Теперь поговорим о некоторых трудностях. Коучинг процесса — занятие в целом менее упорядоченное, чем коучинг самореализации, где приходится заниматься выявлением и уточнением ценностей, созданием перспективы на будущее, борьбой с «гремли-ном», или коучинг баланса, который опирается на четкую последовательность семи ступеней, ведущих к действию. К тому же коучинг процесса по самой своей сути эмоциональнее нагружен. Уникальная природа коучинга процесса порождает здесь некоторое количество ловушек, которых стоит остерегаться.
По ту сторону техники
Ошибка, свойственная некоторым коучам, — сводить коучинг процесса только к технике. Особенно это касается «зондирования», т.е. проникновения в глубокие слои личности с использованием воображения. Руководствуясь интуицией и личным стилем, коуч ищет способы предложить клиенту описать, где он находится сейчас. «Где в Вашем теле можно локализовать это ощущение?» — этот часто очень полезный вопрос смещает внимание клиента от интеллектуальных построений к непосредственному опыту.
Но серия подходящих вопросов, направляющих внимание клиента в нужную сторону, — это еще не коучинг процесса. Сама по себе техника — это только опорный пункт, ворота в туннель. Придание технике самостоятельного значения позволяет работать без риска, но порождает поверхностный подход к клиенту. А что, если клиент согласен рисковать, но хочет погрузиться глубоко? Коуч обязан установить внутреннюю связь с клиентом, иначе коучинг процесса просто не состоится. Клиент прекрасно чувствует, разделяет коуч его опыт на глубинном уровне или нет, присутствует ли он на третьем уровне. Коуч должен стремиться быть с клиентом, разделяя его переживания.
Испугались?
Иногда коучей пугают прорывы эмоций у клиента и другие особенности коучинга процесса, который очень трудно упорядочить и подогнать под какие-то алгоритмы. Коучинг баланса — это набор действий, аккуратно расписанных по шагам. В коучинге самореализации есть такая вполне понятная процедура, как выявление и уточнение ценностей. Но коучинг процесса обязательно требует погружения под воду, в мутный поток, в котором неизвестно еще, что найдешь. Непредсказуемость результата, неконтролируемость процедуры, опасение, что клиенту на самом деле нужна психотерапия, сильнейший соблазн оказать локальную помощь («скрепить» расползающиеся швы и т.п.) и на этом свернуть работу — все это обычные реакции испуганного коуча, который вдруг обнаружил, что попал, как кур в ощип, в коучинг процесса. Сверх того, коучинг процесса — это поразительный опыт события с другим человеком на уровне более глубоком, нежели мышление и понимание. Коуч при этом полностью входит в жизнь клиента и разделяет его переживания. Для самого клиента это очень серьезный опыт. Он, скорее всего, редко встречал в своей жизни людей, готовых запросто сопровождать его в опасном путешествии, не отговаривая, не давая дурацких советов, не успокаивая, не похлопывая ободряюще по плечу, готовых просто двинуться с ним в путь. Человек чувствует себя исключительно спокойно, уверенно и безопасно тогда, когда он с кем-то вместе и при этом может быть полностью собой.
«Процессуализм» как зависимость
Однажды оценив мощь коучинга процесса и то, какой потенциал он предоставляет клиенту, некоторые коучи начинают искать объекты для коучинга процесса где угодно. Происходит своеобразная интоксикация, порождающая привыкание к данному типу переживаний (а может быть, к выбросам эндорфи-нов, адреналина или эмоциям, которыми они сопровождаются). Но коучинг процесса — это не магический эликсир. Его надо использовать аккуратно, сопровождая коучингом деятельности. Запомните, что направление, в котором ведется Коактивный коучинг, — это часть соглашения, заключенного между коучем и клиентом. Если коуч постоянно навязывает клиенту свою программу — значит, он это соглашение нарушает. Здесь тоже нужен баланс между бытием и действием.
И последняя ловушка коучинга процесса — остановка на полпути. Уж если коуч ступил на этот путь, то лучше идти и дальше, набираясь храбрости, до тех пор, пока клиент снова не обретет ясность и вновь не войдет в контакт со своей собственной силой.
Диалог
Клиент: Похоже, что мне все-таки придется опять вытащить на свет Божий свое старое резюме.
Коуч: Вы, наконец, узнали что-нибудь о заморской вакансии?
Клиент: Да. И получил совсем не тот ответ, на который надеялся. Так что я начинаю поиск заново.
Коуч -. Вы так издергались, пытаясь получить эту работу. Я помню, в каком Вы были состоянии после последнего собеседования. А сейчас мне кажется, что Вы даже рады от нее отделаться, словно это и неважно. В чем тут дело?
Клиент: В разочаровании. Коуч: Угу.
