Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Ценность — это не мораль и не принцип



Ценность — это не мораль. Термин «ценность» не предполага­ет чувства нравственной правоты. Ценность — вообще не этиче­ская категория, хотя жизнь в строгом соответствии с этически­ми принципами может, конечно, сама по себе быть субъектив­ной ценностью. Но, например, такая ценность, как признание со стороны других людей, вовсе не имеет знака «плюс» или «ми­нус». Человек либо признает, что стремится достичь признания, либо не признает. Ценность — это и не принцип, которым надо руководствоваться в жизни как неким внутренним кодексом. Ценности клиента сами по себе не обязаны быть благородными, добродетельными. Потому и восхищаться следует не самими ценностями человека, а его умением реализовать их в жизни.

Субъективные ценности делают нас теми, кто мы есть. Следо­вание своим ценностям дает ощущение некоей внутренней «правоты», не имеющей ничего общего с нравственностью. Это, скорее, похоже на музыкальный слух: у каждой ценности есть свой особый тон. При реализации субъективных ценностей в жизни их разнообразные звуки и темы создают сложную и уни­кальную мелодию. Когда реализовать ценности не удается, ме­лодия получается фальшивой. Если она так фальшива, что режет слух, то человек может от этого буквально заболеть.

Поскольку наш язык по природе своей неточен, зачастую лег­че не исследовать значение каждого отдельного слова, обознача­ющего ценность, а сразу объединять ценности в группы. Обри­совав такие группы ценностей, мы получим основу для более четкого их понимания. Например, одна группа — свобо­да/риск/приключения, другая — свобода/независимость/вы­бор; ясно, что значение слова «свобода» в этих двух случаях раз­личается. Как расположение наших глаз, ушей и прочих частей лица придает нам неповторимый облик, так же и приоритеты, сочетания и степень дифференцированности наших ценностей определяют нашу внутреннюю индивидуальность.

Важно, чтобы в выделяемой группе каждый термин был подо­бран как можно точнее — только тогда клиент сможет описать, что эта ценность реально для него значит. А когда он собьется с избранного пути, такое четкое именование ценностей может по­мочь ему вернуться на правильный путь. Коуч не должен чрез­мерно придираться к выбору терминов или требовать, чтобы клиент определил свой словарь четко раз и навсегда. Необходи­мо узнать, что творится у клиента в сердце. Коуча должно инте­ресовать значение данного слова не в толковом словаре, а в ре­чи клиента. Именно на клиента должна быть ориентирована вся эта «редакционная» работа.

Ценности неосязаемы. Они не есть что-то, что можно совер­шить или получить. Деньги, например, — это не ценность, но то, что они дают, может оказаться субъективными ценностями — развлечения, возможность заниматься творчеством, душевное спокойствие, помощь другим людям. Путешествие — это не цен­ность. Возделывание сада — это не ценность. Но оба эти вида ак­тивности могут служить выражением определенных ценностей — таких, например, как тяга к приключениям, к познанию, к природе, к глубинному пониманию сути вещей.

Хотя ценности неосязаемы, они достаточно хорошо видны по­стороннему глазу. Зайдя в комнату, где находятся незнакомые вам люди, вы можете судить об их субъективных ценностях по тому, как они одеты, какие принимают позы, как общаются друг с другом и с кем именно. Кое-что может сказать о ценностях че­ловека сам факт его нахождения в этой комнате. Наконец, неко­торые ценности можно эмоционально ощутить — энергию, дру­жеское расположение, откровенность, взаимную привязан­ность, независимость, веселье... и так далее.

Коуч может помочь клиенту обозначить собственные ценнос­ти, используя как источник информации его рассказы о своей жизни и деятельности, о том, что он для себя выбирает и от чего отказывается. Коуч поймет, где он говорит о своих настоящих ценностях, а где — нет: в любом случае это позволит что-то уз­нать о нем. Вот почему к процедуре выявления и уточнения цен­ностей стоит время от времени возвращаться.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.