Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Долгосрочная оценка баланса



Поскольку баланс — это не состояние, а процесс, то анализи­ровать его можно только на фоне определенных временных ра­мок. Эти рамки могут быть устроены по-разному. Например, ес­ли для оценки баланса вы выделяете время с 9 утра до 5 вечера в среду, то жизнь может показаться абсолютно несбалансированной: сплошная работа и никакого отдыха. Значит, корректная временная рамка должна охватывать в потоке жизни и приливы, и отливы. Например, выделив для оценки какую-нибудь случай­но выбранную неделю, коуч уже может оценить, приближается ли клиент к балансу или удаляется от него.

Имейте в виду, что иногда довольно длительные периоды в жизни людей кажутся со стороны очень далекими от баланса. Спросите любого владельца частного маленького предприятия, на что была похожа его жизнь в начале пути. В этот период все его время, энергия, все мысли и чувства были сконцентрирова­ны, скорее, на деле, чем на какой бы то ни было другой стороне жизни. Такой человек мог бы признаться: «В данный период времени я должен сосредоточиться на одном, самом существен­ном аспекте своей жизни». Если такое состояние не длится бес­конечно, подобная концентрация усилий вполне может оказать­ся частью долгосрочной стратегии, направленной на баланс. Это становится проблемой только тогда, когда период «выбитости из колеи» переходит в полную невозможность как-либо и куда-ли­бо двигаться.

Тем не менее, слишком сильная дорожная тряска часто слу­жит признаком того, что колесо несбалансировано, то есть ка­кие-то области в жизни данного человека требуют серьезного выравнивания. Осознание чрезмерной ухабистости дороги оз­начает начало процесса перемен. Такое осознание мгновенно порождает вопрос: «Что можно сделать, чтобы моя жизнь стала более плавной?». Иными словами: через какие выборы нужно пройти, чтобы удаленность от баланса сменилась приближени­ем к нему? Путь к балансу заключается в решениях.

«Игра в перспективы»

«Игра в перспективы» — упражнение, призванное расши­рить набор перспектив, имеющихся у клиента (в главе 1 части четвертой приведены рисунки для заполнения, пример которо­го приведен на рис. 6). Эта диаграмма очень похожа на «Колесо Жизни», если не считать того, что восемь ее полей пока не за­полнены. Каждый сектор отведен одной из перспектив, возни­кающих при анализе некоего вопроса. Каждый представляет свой ответ на этот вопрос.

Вопрос: Какой будет следующий шаг в моей жизни?

Рис. 6. Перспективная игра

Допустим, что клиентка — одинокая женщина, живущая в го­роде, где родилась и выросла, поэтому проблем в общении с се­мьей и друзьями у нее нет. Есть некоторые проблемы с работой и дальнейшей карьерой, где ситуация напоминает тупик, но, тем не менее, она пока занимает довольно престижное положение и живет комфортно. Однако в том, что касается работы, выбора места и дальнейшего образа жизни она чувствует себя скован­но. Многие ее реплики начинаются со слов: «Я не могу этого сде­лать, потому что...». Вопрос для «исследования жизни», который коуч дал ей в качестве домашнего задания, таков: «Каким будет ближайшее крупное изменение в моей жизни?».

По мере того как клиентке приходят в голову разные возмож­ности, она последовательно вписывает их в поля:

- выйду замуж;

- вступлю в Корпус мира;

- продолжу высшее образование;

- поеду во Французскую Ривьеру;

- усыновлю ребенка;

- уеду на машине куда-нибудь в леса и буду писать книги;

- возьму шестимесячный отпуск и вообще ничего не буду делать (или отправлюсь в паломничество по святым местам);

- получу новую работу.


Теперь следует попросить клиентку взглянуть на изначаль­ный вопрос под углом каждого из секторов крута, подчеркнув важность этого опыта, чтобы она действительно почувствовала «кожей», во что превратится ее жизнь в каждом из этих случаев. Обсудив содержание каждого сектора, необходимо расспросить ее о впечатлениях. Какой ответ показался ей самым обоснован­ным? Какой — самым невероятным? Какую перспективу при­нять труднее всего? И, наконец, что нового она узнала о себе?

Это упражнение дает клиенту более глубокое осознание спе­ктра его возможностей, расширяет сам этот спектр и тренирует навыки выбора. Игра с перспективами, расписанными по сег­ментам колеса, обеспечивает обретение уверенности в себе в реальных ситуациях выбора, которые встретятся в жизни.

Умение сказать «нет»

Один из побочных эффектов увеличения числа потенциаль­ных перспектив — это усложнение процесса принятия реше­ний. Имея перед собой огромное количество заманчивых путей, мы сталкиваемся с таким странным явлением, как чрезмерное богатство выбора. Дело не только в изобилии всего того, что, как нам кажется, мы обязаны делать (и того, чего ждут от нас другие люди); просто нас окружает много заманчивых возможностей, которые жалко упускать. Известно, что люди ведут себя так, словно они бессмертны, а их собственные ресурсы неисчерпае­мы. А потом выясняется, что это не так.

Таким образом, одним из самых ответственных навыков, ко­торые необходимо усвоить в жизни, оказывается простое и при­митивное умение сказать «нет». Сказать «нет» боссу, супругу, друзьям, телевизору, сверхурочной работе, развлечениям, об­щественным обязанностям — не обязательно, конечно, всему этому сразу, но надо уметь подобрать сбалансированное сочета­ние. И научиться этому вполне можно, хотя навык говорить «нет» — один из самых трудных, но одновременно и один из са­мых важных, поскольку умение от чего-то отказываться позво­ляет иначе относиться к тому, что для нас по-настоящему ценно. Ведь отказ одновременно означает выбор. Выбор — это и есть умение сказать чему-то «да», а чему-то другому — «нет». Напри­мер, сказать «да» тому, что делает нас более живыми, и «нет» — тому, что лишь отнимает у нас силы. И после этого остается толь­ко спросить клиента: «Что именно Вы хотели бы в своей жизни умножить? А что хотели бы из нее удалить?».

Обучение клиента умению говорить «нет» может оказаться основной частью работы коуча в первые месяцы. Здесь мы стал­киваемся с несколькими типичными реакциями: ответ «нет» звучит невежливо; ответ «нет» означает, что вы не умеете рабо­тать в коллективе; ответ «нет» демонстрирует эгоизм и так далее и тому подобное. Но ведь на самом деле каждый раз, говоря «да», мы тем самым говорим чему-то другому «нет». Если я гово­рю «да» ежедневной работе допоздна, значит, я говорю «нет» времяпровождению с семьей и отдыху; если я говорю «да» стра­ху потерять работу, значит, я говорю «нет» своему душевному спокойствию. Если я говорю «нет» раннему подъему и утренней зарядке, то тем самым я говорю «да» теплу и уюту или лишним десяти фунтам веса, или желанию поспать, или просто «гремлину».

Так что это важная проблема для коуча и его клиента. Выясне­ние того, в каких случаях клиент автоматически отвечает «да» или «нет», открывает новые возможности. Для клиента понима­ние того, что за каждым «да» скрывается свое «нет», может про­лить свет на некоторые непонятные ему самому привычки. Кли­енту с противоречивым и несдержанным характером можно, например, предложить говорить «нет» не менее пяти раз в день в течение недели. В жизни подавленного или зажатого человека подобное обучение может сыграть огромную роль. И, наконец, обнажение ситуаций, в которых клиент регулярно говорит «да» или «нет», показывает, от чего он зависит и в каких ситуациях он считает, что не имеет выбора.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.