Клиент: Ради этого собеседования я просто выжал себя до капли. Я не представляю, что мог бы сделать еще.
Коуч: Колоссальный провал.
Клиент: Я не хочу продолжать этот разговор.
Коуч: Я понимаю. Только вот мне кажется, будто что-то внутри Вас все еще очень хочет его продолжить.
Клиент: Да, парень, это правда. Я не помню, чтобы мне когда-нибудь раньше было так плохо. Может быть, я слишком много потратил сил, пытаясь выбраться к черту из этой страны.
Коуч: Как это для Вас выглядит? Мне вот сейчас грустно. А у Вас какие ощущения?
Клиент: Такие, как будто мне врезали кулаком в живот. Как будто дышать нечем. Ударили прямо в живот, аж не разогнуться.
Коуч: Что, если мы разберемся в этом прямо сейчас? Я думаю, что эту проблему надо пройти насквозь, а не перешагивать через нее.
Клиент: Да. Я все это ненавижу, но избавиться не могу. Коуч: Как это выглядит?
Клиент: Что-то темное... темное и острое... трудно разглядеть, но, кажется, там зазубренные края.
Коуч: Что Вы чувствуете на своем лице?
Клиент: За глазами — какое-то давление. Мой лоб чем-то стиснут, а в ушах звенят колокольчики и вроде бы слышатся голоса.
Коуч: Что они говорят?
Клиент: Все то же, что обычно говорят «гремлины». Но сегодня у них любимая тема: «Ты — плохой специалист. Ты засыпался на первом же собеседовании. Если тебя когда-то и ценили, то незаслуженно. Никого не обманул твой фальшивый послужной список». Ну, обычный набор — сами знаете.
Коуч: Хорошо. Теперь я хочу, чтобы Вы повысили их громкость — сначала ненамного. Сейчас указатель на цифре 5, подверните его до 6.
Клиент: В смысле — громкость голосов?
Коуч: Громкость голосов, интенсивность боли, давления — всего, что Вы сейчас чувствуете. Прислушайтесь ко всему этому — и как следует. Я буду рядом.
Клиент: Поворачиваю регулятор звука. Сейчас он показывает 6.
Коуч -. И что Вы замечаете?
Клиент: Неудача. Грандиозная неудача, которая накатывается волной и заглушает все остальное.
Коуч: Накатывается волной неудача. А Вы сами при этом в безопасном месте?
Клиент: Да, волна уже катится позади меня.
Коуч: Когда будете готовы, попробуйте перевести регулятор на 7.
Клиент: Вот сейчас я действительно ощущаю потерю. Как будто умерла мечта. Как будто исчез мой последний шанс создать в жизни что-то существенное.
Коуч: Вы действительно сожалеете о потере мечты. Насколько это серьезно?
Клиент: Предельно серьезно.
Коуч: Да уж. А что вы замечаете сейчас?
Клиент: Что могу уменьшить звук.
Коуч: Вы действительно хотите сделать это сейчас?
Клиент: Да.
Коуч: Что происходит с ощущениями потери и неудачи, которые Вами сейчас владеют?
Клиент: Я и не знал, насколько крепко они меня схватили. По крайней мере, сейчас чуть-чуть свободней.
Коуч: И Вы видите, что можете отчасти их контролировать. У вас есть силы, чтобы их пережить — и чтобы ограничить удар, который они Вам нанесли.
Клиент: Я не просто жертва. Я еще могу выбирать.
Коуч: Итак, вот Вам моя просьба на следующую неделю: я хочу, чтобы Вы так и не расставались с ощущениями разочарования, потери и неудачи. Сделаете это?
Клиент: Вы шутите!
Коуч: Да нет, не шучу. Как искать работу, вы знаете: написать резюме, пройти собеседования, ну и что там надо еще... Ваша проблема — как жить с чувством разочарования. Здесь Ваши умения кончаются. А если бы Вы этому научились, что бы это вам дало?
Клиент: Свободу. Только... Я ведь не обязан получать от этого удовольствие?
Коуч: Нет. И Вам не придется ничего избегать из того, что Вы делаете обычно. Вы ведь сейчас, скорее всего, не последний раз столкнулись с потерей и неудачей. Если Вы сумеете пережить их сейчас — и нарастить соответствующие «мускулы», чтобы обращаться с ними, — то окажетесь в лучшей форме в следующий раз, когда случится разочарование.
Клиент: Прямо-таки программа эмоциональной гимнастики, просто фитнесс какой-то.
Коуч: Для которого Вселенная обеспечила Вам великолепный тренажерный зал. Так давайте им воспользуемся, чтобы научиться противостоять разочарованию и неудачам, которые Вам еще встретятся в жизни. Задание для «исследования жизни» на эту неделю: «Чему я учусь у своих разочарований?».