Пройти с каждым клиентом сквозь каждую ситуацию всегда можно через дюжину различных туннелей. Тех, кто ищет руководство по коучингу «для чайников» или исчерпывающий свод правил, придется разочаровать: такого не существует. Во всяком случае, универсального алгоритма, который бы в каждом случае безошибочно вел вас от одного шага коучинга к другому, не предложит никто. То, какой туннель коуч выберет, зависит от его осознавания и присутствия на третьем уровне, от интуиции и решимости следовать непроторенными путями.
В первом туннеле, который он выберет, может не оказаться прохода. Это нормально. Коучинг — затея долговременная, наскоком тут ничего не сделаешь. В течение тридцатиминутной сессии можно неудачно попытаться войти в несколько разных туннелей, всякий раз возвращаясь к началу. Можно провести небольшие «кусочки» коучинга самореализации, посвященного выявлению ценностей, коучинга баланса с обзором новых перспектив и коучинга процесса для выяснения причины невыносимой медлительности того, что происходит; причем каждая из этих попыток займет какие-то минуты.
Со временем коуч все лучше будет осваивать навыки коучинга и учиться подстраиваться к клиенту, слушая его на втором и третьем уровнях. Коуч очень чутко реагирует на все происходящие изменения. Это и называется — пребывать в потоке.
Большинству людей — даже большинству коучей — легче понять, зачем нужны коучинг самореализации и коучинг баланса и какое место они могут занимать в человеческой жизни. Это два туннеля, в которые коучи и клиенты заходят в первую очередь. Активная деятельность и подотчетность — видимые и осязаемые аспекты коучинга, создающие его «скелет» и «мускулатуру». Но если объектом коучинга оказывается вся жизнь клиента целиком, а задача коучинга — помочь клиенту достичь полноты самореализации и самовыражения, свободного доступа во все области собственной жизни, то в этом случае необходимо понимать, что такое коучинг процесса, и уметь им пользоваться. Работа с процессом — сердце целостного организма коучинга. Глава четвёртая.
ЛОВУШКИ И ПОДСКАЗКИ
На протяжении почти всей книги мы говорили о принципах, контекстах и навыках коучинга. Мы приводили примеры и описывали способы его применения. А теперь настало время проанализировать мелкие детали и разобраться в разных винтиках, шпунтиках и прочих составляющих коучинга, исследовать все серьезные вопросы о том, как изучать, распространять и налаживать эффективную практику коучинга.
Подробное освещение этих тем потребовало бы написания отдельной книги. Но есть несколько моментов, которые необходимо обсудить прямо сейчас, потому что они непосредственно касаются взаимоотношений коуча и клиента.
Временная рамка
В коучинге мы постоянно заостряем внимание на вопросах, связанных со временем, и это — один из краеугольных камней коучинга. Когда мы берем на себя ответственность за использование некоего конкретного времени, то есть вкладываем ресурс времени в наше собственное развитие и обозначаем временные рамки наших действий, это оказывается важным по ряду причин. Самое главное — такой подход воплощает истину, касающуюся длительного и глубокого личностного изменения.
Трансформация всегда требует времени. Ослепляющая вспышка инсайта^или явление божества на вершине горы всегда возможны, но для большинства клиентов изменения — постепенный процесс, больше напоминающий возделывание земли, нежели запуск космической ракеты. Приходится копаться в грязи, что-то высаживать, поливать, пропалывать и только потом — собирать урожай. Клиентам требуется время, чтобы усвоить определенные вещи, достичь ясности, понять, какие пределы и (само) ограничения мешают им продвигаться в жизни.
Большинство отношений коучинга начинается с того, что клиент берет на себя обязательства, определенную ответственность перед коучем, по крайней мере, на три месяца, хотя зачастую срок коучинга составляет шесть месяцев, год или более. В этом случае временная рамка помогает клиенту взять на себя ответственность и серьезные обязательства на длительный период времени, вместо того чтобы просить психотерапевта или коуча «починить» его как можно быстрее и желательно с минимумом усилий с его, клиента, стороны.
