Ценность — это не мораль. Термин «ценность» не предполагает чувства нравственной правоты. Ценность — вообще не этическая категория, хотя жизнь в строгом соответствии с этическими принципами может, конечно, сама по себе быть субъективной ценностью. Но, например, такая ценность, как признание со стороны других людей, вовсе не имеет знака «плюс» или «минус». Человек либо признает, что стремится достичь признания, либо не признает. Ценность — это и не принцип, которым надо руководствоваться в жизни как неким внутренним кодексом. Ценности клиента сами по себе не обязаны быть благородными, добродетельными. Потому и восхищаться следует не самими ценностями человека, а его умением реализовать их в жизни.
Субъективные ценности делают нас теми, кто мы есть. Следование своим ценностям дает ощущение некоей внутренней «правоты», не имеющей ничего общего с нравственностью. Это, скорее, похоже на музыкальный слух: у каждой ценности есть свой особый тон. При реализации субъективных ценностей в жизни их разнообразные звуки и темы создают сложную и уникальную мелодию. Когда реализовать ценности не удается, мелодия получается фальшивой. Если она так фальшива, что режет слух, то человек может от этого буквально заболеть.
Поскольку наш язык по природе своей неточен, зачастую легче не исследовать значение каждого отдельного слова, обозначающего ценность, а сразу объединять ценности в группы. Обрисовав такие группы ценностей, мы получим основу для более четкого их понимания. Например, одна группа — свобода/риск/приключения, другая — свобода/независимость/выбор; ясно, что значение слова «свобода» в этих двух случаях различается. Как расположение наших глаз, ушей и прочих частей лица придает нам неповторимый облик, так же и приоритеты, сочетания и степень дифференцированности наших ценностей определяют нашу внутреннюю индивидуальность.
Важно, чтобы в выделяемой группе каждый термин был подобран как можно точнее — только тогда клиент сможет описать, что эта ценность реально для него значит. А когда он собьется с избранного пути, такое четкое именование ценностей может помочь ему вернуться на правильный путь. Коуч не должен чрезмерно придираться к выбору терминов или требовать, чтобы клиент определил свой словарь четко раз и навсегда. Необходимо узнать, что творится у клиента в сердце. Коуча должно интересовать значение данного слова не в толковом словаре, а в речи клиента. Именно на клиента должна быть ориентирована вся эта «редакционная» работа.
Ценности неосязаемы. Они не есть что-то, что можно совершить или получить. Деньги, например, — это не ценность, но то, что они дают, может оказаться субъективными ценностями — развлечения, возможность заниматься творчеством, душевное спокойствие, помощь другим людям. Путешествие — это не ценность. Возделывание сада — это не ценность. Но оба эти вида активности могут служить выражением определенных ценностей — таких, например, как тяга к приключениям, к познанию, к природе, к глубинному пониманию сути вещей.
Хотя ценности неосязаемы, они достаточно хорошо видны постороннему глазу. Зайдя в комнату, где находятся незнакомые вам люди, вы можете судить об их субъективных ценностях по тому, как они одеты, какие принимают позы, как общаются друг с другом и с кем именно. Кое-что может сказать о ценностях человека сам факт его нахождения в этой комнате. Наконец, некоторые ценности можно эмоционально ощутить — энергию, дружеское расположение, откровенность, взаимную привязанность, независимость, веселье... и так далее.
Коуч может помочь клиенту обозначить собственные ценности, используя как источник информации его рассказы о своей жизни и деятельности, о том, что он для себя выбирает и от чего отказывается. Коуч поймет, где он говорит о своих настоящих ценностях, а где — нет: в любом случае это позволит что-то узнать о нем. Вот почему к процедуре выявления и уточнения ценностей стоит время от времени возвращаться.