Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Самореализация, баланс и процесс: сведение воедино



Пройти с каждым клиентом сквозь каждую ситуацию всегда можно через дюжину различных туннелей. Тех, кто ищет руко­водство по коучингу «для чайников» или исчерпывающий свод правил, придется разочаровать: такого не существует. Во всяком случае, универсального алгоритма, который бы в каждом случае безошибочно вел вас от одного шага коучинга к другому, не предложит никто. То, какой туннель коуч выберет, зависит от его осознавания и присутствия на третьем уровне, от интуиции и решимости следовать непроторенными путями.

В первом туннеле, который он выберет, может не оказаться прохода. Это нормально. Коучинг — затея долговременная, на­скоком тут ничего не сделаешь. В течение тридцатиминутной сессии можно неудачно попытаться войти в несколько разных туннелей, всякий раз возвращаясь к началу. Можно провести небольшие «кусочки» коучинга самореализации, посвященного выявлению ценностей, коучинга баланса с обзором новых пер­спектив и коучинга процесса для выяснения причины невыно­симой медлительности того, что происходит; причем каждая из этих попыток займет какие-то минуты.

Со временем коуч все лучше будет осваивать навыки коучин­га и учиться подстраиваться к клиенту, слушая его на втором и третьем уровнях. Коуч очень чутко реагирует на все происходя­щие изменения. Это и называется — пребывать в потоке.

Большинству людей — даже большинству коучей — легче по­нять, зачем нужны коучинг самореализации и коучинг баланса и какое место они могут занимать в человеческой жизни. Это два туннеля, в которые коучи и клиенты заходят в первую очередь. Активная деятельность и подотчетность — видимые и осязае­мые аспекты коучинга, создающие его «скелет» и «мускулату­ру». Но если объектом коучинга оказывается вся жизнь клиента целиком, а задача коучинга — помочь клиенту достичь полноты самореализации и самовыражения, свободного доступа во все области собственной жизни, то в этом случае необходимо пони­мать, что такое коучинг процесса, и уметь им пользоваться. Ра­бота с процессом — сердце целостного организма коучинга.
Глава четвёртая.

ЛОВУШКИ И ПОДСКАЗКИ

 

На протяжении почти всей книги мы говорили о принципах, контекстах и навыках коучинга. Мы приводили примеры и опи­сывали способы его применения. А теперь настало время проана­лизировать мелкие детали и разобраться в разных винтиках, шпунтиках и прочих составляющих коучинга, исследовать все серьезные вопросы о том, как изучать, распространять и налажи­вать эффективную практику коучинга.

Подробное освещение этих тем потребовало бы написания отдельной книги. Но есть несколько моментов, которые необхо­димо обсудить прямо сейчас, потому что они непосредственно касаются взаимоотношений коуча и клиента.

Временная рамка

В коучинге мы постоянно заостряем внимание на вопросах, связанных со временем, и это — один из краеугольных камней коучинга. Когда мы берем на себя ответственность за использование некоего конкретного времени, то есть вкладываем ресурс времени в наше собственное развитие и обозначаем временные рамки наших действий, это оказывается важным по ряду при­чин. Самое главное — такой подход воплощает истину, касаю­щуюся длительного и глубокого личностного изменения.

Трансформация всегда требует времени. Ослепляющая вспышка инсайта^или явление божества на вершине горы всегда возможны, но для большинства клиентов изменения — посте­пенный процесс, больше напоминающий возделывание земли, нежели запуск космической ракеты. Приходится копаться в гря­зи, что-то высаживать, поливать, пропалывать и только потом — собирать урожай. Клиентам требуется время, чтобы усвоить оп­ределенные вещи, достичь ясности, понять, какие пределы и (са­мо) ограничения мешают им продвигаться в жизни.

Большинство отношений коучинга начинается с того, что кли­ент берет на себя обязательства, определенную ответственность перед коучем, по крайней мере, на три месяца, хотя зачастую срок коучинга составляет шесть месяцев, год или более. В этом случае временная рамка помогает клиенту взять на себя ответст­венность и серьезные обязательства на длительный период вре­мени, вместо того чтобы просить психотерапевта или коуча «по­чинить» его как можно быстрее и желательно с минимумом уси­лий с его, клиента, стороны.

