикой мы пользовались старинной игрой в живые картины. Дети как бы всматривались вдаль, слушали, наблюдали, чита­ли, следили. Неподвижные позы живых картин дополнялись подвижными играми с воображаемыми предметами. Очень полезны детям этюды, имитирующие способность к сосредо­точению, особенно тем, у кого есть нарушение концентрации внимания и дефекты в понимании эмоциональных выраже­ний (расторможенные дети, дети с ранним детским аутизмом, отстающие в развитии дети).

 

Радость

 

Выражение радости легко узнается. При радости лицо рас­цветает улыбкой: уголки губ оттягиваются кверху, около глаз собираются морщинки. Радость выражается и узнается с мла­денчества, что помогает ребенку очень рано устанавливать межличностные контакты. Она не только делает более про­чными социальные связи , но и усиливает восприимчивость, увеличивает мотивацию, способствует уверенности и мужест­ву, она может успокоить, отвлечь.

Радость невозможно вызвать волевым усилием, но, ставя ребенка в определенные ситуации, можно его легко зарядить чувством радости.

На занятиях психогимнастикой дети максимально исполь­зовали выразительные движения, что вызывало у них ощуще­ние счастья, стимулировало воображение. Ощущение радости в большинстве случаев появляется как следствие или преодо­ление чего-то, как результат событий и стечений обстоя­тельств, и именно по этой причине в психогимнастике этюды и игры на выражение радости построены в основном на принципе антитезы: страдание —удовольствие, борьба — радость победы и т. д.

Задержка проявления радости путем приобретения меха­низмов торможения не безразлична для организма, поэтому на психогимнастике детям часто предлагалось побыть клоуна­ми, образы которых оправдывали и слишком громкий хохот детей, и их чрезмерную двигательную ажитацию.

 

Удивление

 

Удивление —кратковременная и очень неопределенная эмо­ция. На занятии психогимнастикой одна шестилетняя девочка сказала: «Люди удивляются, когда бывает чудо». Действи­тельно, внешней причиной удивления должно быть что-то внезапное, неожиданное. Ситуации, которые служат причи­ной удивления, затем вызывают негативно или положитель­но окрашенные чувства. Обычно выстраиваются такие цепоч­ки эмоций: удивление —радость —интерес; удивление — стыд — страх. В 5-месячном возрасте ребенок уже достигает такого умственного развития, что способен удивляться.

Эмоция удивления быстро наступает, но и быстро прохо­дит. К. Изард пишет, что «удивление выполняет функции вывода нервной системы из того состояния, в котором она в данный момент находится, и приспособления к новым усло­виям».

Так как мимика удивления очень ярка и легко воспроиз­водима (широко раскрытые глаза и рот), то этюды на выра­жение этой эмоции уместны на первых занятиях психогим­настикой с детьми, отстающими в психическом развитии, плохо распознающими эмоциогенные ситуации и мимические проявления эмоций.

 

 

Дистресс

 

Печаль, страдание, горе —это проявления дистресса, наи­более часто встречающейся отрицательной эмоции (Г. Селье, 1950). Отрицательные эмоциональные реакции появляются в первые дни и недели жизни новорожденного. Ребенок сооб­щает о них окружающим криком, гримасой неудовольствия, беспорядочными движениями тельца. Нежная опека в ответ на плач младенца способствует его уменьшению, а малая заботах) ребенке может привести к «эмоциональному притуп­лению», к понижению способности к удовольствию, отдале­нию от социального окружения и повышенным проявлениям уныния. Типичными признаками уныния у ребенка являются моторная заторможенность, подавленность, нежелание играть, беспокойство в ответ на минимальный стресс, несчастное выражение лица. Негативные эмоции тормозят интеллекту­альное развитие ребенка, затрудняют его дальнейшую соци­альную адаптацию. Несчастный вид ребенка обычно вызыва­ет у большинства взрослых, даже не знакомых с ним, волну сочувствия, заставляет их искать способ выведения ребенка из состояния дистресса. Интересно, что и ребенок очень рано может начать сопереживать взрослым, опекающим его.

Произвольно имитировать грустное настроение ребенок способен с 4 лет. Этюды на выражение страдания и печали очень подходят для использования их в психотерапевтиче­ских целях. Чтобы улучшить настроение ребенка, на занятиях психогимнастикой использовались приемы, предложенные В. М. Бехтеревым (1916). Сначала ребенку предлагали послу­шать музыку и изобразить эмоцию, близкую к его душевно­му самочувствию, и затем на этом же занятии или на после­дующих переходили к слушанию музыки и исполнению ро­лей, мажорно окрашенных. Гипертимные дети учились, на­оборот, путем проигрывания этюдов с грустным содержанием понимать и сочувствовать печали других детей.

