Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Влияние эмоций на психические процессы



Психические процессы делятся на познавательные, эмоциональные и волевые. Деление это условно, так как психика целостна и все психические явления в ней взаимосвязаны и взаимообусловлены. Эмоция воздействуют на все компонен­ты познания: на ощущение, восприятие, воображение, па­мять и мышление.

Эмоциональный тон присутствует уже в ощущениях, кото­рые могут быть приятны и неприятны. Влияние эмоций сказывается на восприятии: для радостного человека все во­круг приятно, рассерженный замечает в предмете своего гнева лишь то, что усиливает его раздражение.

Хорошее настроение улучшает запоминание. Благодаря эмо­циональной памяти прочно помнятся пережитые ранее собы­тия. Люди, наделенные развитой эмоциональной памятью, могут живо представить и сами чувства, когда-то владевшие ими.

Эмоции связаны и с забыванием. Человек быстро забывает то, что эмоционально нейтрально и не имеет для него больше значения. Психологической особенностью эмоциональной па­мяти является так называемое вытеснение: человек забывает то, что ему непереносимо вспоминать. Однако вытесненные в бессознательную сферу мучительные представления и пере­живания могут иногда проявлять себя в сновидениях и ого­ворках (Фрейд).

Существуют определенные закономерности связи эмоцио­нальных состояний с качеством мышления: счастье имеет тенденцию способствовать выполнению познавательной зада­чи, тогда как несчастье тормозит ее выполнение.

Положительные эмоции увеличивают мотивацию, а отри­цательные ее уменьшают. «Когда я злюсь, мне не нравится рисовать», —можно услышать от ребенка.

Волевые процессы тесно связаны с эмоциями. Настроение отражается на всех этапах волевого акта: на осознании моти­ва, принятии решения и развертывании процесса достижения цели, завершающегося (или могущего завершиться) выполне­нием принятого решения. Так, эмоциональная привлекатель­ность цели умножает силы человека, облегчает выполнение решения. Вместе с тем решения, принятые в состоянии эмо­ционального напряжения, в гневном раздражении, потом не выполняются, так как уже сам мотив, послуживший приня­тию решения, может не соответствовать убеждениям челове­ка, его взглядам на жизнь, его морали. Способность к воле­вому усилию снижена у людей, находящихся в угнетенном состоянии. Равнодушный, с тусклыми эмоциями человек так­же не может быть волевым.

Не только эмоции воздействуют на волевые процессы, но и сам процесс достижения цели может вызвать целую гамму чувств, в том числе и отрицательных (например, досаду, обиду, разочарование и т. п.)- Для психического здоровья необходима сбалансированность эмоций, поэтому при воспи­тании эмоций у детей важно не просто научить их стимули­ровать себя в процессе волевого действия с помощью поло­жительных эмоций, но и не бояться отрицательных эмоций, неизбежно возникающих в процессе деятельности, творчест­ва, ибо невозможно представить себе какую-то деятельность без неудач, ошибок и срывов (В. В. Нагаев, Т. В. Бендас, 1982).

Разбалансировка чувств способствует возникновению эмо­циональных расстройств, приводящих к отклонению в раз­витии личности ребенка, к нарушению у него социальных контактов.

На занятиях психогимнастикой для коррекции и профи­лактики эмоциональных расстройств используются этюды и игры из II части «Психогимнастики».

К патологии эмоций относятся: депрессия, тревожный син­дром, эйфория и дисфория. Депрессия и эйфория в дошколь­ном возрасте в классическом виде обычно атипичны, стерты, рудиментарны.

Ребенка с пониженным настроением можно охарактеризо­вать как несчастного, удрученного, мрачного, печального, депрессивного, огорченного, пессимистичного.

Ребенка, испытывающего страх и тревогу, можно опреде­лить как робкого, тихого, застенчивого, обеспокоенного, по­корного, заторможенного, неуверенного, сомневающегося, скованного, замкнутого, одинокого, смущенного, нервозного, напряженного, испуганного.

Ребенка в состоянии дисфории можно описать как угрюмого, злого, раздражительного, враждебного, досадующего, обиженного, недовольного, презирающего, негодующего, испытывающего от­вращение, сердитого, резкого, неуступчивого.

Ребенка, находящегося в состоянии эйфории, характеризуют как смешливого, игривого, разговорчивого, импульсивного, стре­мящегося к доминированию, хвастливого, оживленного, радостно­го, ликующего, восторженного, воодушевленного, увлеченного, азартного, окрыленного, нетерпеливого, радостного, переживаю­щего чувство успеха, превосходства, гордости. Ребенок, находя­щийся в состоянии эйфории, не может сосредоточиться, у него нарушается поведение.

У детей может наблюдаться и эмоциональная неадекват­ность. Эмоциональная неадекватность характерна для детей, страдающих шизофренией.

Частое чередование положительных и отрицательных эмо­ций (лабильность) характерно для детей-невротиков, распо­ложенных к истерическим реакциям, а снижение эмоцио­нальной реакции (эмоциональная тупость) часто встречается у детей, больных шизофренией.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.