Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Кто за рулем этого автобуса?



«Отсутствие баланса» свидетельствует о том, что вами управ­ляют обстоятельства. Клиент, действующий таким способом, не обладает свободой выбора. Вы можете услышать это в подобных речевых конструкциях: «Я не могу... я вынужден... мне необхо­димо... у меня не получается». Иногда право выбора и, соответ­ственно, контроль над ситуацией передается другому человеку: «Я не могу это сделать, потому что она...»

Часто складывается впечатление, будто «гремлин» забрался на сиденье водителя и перехватил руль. Возможность выбора в таких случаях очень осложняется, а иногда и совсем парализует­ся страхом. Когда нет выбора, нет и баланса, а следовательно — никакой самореализации. Если стены обступили клиента со всех сторон, отрезая все пути, так что он уже и сам не хочет ни­куда двигаться, — значит, в этих стенах пора прорезать окна, чтобы указать ему на новые перспективы.

Формула баланса

Наша задача — привести клиента от бессилия к осознанию собственных возможностей и, в конечном счете, к действиям, направленным на создание более сбалансированной жизни. Для этого предлагается процедура, состоящая из семи шагов.

Шаг 1. Помочь клиенту увидеть самого себя в плену у единст­венного УЗКОГО взгляда на проблему.Клиент, который не являет­ся хозяином собственной жизни, скорее всего, скажет что-ни­будь подобное: «Я не могу иначе». Он не только не рассматрива­ет альтернативы — он просто слеп ко всем другим возможнос­тям: «Человек моего возраста никогда не найдет должность старшего менеджера» или: «С моим-то графиком на новые заня­тия просто нет времени». Его перспектива сужена до предела, он находится в ловушке. И ваша первая задача — помочь ему увидеть, что он именно в ней и находится. Помогите ему осо­знать, что он привязан к своей единственной точке зрения, слов­но к якорю, удерживающему его на месте. Сделайте якорную цепь зримой. Если клиент сам говорит о своих ощущениях по­давленности, беспомощности, дискомфорта, — укажите ему на эти признаки дисбаланса. Если он просто не видит многообра­зия путей и объясняет свои трудности по типу: «А как же ина­че?» — значит, его сковывает единственный взгляд на мир. Ко-уч в данном случае работает именно с балансом.

Коучинг, ориентированный на создание жизненного баланса, начинается с разбора ограничений, наложенных на перспекти­ву, после чего должно последовать расширение пространства выбора.

Пример коучинга: «Когда Вы говорите: "А как же иначе?" или: "Это не в моей власти", Вы кажетесь беспомощным сущест­вом, попавшим в безвыходное положение. Верно ли это?».

Шаг 2. Обозначить дополнительные перспективы.Перспектива — это один из тех подарков, которые коуч приносит в отноше­ния коучинга. Не «правильная» перспектива, а просто новый взгляд. Создание перспективы делает более широким то окно, через которое клиент смотрит на свои жизненные обстоятельст­ва. Элемент коучинга — предложить клиенту взглянуть на свою жизнь или на определенную проблему под разными углами зре­ния. Сохранение единственного прежнего угла зрения, когда клиент в большой степени остается жертвой обстоятельств, обе­щает не слишком много. Начиная пересматривать свои взгляды, он видит новые возможности и может измениться.

Что движет выбором? Привычка, самоограничение, рутина? Стремление обнаружить новые перспективы — это одна из при­чин, по которым клиенты вообще обращаются к коучингу. Коу­чинг дает эффективную установку на вопросы типа: «Что в ны­нешнем положении не так?» и на поиск новых альтернатив. Не так уж сложно попросить клиента представить восемь возмож­ных путей решения проблемы, не останавливаясь при этом ни на одном из них. На самом деле даже лучше, если один-два пунк­та в получившемся списке окажутся явно неприемлемыми. Са­мые причудливые варианты создают ощущение игры, а именно в игре легче всего преодолеть стену «я не могу» и расширить по­ле возможностей так, чтобы в него вошли идеи, раньше находив­шиеся по другую сторону этой стены. Например, клиентка, у ко­торой не хватает времени для занятий гимнастикой, может:

♦ нанять персонального тренера, поселив его у себя в доме;

♦ превратить гостиную в гимнастический зал;

♦ бросить работу;

♦ отказаться от участия в Гражданском комитете;

♦ влюбиться в культуриста;

♦ ложиться и вставать на полчаса раньше;

♦ научить детей стирать, чтобы высвободить себе время;

♦ половину года работать на каком-нибудь курорте.