Коучинг — это не «залатывание дыр», это изменение всей жизни. Три месяца, как правило, включают период первого по­гружения в процесс, а также первого застревания, или «плато». Клиенты начинают свои отношения коучинга преисполненны­ми энергии, энтузиазма и даже эйфории по поводу возможнос­ти «начать новую жизнь». Через несколько недель, по мере того как процесс изменения становится неприятным и напряжен­ным, это сияние начинает тускнеть, меркнуть. «Гремлин» про­сыпается и начинает бузить, а клиенты обнаруживают, что из­менения — это, ко всему прочему, еще и беспорядок, неразбе­риха и путаница.

Когда мы беремся «реконструировать» собственную жизнь, это напоминает строительные или ремонтные работы любого рода. Кругом — хаос, приходится принимать какие-то решения, иметь дело с какими-то людьми... Когда в воздухе полно цемент­ной пыли, трудно сохранить ясное видение перспективы и конечной цели. Временная рамка создает клиенту условия для ис­следования ситуации разочарования, потери отваги и мужества или ситуации «застревания», тупика, «плато».

Часто клиенты стремятся максимально использовать энергию своей мотивации и повышенной осознанности, поэтому в самом начале добиваются фантастических результатов (в смысле жиз­ненных изменений). В дальнейшем они в какой-то момент до­стигают пределов своей зоны комфорта. Они останавливаются у порога, причем обычно их удерживает какой-нибудь «гремлин», и начинают сомневаться в том, что могут двигаться дальше.

Такое состояние «плато» чаще всего возникает в первые не­сколько месяцев. В этот же период может произойти «откат», сползание, потеря четкого направления. Клиентам становится скучно играть в свою игру. Первые несколько месяцев — это также и период испытания, клиенты выясняют, насколько мож­но отклониться от намеченного курса и как долго им будет поз­волительно манкировать своими обязательствами, прежде чем коуч призовет их к ответу. Необходимо время, чтобы построить взаимоотношения коучинга и определить их основные правила.

Необходимо также тщательно рассмотреть и обдумать личное отношение клиента ко времени. Какова приемлемая (а также оптимальная) для него скорость изменений? Если коуч сразу начнет слишком сильно «давить», то даже те клиенты, которые очень стремятся и готовы к изменениям, могут взять на себя слишком много и потерпеть неудачу. Конечно, провал и ошибка — это не беда, это возможность чему-нибудь научиться. Но на начальных стадиях формирования отношений коучинга лучше, чтобы у клиента было больше возможностей учиться не на ошибках, а как-то иначе, тогда его мотивация к изменению по­высится. Когда правильно — «давить», когда — игнорировать ошибки, когда — удерживать клиента от поспешных действий, а когда — предпринимать решительные шаги и двигаться дальше? Все эти вопросы имеют отношение к восприимчивости, чуткос­ти коуча.

Главное — удостовериться в том, что клиент делает макси­мально возможное для него на данный момент. Когда, допустим, спортсмен или атлет стремится достичь определенных успехов в своей области, он использует цикл, состоящий из этапа интен­сивных тренировок и последующего отдыха, что позволяет быс­тро и эффективно развивать мышцы и выносливость при длительных нагрузках. Мы намеренно даем мышцам очень боль­шую нагрузку и сильно устаем, чтобы затем выстроить заново всю систему, которая станет эффективнее, чем была. Коучу не­обходимы чувство ритма, чувство времени, и это очень важно. Это умение, которое сочетает в себе опыт, интуицию и слуша­ние на третьем уровне глубины.

Клиенты иногда хотят „передохнуть, сделать перерыв на неде­лю или пару недель. Они могут предложить встречаться или раз­говаривать по телефону раз в две недели, а не раз в неделю. Опасность в данном случае заключается в том, что клиент может утратить намерение, мотивацию или сложить с себя взятые обя­зательства. Развитие, которое происходит при еженедельных встречах коуча с клиентом, начинает угасать, не получая регу­лярного подкрепления. Коуч может спросить клиента, насколь­ко действительно тому требуется передышка, не есть ли это оче­редная ловкая «гремлиновская» игра, направленная на противо­стояние изменениям?