 

Отвращение

 

Отвращение у ребенка сначала связано с приемом пищи, имеющей дурной запах и привкус, вызывающий тошноту. Маленький ребенок делает язык лодочкой, плюется, отвора­чивает голову. Отвращение часто вызывает реакцию гнева и как бы оправдывает ее.

Чувствовать отвращение по отношению к себе ребенок может примерно с 5 лет. Понимание, что к тебе испытывают отвращение, мучительно для человека, ведет к дистрессу или агрессии. Если в группе есть ребенок, страдающий недержа­нием кала, то ухаживающий за ним взрослый должен сдержи­вать на лице проявление брезгливой мимики, тем более он не должен быть агрессивен даже в словах. Отвращение к самому себе понижает чувство достоинства и собственной ценности, ведет к депрессии. Из-за отвращения к себе подросток может сделать попытку самоубийства.

Очень тонко нарисовал эмоцию отвращения в некоторых своих сказках Г. X. Андерсен. Их сюжеты помогают детям не только показать эмоцию отвращения на лице, но и побывать на месте тех, кем брезгуют. Частично имитировать эмоцию отвращения ребенок способен с 4 — 5 лет.

Некоторые этюды во II части «Психогимнастики» направ­лены на смягчение эмоции отвращения при боязни испач­каться или заразиться болезнью.

 

Гнев

 

Н. Вагнер (1872) писал о ярости — высшей степени гнева, который у человека выражается сдвинутыми бровями, отто­пыренными губами, выставленной вперед нижней губой, стис­нутыми кулаками и сильной жестикуляцией. При более силь­ном взрыве гнева эти симптомы меняются, глаза выкатыва­ются из орбит и блестят. Лицо краснеет. Расширенные ноздри дрожат, дыхание затруднено. Голос становится хриплым. Рот значительно изменяется. Он оттягивается на одну сторону, причем оскаливается один из зубов. Пена выходит изо рта. Волосы поднимаются дыбом.

Отличать улыбку от мимики угрозы дети могут уже ко второму году жизни. В дошкольном возрасте дети часто пута­ют понятия «сильный» и «гневный».

Адекватно воспроизвести гнев ни взрослые, ни дети не могут из-за преобладания в нем вегетативного компонента. Вместе с тем результаты клинических и экспериментальных исследований предупреждают, что неспособность продуктив­но выразить справедливый гнев приводит к нарушению яс­ности мышления, «отправлению» отношений с другими людьми и психосоматическим заболеваниям (К. Е. Изард, 1980).

 

Презрение

 

Презрение к другому человеку может быть выражено ми­микой. Презирающий откидывает назад голову, нахмуривает 6рови, слегка опускает веки, рот трогает ироническая улыбка. Жестом презирающий как бы отталкивает от себя презирае­мого («Это жалости подобно, до чего он хуже меня», «Я не могу находиться с таким ничтожным рядом, мне это неприят­но»). Презрение может быть выражено и вслух (насмешливые интонации в голосе, сарказм). Оно является центральной эмоцией но всех предрассудках, включая расовые, побуждаю­щие человека к агрессии и се оправданию для себя.

У детей, испытывающих чувство превосходства над други­ми, змоция презрения может проявиться в виде пренебреже­ния к слабым, спокойным детям. Пренебрежение к другим у ребенка выражается мимикой (насупленные брови, сжатые крылья носа, рот с опущенными уголками) и действиями (отталкивает, старается исподтишка обидеть отвергаемого и вытеснить его с территории, которую считает своей).

Нередко задачей психогимнастики является изменение мик­росоциального статуса отвергаемых детей. С этой целью ис-чользуются инсценировки фрагментов из сказок Г. X. Андер­сена.

 

Страх

 

Страх —эмоция, которая может возникнуть в период ново­рожденное™.

В возрасте после 5 месяцев у детей часто возникает страх при встрече с незнакомыми людьми, при виде необычных предметов, при необычной ситуации. В 2 — 3 года дети обыч­но боятся животных. После 3 лет многие дети боятся темно-п.1. Ц. П. Короленко и Г. Ф. Фролова (1975) отмечают, что появление страха темноты совпадает по времени с развитием сферы воображения ребенка. У многих взрослых, кстати, 1лкже отмечается усиление игры воображения в темноте.

Дети, не отделяя вымысел от реальности, иногда начинают поиться персонажей из сказок, особенно Змея-Горыныча, Бабы-Яги, Кощея бессмертного.