Пример коучинга: «Давайте составим список всех потенци­альных возможностей. Что Вам первым пришло в голову? Это не должно обязательно быть умным. Вас никто не заставит делать именно это — мы просто хотим перечислить все, вообще все возможности. Что Вы придумаете еще?».

Шаг 3. Войти в различные перспективы.Чтобы расширить вы­бор, надо реально взглянуть на мир сквозь призму этого выбора. «Во что превратится мир, если Вы сделаете так?». Призывая клиента вникнуть в каждую из возможных точек зрения, коуч помогает ему обрести ощущение более широких возможностей и узнать чуть-чуть больше о том, как можно жить иначе. Может быть, идея с персональным домашним тренером нереальна, а вот записаться в группу аэробики на работе можно вполне. Воз­можно, превращение жилой комнаты в гимнастический зал — не выход, зато вполне вероятно одолжить на несколько месяцев велотренажер у сестры. На этом уровне не так важно, какие именно решения предлагаются, главное, что клиент сам осваи­вает процесс их отбора.

Пример коучинга: «Вообразите эту перспективу только на ми­нуту. Примерьте ее на себя и оглянитесь вокруг. Как вы себя чувствуете в этом положении?».

Шаг 4. Сделать выбор.Теперь настало время выбрать из мно­жества перспектив одну — ту, которая послужит мотивом к дей­ствию, что, однако, не отрезает путь назад: можно начать выби­рать заново. Это значит: «Давайте попробуем». Совершая такой выбор, клиент тем самым делает первый шаг из Страны Заст-ряндии в область многообразных возможностей. Он может и не захотеть оставаться там долго, но какой-то сдвиг в сторону ба­ланса все равно произойдет. И этот важный шаг обязательно должен быть закреплен признанием.

Пример коучинга: «Это здорово! Сделав этот выбор, Вы оце­нили себя по достоинству и, несомненно, стали ближе к своей цели».

Шаг 5. Составить план, ориентированный на конкретную ситуа­цию.Выбор новой возможности — это для клиента огромный шаг вперед. Совершив этот шаг, он обретает новые силы. И тог­да приходит время сделать следующий шаг — составить кон­кретный план действий. До сих пор перед вами был бесплодный кусок только что открытой территории; теперь вы его огоражи­ваете и начинаете обустраивать. План придает возможностям предметные очертания: когда он составлен, новая перспектива начинает реально влиять на жизнь. Составление плана заставля­ет клиента выйти из тупика, связывая его с большим миром. Ему приходится выяснять, какие имеются доступные ресурсы для осуществления его замысла, сколько это потребует времени и денег? Как это повлияет на важные для него отношения с людь­ми? Составление плана — творческий процесс; если это кажет­ся подходящим, коуч вполне может сам принять участие в «моз­говом штурме». Кроме того, коуч получает великолепную воз­можность поощрить и поддержать клиента, оценить по достоин­ству его смелое решение изменить свою жизнь.

Пример коучинга: «Что вы планируете?».

Шаг 6. Воспринять план всерьез и взять на себя ответствен­ность.Планирование может быть сведено всего лишь к очеред­ному виду умственной активности. Здесь придется очень много поразмышлять над разными путями исполнения задач и распре­делением ресурсов, заняться черновыми набросками и вычисле­ниями. Однако план — это нечто внешнее. А коуч должен ста­раться, чтобы план начал жить внутри клиента, войдя в его плоть и кровь, а не только в мозг, где на него может повлиять даже лег­кое отвлечение внимания. Поэтому, прежде чем предлагать кли­енту переходить к действиям, необходимо убедиться, что план им действительно внутренне принят.

Когда происходит такое внутреннее согласие, и человек берет на себя ответственность, он обретает просто чудесную силу и решительность. Принятие на себя обязательств и ответственно­сти следует за выбором: например, в ресторане мы сначала выбираем между двумя блюдами, а потом делаем этот выбор нео­братимым. Мы решаемся посвятить свою жизнь определенному человеку, определенному занятию и уже не можем от этого от­ступить. В этот момент коуч проводит черту и просит клиента перешагнуть ее, ступить на новую территорию: «Вы действи­тельно всерьез восприняли этот план и готовы действовать? Вы готовы сделать это> сейчас ? ». Пока эта черта не пройдена, клиент может как бы играть с коучем в какую-то игру. Когда же он по­нимает, что принятое решение реально означает для него новый способ действий в жизни, у него внутри происходит некий сдвиг. В этот момент у него появляется последняя возможность признаться, что он просто играл — дабы понравиться коучу или для развлечения, или боясь прервать эту игру, или даже действи­тельно намереваясь последовать планам, то есть по любой при­чине, какую может изобрести его «гремлин».