Коучинг — это не «залатывание дыр», это изменение всей жизни. Три месяца, как правило, включают период первого погружения в процесс, а также первого застревания, или «плато». Клиенты начинают свои отношения коучинга преисполненными энергии, энтузиазма и даже эйфории по поводу возможности «начать новую жизнь». Через несколько недель, по мере того как процесс изменения становится неприятным и напряженным, это сияние начинает тускнеть, меркнуть. «Гремлин» просыпается и начинает бузить, а клиенты обнаруживают, что изменения — это, ко всему прочему, еще и беспорядок, неразбериха и путаница.
Когда мы беремся «реконструировать» собственную жизнь, это напоминает строительные или ремонтные работы любого рода. Кругом — хаос, приходится принимать какие-то решения, иметь дело с какими-то людьми... Когда в воздухе полно цементной пыли, трудно сохранить ясное видение перспективы и конечной цели. Временная рамка создает клиенту условия для исследования ситуации разочарования, потери отваги и мужества или ситуации «застревания», тупика, «плато».
Часто клиенты стремятся максимально использовать энергию своей мотивации и повышенной осознанности, поэтому в самом начале добиваются фантастических результатов (в смысле жизненных изменений). В дальнейшем они в какой-то момент достигают пределов своей зоны комфорта. Они останавливаются у порога, причем обычно их удерживает какой-нибудь «гремлин», и начинают сомневаться в том, что могут двигаться дальше.
Такое состояние «плато» чаще всего возникает в первые несколько месяцев. В этот же период может произойти «откат», сползание, потеря четкого направления. Клиентам становится скучно играть в свою игру. Первые несколько месяцев — это также и период испытания, клиенты выясняют, насколько можно отклониться от намеченного курса и как долго им будет позволительно манкировать своими обязательствами, прежде чем коуч призовет их к ответу. Необходимо время, чтобы построить взаимоотношения коучинга и определить их основные правила.
Необходимо также тщательно рассмотреть и обдумать личное отношение клиента ко времени. Какова приемлемая (а также оптимальная) для него скорость изменений? Если коуч сразу начнет слишком сильно «давить», то даже те клиенты, которые очень стремятся и готовы к изменениям, могут взять на себя слишком много и потерпеть неудачу. Конечно, провал и ошибка — это не беда, это возможность чему-нибудь научиться. Но на начальных стадиях формирования отношений коучинга лучше, чтобы у клиента было больше возможностей учиться не на ошибках, а как-то иначе, тогда его мотивация к изменению повысится. Когда правильно — «давить», когда — игнорировать ошибки, когда — удерживать клиента от поспешных действий, а когда — предпринимать решительные шаги и двигаться дальше? Все эти вопросы имеют отношение к восприимчивости, чуткости коуча.
Главное — удостовериться в том, что клиент делает максимально возможное для него на данный момент. Когда, допустим, спортсмен или атлет стремится достичь определенных успехов в своей области, он использует цикл, состоящий из этапа интенсивных тренировок и последующего отдыха, что позволяет быстро и эффективно развивать мышцы и выносливость при длительных нагрузках. Мы намеренно даем мышцам очень большую нагрузку и сильно устаем, чтобы затем выстроить заново всю систему, которая станет эффективнее, чем была. Коучу необходимы чувство ритма, чувство времени, и это очень важно. Это умение, которое сочетает в себе опыт, интуицию и слушание на третьем уровне глубины.
Клиенты иногда хотят „передохнуть, сделать перерыв на неделю или пару недель. Они могут предложить встречаться или разговаривать по телефону раз в две недели, а не раз в неделю. Опасность в данном случае заключается в том, что клиент может утратить намерение, мотивацию или сложить с себя взятые обязательства. Развитие, которое происходит при еженедельных встречах коуча с клиентом, начинает угасать, не получая регулярного подкрепления. Коуч может спросить клиента, насколько действительно тому требуется передышка, не есть ли это очередная ловкая «гремлиновская» игра, направленная на противостояние изменениям?