Если после перерыва клиент вновь возвращается к коучингу и с трудом снова «встает на дорожку», если кажется, что он поте­рял опору или пламя, горевшее в нем, потухло, все это — обуча­ющие возможности для коуча и клиента. Может быть, более ту­склое пламя — это именно то, что и было нужно клиенту. Коуч знает, что для реальных изменений требуется несколько меся­цев. Поэтому в такой ситуации есть определенные преимущест­ва, когда коуч помогает клиенту делать выбор и принимать ре­шения. Например, клиенты иногда будут брать на себя обяза­тельства произвести какие-то действия, а коуч по опыту знает, или интуиция подсказывает ему, что они обрекают себя на про­вал. Коуч может или вмешаться и спасти клиента от такой пло­хой, разрушительной идеи, или же позволить клиенту учиться на своих собственных ошибках, зная, что именно время научит его тому, в чем он нуждается.

Эта ситуация также освобождает коуча от определенного ро­да давления, от веры в то, что он должен быть «доброй феей», ко­торая готова с волшебной палочкой прилететь по первому зову. Здесь есть одна ловушка, и коуч должен ее внимательно высма­тривать: это стремление ускорить коучинг, мысль о том, что про­рывы в понимании и значительные жизнеизменяющие инсайты у клиента могут и должны возникать при каждой встрече (или телефонном разговоре) с коучем. На самом деле, если подобные


инсайты вообще случаются, они, как правило, происходят в пе­риод между встречами клиента с коучем, а не во время самой сессии. Коучи, которые ловятся на удочку так называемой «про­фессиональной необходимости» при каждой встрече с клиен­том достигать каких-то фантастических результатов, подверга­ются опасности причисления себя к образу «великого коуча». При этом они начинают действовать, исходя из своей собствен­ной жизненной программы (сценария развития), вместо следо­вания запросу клиента и работы со сценарием развития его жизни.

Отношения «на равных»

В отношениях коучинга имеет место равенство позиций коу­ча и клиента. Они оба взяли на себя ответственность и обяза­тельства достичь максимально возможных результатов (рис. 8). Клиенты входят в процесс коучинга со своими целями. Они ищут помощи и поддержки, чтобы эти цели рассортировать, упорядочить, не «сойти с дистанции», двигаться наиболее эф­фективно до тех пор, пока не дойдут до «финишной прямой». Коуч полностью как партнер вовлечен в этот процесс, помогая клиенту войти в контакт с его собственными ресурсами, созда­вая условия для того, чтобы он полагался сам на себя и был уве­рен в себе настолько, чтобы впоследствии перестать нуждаться в поддержке.

Одна из глубинных целей коучинга — породить в клиенте бо­лее сильную личность, способную самостоятельно управлять процессами своего развития и изменения. Некая часть того, что дает клиенту коуч, постоянно и постепенно становится его соб­ственным достоянием. В Коактивном коучинге все самое глав­ное происходит именно благодаря тому, что коуч и клиент нахо­дятся в отношениях «на равных», как партнеры.

Коуч и клиент находятся на равных (см. рис. 8), тогда как учи­тель, консультант, родитель, начальник или любой представи­тель власти находятся «выше» и оттуда «спускают» клиенту свои инструкции, рекомендации и прочее.

Если коуч ставит себя выше клиента, то всегда рискует огра­ничить его способности, не дать ему полностью использовать свои силы. Это все равно, что исполнять роль «родителя». Ино­гда клиенты захотят заслужить одобрения и высокой оценки ко-уча, а иногда — восстать против его власти. Пока коуч будет ис­полнять роль «родителя», вместо того чтобы избрать позицию «на равных», клиент может притворяться более «слабым», пред­ставляя себя «подчиненным» или «жертвой» в этих отношениях. Это позволяет клценту оправдывать то, что у него все еще «не получается». Работая с клиентом «на равных», коуч разделяет его ответственность, поэтому тот может сам для себя быть своей высшей инстанцией. Постепенно клиент будет все меньше пола­гаться на коуча, забрав с собой в свою жизнь ту силу, которую он обрел в отношениях коучинга.

Коучинг — это поток

Нет универсального закона, который управляет потоком коу­чинга; но похоже, что существует определенный естественный паттерн со множеством вариаций. Это, разумеется, нелинейная зависимость. Коучинг связан с осуществлением изменений в че­ловеческой жизни, на которые требуется время.

Любому человеку внутренне присуща непредсказуемость. Однако наш опыт подсказывает, что есть определенные тенден­ции, которые повторяются, когда люди вступают в отношения коучинга, переживают эффект его воздействия на свою жизнь и воспринимают сами себя в процессе деятельности и обучения.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.