Речь идет не просто о том, чтобы больше заниматься гимнасти­кой, вовремя оплачивать счета или эффективнее заключать тор­говые сделки. Речь идет об управлении собственной жизнью. По­этому коуч должен спросить: «Итак, принимаете ли Вы план? Бе­рете ли Вы на себя ответственность за его выполнение? ». Этот акт принятия ответственности настолько важен, что некоторые коу-чи в такой момент просят клиента действительно провести реаль­ную или воображаемую черту на полу перед собой, глубоко вдох­нуть и перешагнуть ее. Сделать это можно даже по телефону.

Пример коучинга: «Мы с Вами прошли долгий путь, расширяя список возможностей, выбирая из них нужную и составляя план. А теперь — вот перед Вами черта на полу. Глубоко вдохни­те. И, когда Вы почувствуете себя готовым по-настоящему при­нять план, переступите эту черту. Но только тогда, когда будете готовы по-настоящему».

Шаг 7. Действовать. Теперь переход к действию может показать­ся Облегчением.Самое трудное — поиск нового взгляда на мир — осталось позади. Больше всего напряжения было нужно для того, чтобы оценить разнообразные возможности, вжиться в перспек­тивы. Критическим моментом был выбор и последующее приня­тие этого выбора — реальное, необратимое принятие. Теперь клиент движется в сторону баланса. В действии ему предстоит многому научиться. Будет ли он терпеть поражения, соскальзы­вать назад? Да, конечно. И это тоже будет его чему-то учить.

Пример коучинга: «Поздравляю! Вы перешли к действию — теперь Вы сами за рулем автобуса, который едет в сторону ва­шей жизненной цели. Будут времена, когда Вам захочется отлы­нивать или выбрать легкий путь. Это нормально, и над этим нам еще предстоит работать».

Диалог

Коуч: Мне кажется, что Вы не можете разобраться в собственных побуждениях. Ваша энергия не имеет вы­хода. Уже по Вашему голосу мне понятно, что Вы увязли в своем кресле.

Клиент: Да, так и есть. Коуч: А отчего так?

Клиент: Жизнь катится по накатанной колее. Я не вижу ничего нового — только скуку.

Коуч: Повторяете привычные действия, как автомат? Клиент: Да. Тащусь своим путем и все.

Коуч: Тогда давайте в качестве символа Ваших перспек­тив нарисуем круг и сделаем подпись — вот здесь, свер­ху: «роль автомата». Сейчас Вы находитесь в этой точке круга.

Клиент: Я мало, что смогу изменить, пока у меня не пере­менится положение с работой. Сейчас я там просто отси­живаю часы,

Коуч: А теперь я попрошу Вас повернуться по кругу на девяносто градусов. Какие есть еще перспективы, кроме той, которую мы уже отметили? Какой-нибудь другой способ взглянуть на жизнь? Это не должно быть что-то обязательно правильное — просто любая другая жиз­ненная позиция.

Клиент: Может быть, я не застрял, может быть, это про­сто плато. Мне слишком многое пришлось менять за по­следний год. Если мне нужно еще какое-то изменение, то этим изменением может оказаться остановка.

Коуч: Как место для отдыха между переменами. Хоро­шо. Теперь сместимся еще на девяносто градусов. Какие позиции можно придумать еще?

Клиент: Переходный период.

Коуч: Хорошо. Еще?

Клиент: Может быть, это место для обучения.

Коуч: Такое специальное место, где Вы получаете ка­кие-то особые знания. Хорошо. Но я могу предложить еще один вариант. Хотите?

Клиент: Конечно... И что же это будет?

Коуч: Удавшаяся жизнь. Вы можете прямо сейчас взгля­нуть на жизнь так, как будто она Вам удалась?

Клиент: Да, конечно, могу. У меня сейчас, в общем, все идет по плану — в отличие от беспокойства и суеты, ко­торой пришлось заниматься в прошлом году.

Коуч: Значит, «роль автомата» — не единственно воз­можная оценка этого положения?

Клиент: Точно.

Коуч: Какой из перечисленных взглядов Вам кажется самым действенным? Какой из них Вы бы выбрали?

Клиент: «Место для обучения». Когда можно сосредото­читься на том, чтобы во всей этой деятельности и во всех этих переменах чему-нибудь научиться.

