Самый эффективный путь выявления и уточнения ценностей — привлечение жизненного опыта клиента. Попросите клиента (и обязательно своими словами) охарактеризовать ценности его собственной жизни, при необходимости объединяя их в одну группу. Ценности, выделенные таким путем, будут действительно связаны с жизненным контекстом: ведь они извлекаются из самой жизни клиента, а не из списка на листке-шпаргалке коу-ча. Когда клиентам предъявляют подобный список, они часто поддаются искушению позаимствовать их — как бы приобрести в магазине: «Я бы хотел иметь вот это... а вот с этим меня бы уважали». Поскольку люди склонны оценивать ценности, они вносят в список те из них, которые кажутся им высшими, например духовность или целостность, и исключают те, которые общество считает менее достойными, например личную власть или общественное признание.
Работая один на один с клиентом — будь это вводная сессия или одна из последующих, коуч обязательно раскрывает вместе с ним какие-то его ценности. Остается только их идентифицировать. Есть много методов работы с ценностями в рамках сессии коучинга, начиная с вопросов типа: «В каких ситуациях проявляются эти ценности? От каких ценностей Вы отказываетесь в первую очередь? Какие из них для Вас самые устойчивые? А какими ценностями Вы иногда пренебрегаете?».
Еще одно плодотворное упражнение: нужно попросить клиента выстроить ценности в приоритетном порядке, начиная первую десятку с наивысшей и далее по убывающей. Основной результат такого упражнения — это не просто законченный ранжированный список. Очередность пунктов в этом списке клиент волен изменить в любой момент. Главное то, что это упражнение заставляет клиента увидеть за пустым словом саму ценность. Расставляя пункты по порядку, он их попутно обдумывает. Некоторые коучи превращают это занятие в некую игру: представьте себе путешествие по абсолютно неизвестной и, возможно, враждебной стране, в которое вы можете взять с собой только десять ценностей. Какие вы возьмете? Это упражнение не направлено на выделение «самой главной» ценности: вместо этого оно ставит клиента в ситуацию, когда ему придется, отказавшись от части ценностей, заново рассмотреть оставшиеся.
Следующий шаг: можно предложить клиенту отметить, насколько он признает у себя наличие той или иной ценности и следует ей в своей жизни, по 10-балльной шкале. В 1 балл будет оценена наименее признанная ценность, в 10 баллов — самая важная, напоминающая о себе постоянно. Некоторые субъективные ценности, относящиеся к существенным аспектам жизни клиента, скорее ^сего, будут оценены в 4-5-6 баллов — чаще всего это области личных неудач или обид, вызванных тем, что какая-то ценность подавлена. Здесь открывается отличная возможность для коучинга: «С чем это связано? Что нужно для того, чтобы признавать наличие этой ценности и следовать ей в данных обстоятельствах? Чем Вы платите за отказ от нее? Что Вас останавливает?».
В процессе коучинга анализ ценностей позволяет оценить «правильность» совершаемых выборов. Кроме того, он проливает свет на те выборы, которые оказались неудачными. Клиент может окинуть взглядом решения, которые он сделал, и увидеть, какие ценности в каждом случае были учтены либо проигнорированы. Знание ценностей клиента колоссально влияет на весь процесс коучинга. Коуч будет видеть, какие пути действий клиент примет легко, как бы плывя по течению, потому что они будут для него оправданы согласием с ценностями. Зная, какие ценности клиент не признает, коуч сможет заранее разглядеть айсберг, преграждающий «Титанику» путь.
Ценности можно использовать в точке принятия решения. Когда клиент находится в процессе выбора между разными способами действий, субъективные ценности служат для него лакмусовой бумажкой: «Способствует ли данный шаг признанию и следованию Вашим собственным ценностям? Какой ценностью Вы руководствуетесь, когда принимаете это решение?». Если решение действительно важное, спросите о каждой из ценностей «первой десятки», в какой степени выбранный вариант ее учитывает. Учет высших ценностей клиента как факторов, влияющих на решение, всегда — всегда! — послужит тому, чтобы оно привело клиента к самореализации. При этом решение может оказаться не самым легким, не самым веселым или не самым приятным либо потребовать жертв и даже иметь болезненные последствия. Но, с точки зрения долговременного баланса, такое решение окажется самым эффективным, потому что оно учитывает внутреннюю сущность клиента. Мы вновь и вновь наблюдаем клиентов, которые принимают решения, исходя из состояния своего банковского счета, или из боязни неудобств, или из неуверенности, порожденной чужими неудачами. Они учитывают только факторы, действующие в самый момент решения, и стремятся уменьшить «крути на воде», которые от этого решения пойдут. Такие решения никогда не служат самореализации, поскольку подменяют внутреннюю сущность внешними обстоятельствами.