Давайте будем честными. Бывают времена, когда коучи увязают в процессе. Они впадают в рутину повседневности, в привычную колею работы с одними и теми же людьми по одним и тем же поводам, они используют те же самые вопросы и те же самые техники — и постепенно засыпают... Коуч проделал огромную работу, чтобы сделать клиента ответственным за территорию его жизни и деятельность, но сам при этом начинает угасать и чахнуть.
Есть очень много разнообразных способов подзаряжать «коу-чинговые батарейки». Во-первых, в одну какую-нибудь неделю коуч может рассказать клиенту о своих собственных задачах и проблемах. Это радикальный шаг. После всего сказанного о клиентах, обязанных самостоятельно расчертить и пересоздать территорию своей жизни, перемена ролей в подобной ситуации заставит и коуча, и клиента по-новому взглянуть на все существующие задачи. Очень часто клиенты очень высоко оценивают такую психологическую интервенцию. Они чрезмерно устают решать на каждой сессии свои собственные задачи, и такая смена ролей дает им передышку.
Вырваться из рутины можно многими разными способами.
Для начала нужно попросить клиента прочесть книгу, относящуюся к делу, которую коуч сам уже читал, а потом обсудить с ним, каким образом он планирует применять то, что почерпнул из этой книги.
Для еженедельной работы с дневником следует выбрать тему, которая не совпадает с той конкретной задачей, которую стремится решить клиент, но каким-то образом обеспечивает ее решение или способствует ему. В таких случаях для исследований подходят, например, такие «серьезные темы»: «Где и каким образом я сам себя "подставляю"? Где и как я выставляю себя на посмешище? Где и как я принимаю себя не всерьез?».
Можно порекомендовать клиенту попросить своих друзей или сослуживцев ответить на такие вопросы: «От чего Вам сейчас приходится отказываться в своей жизни?» или: «Какова моя репутация?».
Клиент может описать коучу собственные представления о своей жизненной перспективе или сложить об этом песню, или сделать коллаж из журнальных картинок. Цель этого задания — найти способы творческого выражения центральных «жизненных тем» клиента.
Примерно раз в три или четыре месяца хорошо бы просто спросить клиента: «Что должно случиться, чтобы ценность коу-чинга для Вас возросла в четыре раза?».
Некоторые коучи раз в четыре или шесть месяцев повторяют ознакомительную сессию. При этом они как бы отступают назад, но зато перестают сосредотачиваться только на одном аспекте. Например, можно потратить час исключительно на прояснение ценностей клиента или его образа Себя-В-Будущем, или его жизненных целей. Или попробовать нарисовать профиль «освоенной» личностной деятельности, а также обозначить три или четыре навыка или умения, которые клиент хотел бы приобрести. В течение последующих сессий коуч сможет обращаться к этому профилю.
Некоторые коучи заранее придумывают «темы на месяц» или «темы на неделю» и делятся ими с клиентом. Серия подобных тем может создавать «каскадный эффект» обучения. На одной сессии можно спросить клиента: «Чего Вы ожидаете от жизни?», на другой: «Как Ваши ожидания помогают Вам в вашей жизни?», на третьей: «Чем Вам приходится расплачиваться за реализацию своих ожиданий? Какова цена Ваших ожиданий для вас?». Далее: «Что и как могло бы заставить Вас отказаться от своих ожиданий или помешать их реализации?». Затем: «К чему Вы привязаны настолько, что ничто не может заставить Вас отказаться от этого?». И так далее, как по ниточке...
Выбраться из привычной колеи коучинга можно, изменив внешние условия (а не только содержание). Если коуч обычно разговаривает с клиентом сидя, то можно попробовать для разнообразия одну неделю разговаривать стоя. Или переставить телефон в другую комнату. Или отправиться на горный курорт и проводить телефонный коучинг в комнате, из окон которой открывается великолепная панорама снежных вершин... Исключительно ради того, чтобы вырваться из привычной рутины...