Коуч: Давайте на минуту так и посмотрим на это. Что Вы замечаете, стоя на этой позиции? Что Вам в ней нравит­ся?

Клиент: Я не просто расходую свое время, а еще над чем-то задумываюсь. Над тем, чему научился. Мне нравится возможность медитировать. И записывать свои впечат­ления в дневник. В конце концов, просто расширять кру­гозор.

Коуч: Великолепно. Но, чтобы заняться всеми этими вещами, Вам нужно будет от каких-то других вещей отка­заться. От каких?

Клиент: Я могу уходить на работу не так рано.

Коуч: Значит, Вы отказываетесь уходить на работу рано. А еще?

Клиент: Не смотреть телевизор по ночам, чтобы нор­мально высыпаться.

Коуч: Великолепно! Итак, Вы перешли от позиции «ав­томата» к позиции «ученика и исследователя», и, похо­же, что там комфортнее.

Теперь коуч может предложить клиенту войти в пер­спективу. «А как это реально будет выглядеть? На что Вы, собственно, соглашаетесь? И от чего отказывае­тесь?».

Коуч: Итак, какую позицию Вы выбираете? Клиент: Позицию «ученика».

Коуч: Тогда давайте обсудим план ваших действий. Вы говорили о медитации и о ведении дневника. Как Вы это будете делать? И когда?

Клиент: Лучше всего — утром. По вечерам я прихожу домой слишком уставшим, и к тому же вечером трудно уединиться.

Коуч: А если конкретнее?

Клиент: Я буду медитировать от 7 до 7.15 утра, а потом от­водить примерно пятнадцать минут на запись в дневник.

Коуч: Да, это уже выглядит как нормальный план. Вы будете делать это пять дней в неделю, шесть или семь?

Клиент: Кроме субботы. По субботам я обещал с утра проводить время с детьми.

Коуч: Какие-нибудь еще замечания к плану?

Клиент: Нет, все так и будет. Шесть дней в неделю.

Коуч: Отлично. Сделаем еще пару шагов, и наша работа будет завершена. Слабая сторона любого планирования заключается в том, что планы живут в мозгу, а там они могут быть легко изменены или проигнорированы. По­этому я бы хотел убедиться в Вашем внутреннем согла­сии на этот план — в том, что он вошел в Вашу плоть, в Ваши эмоции и дух. Итак, представьте, что вот здесь на полу в полуметре перед Вами проведена линия. Чтобы подтвердить свое согласие с планом, Вы должны ее пере­ступить.

Клиент: Я готов.

Коуч: Как только вы перешагиваете эту черту, Вы тем самым приступаете к действию. Коль скоро Вас это уст­раивает — вперед.

Клиент: Я перешагиваю. «Один маленький шаг челове­ка...»[6]

Коуч: И такой огромный — для Вас на пути в новую жизнь. Поздравляю!

Клиент: Да, это серьезное переживание.

Баланс — это личное

Как мы видим, баланс — это весьма серьезный вопрос для че­ловека. Фактически для каждого клиента модель баланса будет уникальной, что можно показать графически на упражнении «Колесо Жизни» (см. главу 1 части четвертой). И это ставит пе­ред коучем важные-задачи. Попросите клиентов оценить уро­вень своей удовлетворенности в разных областях жизни. Прой­дясь по «Колесу Жизни», они сделают в каждом секторе отмет­ку, соответствующую этому уровню. Если уровень удовлетво­ренности равен 10, отметка окажется на ободе колеса, а если он равен 2, то у самой оси. После того как в каждом секторе будет изображена соответствующая дуга, посмотрите, какую форму приняло колесо. В большинстве случаев езда на телеге с такими колесами оказалась бы очень тряской, потому что в некоторых секторах положение далеко от баланса.

Многие клиенты раньше особенно не задумывались о том, что для них значит само понятие баланса или какого баланса они на самом деле хотят. Слишком часто люди понимают под этим про­должение того же, что делают и сейчас, только с меньшим стрес­сом, с меньшим напряжением, с меньшим давлением и болью. Стремление к балансу может выглядеть так, словно он — пред­мет вроде мебели, который можно приобрести. «Я хочу, чтобы в моей жизни было больше баланса» — подобные выражения сви­детельствуют именно об этом. Провести коучинг баланса — зна­чит помочь клиенту увидеть собственные жизненные обстоя­тельства, выделить то, что в них важно, и продвинуться от осо­знания своей позиции к активному выбору. Иначе говоря, нуж­но помочь ему найти собственный уникальный взгляд на баланс.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.