Сталкиваясь с проблемой баланса, клиент оказывается перед рядом ситуаций, в которых ему приходится выбирать и заявлять, чему именно он в действительности привержен. Когда дело доходит до такого выбора, разговоры надо прекращать. Наступает пора принятия на себя ответственности и действия. Это значит — не просто расписаться на бумажке с планом: клиент должен подтвердить свою цель и направление. Принятие ответственности и обязательств позволяет клиенту разобраться, чему он намерен посвящать свое время, внимание, талант и ресурсы. Поскольку отношения коучинга предполагают определенный союз коуча и клиента, эти обязательства служат как бы официальным договором между ними, статьи которого коуч должен соблюдать так же строго, как и клиент.
Эти обязательства ложатся в основу сценария развития жизни клиента. Если клиент медлит, колеблется, действует нерешительно или вообще забывает о своих обязательствах (обычно не без помощи «гремлина»), то коуч должен не отступать вместе с ним, а настаивать на своем. К сожалению, в такие моменты некоторые коучи сами разрывают взаимоотношения. Если клиент забывает о своих обязательствах, то коучу позволять себе этого нельзя. Это не значит, что он должен давать клиенту подзатыльники или стыдить его. Но равнодушно наблюдать, как клиент изменяет самому себе, он тем более не должен. Задача коуча в таком случае — вывести «статьи договора» на первый план.
Одна из причин повышения популярности профессии коуча — внутренняя готовность людей к коучингу. Они знают, что им нужно делать, в целом знают, чего хотят. И они совершенно искренне, по доброй воле, берутся это делать, но на пути благих намерений встает сама жизнь. Допустим, клиент обязался проводить больше времени со своей семьей. Сразу после этого у компании, где он работает, неожиданно появился новый захватывающий проект, сулящий лично ему хорошие перспективы, например, продвижение по службе или повышение зарплаты. «Ведь эти деньги как раз и пойдут моей семье, правда? То, что хорошо для моей карьеры, будет хорошо для нас всех, правда? ». Но вместе с удовольствием от работы и карьерными успехами этот проект принесет ему сверхурочную работу, напряжение и, несомненно, отвлечение внимания от семьи. Тут возникает прекрасная возможность разобраться, чему именно клиент должен будет сказать «нет» в том случае, если он скажет «да» новому проекту.
В этот момент коуч и должен напомнить клиенту о его обязательствах. «Вот то, что Вы сами назвали важным; вот то, что Вы сами обязались делать. Означает ли появление нового проекта, что семья теперь для вас значит меньше?». Может быть, клиент и не хотел бы слышать такой вопрос, но коуч должен быть готов его задать. На самом деле клиент может действительно решить, что проект для него важнее, и тогда вопросы коуча просто подтвердят пересмотр его жизненной программы. Но прежде чем это случится, коуч должен еще раз рассмотреть перспективы и проверить, изменилось ли выбранное направление. «Это и есть тот случай, когда Вы решаете сказать «нет»? Как это влияет на Ваши ценности? Представьте, что Вы вспоминаете сегодняшний день через пять лет: как Вы думаете, понравится ли Вам решение, которое Вы сегодйя приняли?».
Коуч продолжает придерживаться обязательств и отстаивать взгляд, высказанный клиентом в момент принятия ответственности до тех пор, пока у него не останется сомнений в том, что этот взгляд изменился, и клиент чувствует себя гармонично именно сейчас — причем по более серьезным причинам, чем чувство долга или стремление не упустить выгодную возможность. Жизнь всегда готова перестроить все программы, и это может помешать продвижению к балансу. Здесь и коуч, и клиент должны быть настороже. Оба должны быть готовы проверить искренность и обоснованность обязательств, которые клиент принимает на себя.
И, наконец, пребывание на пороге действия иногда само по себе сковывает клиентов. На это есть множество причин. Бывает, что «гремлин» выступает вообще против всяких перемен. Или для решительного акта не хватает воли, пока клиент совершенно не уверится в правильности выбранного направления действий. Ему нужно, чтобы на первом месте была ясная цель. Или ему нужна уверенность в успехе задуманного. Или он просто хочет все делать идеально. Это неплохо, и иногда это даже возможно.
Но вообще творческий процесс, а изменение личности всегда есть творческий процесс, — дело запутанное. Посмотрите, как работают художник, скульптор или садовник. Вначале они создают вокруг себя жуткий беспорядок. Коучинг изменения личности часто заключается в том, чтобы поддерживать клиентов в самом желании действовать и извлекать уроки из этих действий. Хирургическая аккуратность в этом деле просто невозможна. Иногда удается действовать по принципу «целься — пли!», а иногда приходится раз за разом сначала палить, а потом целиться, все точнее и точнее. И каждый раз чему-то учиться.