С 6 — 7 лет дети могут бояться пожара, животных, несчас-|ии с близкими, катастроф.

С 8 лет некоторые дети боятся сами умереть или боятся смерти близких. Эти детские страхи обычно являются возрас-шыми, но они могут способствовать появлению агрессивно­сти, нервозности, расстройства сна, речи, общения, быть и проявлением патологии.

Адекватно имитировать выражение страха не удается ни одной возрастной группе: ни детям, ни взрослым.

Бессознательно «заражаться» эмоцией страха от других ре-пенок может очень рано. Осознавать, что другому страшно, он способен лишь с 5 лет.

В некоторых исследованиях (М. Ч. Расщсвска, 1986, и др.) сообщается, что у детей с задержкой психического развития и четей-олигофренов наблюдается недостаточность положитель­ных переживаний, в то же время у них сильнее развиты >моции страха и гнева, что неблагоприятно влияет на их поведение, тормозит дальнейшее развитие эмоционально-волевой сферы. Поэтому для этих групп детей, как и для детей-невротиков, причиной заболевания которых стал испуг, этю­ды и игры на бурное выражение чувства страха имеют психо­терапевтическое значение. Воспитанию у детей устойчивости к страху способствует не только проигрывание соответствую­щих этюдов и игр, но и рисование детьми своих страхов.

 

Стыд

 

Стыд —самая тягостная социальная эмоция, надстроенная над врожденным страхом. Стыдящийся боится осуждения своего поведения, сожалеет о совершенном поступке, осуждает свое поведение, испытывает неудовлетворенность собой.

Стыд формируется у детей в 3 - 5 лет и переживается ими как страх осуждения. Стыдно бывает не только за себя, но и за других. Стыдиться за своих близких, если их поведение носит недостойный характер, ребенок способен с младшего школьного возраста. Понимать, что другому стыдно, ребенок может уже в 5 лет. Робость и застенчивость тесно связаны со стыдом. Некоторые ученые считают, что это просто различ­ные проявления одной и той же эмоции. Действительно, застенчивые люди характеризуются исключительным внима­нием к социальной оценке. Внутренние переживания их сфо­кусированы на неприятной для них ситуации, оценке их другими людьми, на ощущении собственной неполноценно­сти и неадекватности. Даже при непроизвольном воспомина­нии об унизительном поступке могут наблюдаться физиоло­гические реакции: сердцебиение, покраснение кожи, иногда спазмы в желудке. Для робких людей характерна реакция избегания, неспособность завязать контакт только из пред­ставления, что им, возможно, придется пережить стыд. Вмес­те с тем эмоция стыда способствует развитию самосознания и самоконтроля. Избегание эмоции стыда помогает поступать так, чтобы сохранялось чувство самоуважения.

На занятиях психогимнастикой в минуты душевной раско­ванности дети иногда признавались, что долго помнят пере­житое чувство стыда.

 

Чувство вины

К. Изард считает, что между стыдом и виной имеются значительные различия. Стыдно бывает из-за любых ошибок, ;; чувство вины возникает при нарушении моральных и эти­ческих норм. Вина —это обязательно осуждение своего по­ступка и самого себя. Для этой эмоции характерны сопровож­дающие ее реакции раскаяния и снижения самооценки.

недолго и только при другом человеке. Внешне человек, переживающий вину, менее выразителен, чем человек, охва­ченный чувством стыда. Испытывая вину, человек низко опускает голову,.отводит глаза, иногда бросая взгляды на обвинителя, краснеет. Часто, чтобы скрыть свою вину, чело­век подавляет у себя внешние проявления этого пережива­ния. Вина-это глубоко социальная эмоция. Ее переживание невозможно без принятия моральных ценностей общества. Усвоение детьми моральных корм начинается рано, еще до 4 лет, и особенно интенсивно идет научение чувству вины в 4-5-летнем возрасте. Произвольно имитировать эмоции вины, стыда дети частично способны также с 4 —5 лет.

Этюды на выражение чувства вины могут быть использо­ваны для преодоления у детей невротического напряжения, в сердцевине которого лежит это переживание, часто неосозна­ваемое ребенком. Через игровую ситуацию происходит ото­ждествление, после переживание и отживание (термины Дж. Морено) чувства вины, что оказывает целебное влияние на ребенка-невротика. У детей с задержкой психического развития и дебильных детей подобные этюды помогают раз­вивать выразительную моторику, познавать принятые в об­ществе правила и адекватно на них реагировать.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.