Если после перерыва клиент вновь возвращается к коучингу и с трудом снова «встает на дорожку», если кажется, что он потерял опору или пламя, горевшее в нем, потухло, все это — обучающие возможности для коуча и клиента. Может быть, более тусклое пламя — это именно то, что и было нужно клиенту. Коуч знает, что для реальных изменений требуется несколько месяцев. Поэтому в такой ситуации есть определенные преимущества, когда коуч помогает клиенту делать выбор и принимать решения. Например, клиенты иногда будут брать на себя обязательства произвести какие-то действия, а коуч по опыту знает, или интуиция подсказывает ему, что они обрекают себя на провал. Коуч может или вмешаться и спасти клиента от такой плохой, разрушительной идеи, или же позволить клиенту учиться на своих собственных ошибках, зная, что именно время научит его тому, в чем он нуждается.
Эта ситуация также освобождает коуча от определенного рода давления, от веры в то, что он должен быть «доброй феей», которая готова с волшебной палочкой прилететь по первому зову. Здесь есть одна ловушка, и коуч должен ее внимательно высматривать: это стремление ускорить коучинг, мысль о том, что прорывы в понимании и значительные жизнеизменяющие инсайты у клиента могут и должны возникать при каждой встрече (или телефонном разговоре) с коучем. На самом деле, если подобные
инсайты вообще случаются, они, как правило, происходят в период между встречами клиента с коучем, а не во время самой сессии. Коучи, которые ловятся на удочку так называемой «профессиональной необходимости» при каждой встрече с клиентом достигать каких-то фантастических результатов, подвергаются опасности причисления себя к образу «великого коуча». При этом они начинают действовать, исходя из своей собственной жизненной программы (сценария развития), вместо следования запросу клиента и работы со сценарием развития его жизни.
Отношения «на равных»
В отношениях коучинга имеет место равенство позиций коуча и клиента. Они оба взяли на себя ответственность и обязательства достичь максимально возможных результатов (рис. 8). Клиенты входят в процесс коучинга со своими целями. Они ищут помощи и поддержки, чтобы эти цели рассортировать, упорядочить, не «сойти с дистанции», двигаться наиболее эффективно до тех пор, пока не дойдут до «финишной прямой». Коуч полностью как партнер вовлечен в этот процесс, помогая клиенту войти в контакт с его собственными ресурсами, создавая условия для того, чтобы он полагался сам на себя и был уверен в себе настолько, чтобы впоследствии перестать нуждаться в поддержке.
Одна из глубинных целей коучинга — породить в клиенте более сильную личность, способную самостоятельно управлять процессами своего развития и изменения. Некая часть того, что дает клиенту коуч, постоянно и постепенно становится его собственным достоянием. В Коактивном коучинге все самое главное происходит именно благодаря тому, что коуч и клиент находятся в отношениях «на равных», как партнеры.
Коуч и клиент находятся на равных (см. рис. 8), тогда как учитель, консультант, родитель, начальник или любой представитель власти находятся «выше» и оттуда «спускают» клиенту свои инструкции, рекомендации и прочее.
Если коуч ставит себя выше клиента, то всегда рискует ограничить его способности, не дать ему полностью использовать свои силы. Это все равно, что исполнять роль «родителя». Иногда клиенты захотят заслужить одобрения и высокой оценки ко-уча, а иногда — восстать против его власти. Пока коуч будет исполнять роль «родителя», вместо того чтобы избрать позицию «на равных», клиент может притворяться более «слабым», представляя себя «подчиненным» или «жертвой» в этих отношениях. Это позволяет клценту оправдывать то, что у него все еще «не получается». Работая с клиентом «на равных», коуч разделяет его ответственность, поэтому тот может сам для себя быть своей высшей инстанцией. Постепенно клиент будет все меньше полагаться на коуча, забрав с собой в свою жизнь ту силу, которую он обрел в отношениях коучинга.
Коучинг — это поток
Нет универсального закона, который управляет потоком коучинга; но похоже, что существует определенный естественный паттерн со множеством вариаций. Это, разумеется, нелинейная зависимость. Коучинг связан с осуществлением изменений в человеческой жизни, на которые требуется время.
Любому человеку внутренне присуща непредсказуемость. Однако наш опыт подсказывает, что есть определенные тенденции, которые повторяются, когда люди вступают в отношения коучинга, переживают эффект его воздействия на свою жизнь и воспринимают сами себя в процессе деятельности и обучения.