У них есть определенные права и привилегии, которых лишены другие профессиональные сообщества и сферы деятельности.
Особенности коучинга как профессии становятся очевидными со временем, как детали изображения на фотографии в процессе проявления. Но даже на сегодняшнем уровне коучингуже соответствует критериям «профессии», приведенным выше. Сравните, например, профессию коуча с профессией финансиста-плановика. В конце 70-х годов прошлого века в различных сферах деятельности появились люди, которые предлагали своим клиентам услуги финансового планирования. Но никакой официальной организации не было, как не было и отдельной профессии — «специалист по финансовому планированию» — наподобие профессии «социальный работник». Но потребность в профессиональном финансовом планировании была, поэтому постепенно единомышленники объединились для удовлетворения потребностей клиентов, желая" при этом защитить целостность и интегрированность новой профессии.
Стремление установить и сохранить профессиональную идентичность совпадает со столь же сильным желанием отделить специалистов в данной профессии от практиков в других областях посредством введения этических стандартов и сертификации.
Этические стандарты
Сравнение собственной деятельности с определенными стандартами и несение ответственности за нее суть существенные составляющие профессионализма. Эти стандарты разрабатываются и приводятся в исполнение профессиональной ассоциацией. Международная федерация коучей (МФК) разработала следующие этические правила для своих членов.
Преамбула
Коуч верит в достоинство и целостность любого человека и берет на себя обязательства развивать присущие каждому человеку способности и наличествующие у него внутренние силы для реализации его целей. В процессе диалога коуч стремится создавать условия для того, чтобы клиент самостоятельно разрабатывал стратегии, находил решения, которые будут быстро и эффективно продвигать его к достижению собственных целей. Коуч предупредительно относится к ранимости и уязвимости каждого клиента и оберегает его, стараясь при этом вести человека к достижению высочайших стандартов ответственности за собственную жизнь и опоры на самого себя. Коуч сохраняет собственную объективность и компетентность в тех областях, в которых он декларирует ее наличие, и направляет свою практику на благо клиента, местного сообщества и общества в целом.
Отношения коучинга и контракт
В начале любых отношений коучинга члены Международной федерации коучей должны произнести вслух и прояснить для клиента условия данных отношений коучинга, зафиксированные письменным соглашением или договором. Этот документ может храниться на web-сайте или в электронной почте клиента и коуча, или в напечатанном виде. Условия договора между коу-чем и клиентом должны предусматривать: квалификацию коуча; тип доступных услуг; ограничения и перспективы услуг коуча; Положение о правах клиента; а также собственно условия контракта, такие как его продолжительность, частота встреч, способы коммуникации и оплата услуг коуча.
Защита клиента
Благополучие и самореализация клиента суть основные цели отношений коучинга, налагающие на коуча обязательства поддерживать высокий уровень целостности и надежности в течение всего времени действия контракта. Для этого коучи обязаны: уважительно относиться к потребностям и просьбам клиента; обеспечивать конструктивную обратную связь; внимательно относиться к границам и личным ограничениям каждой из сторон; соблюдать конфиденциальность и учитывать возможный конфликт интересов; искренне и конгруэнтно подходить к каждому из подобных вопросов по мере их возникновения.
Ни при каких условиях коуч не имеет права использовать клиента в своих личных, социальных, сексуальных или финансовых целях. Коуч готов раскрыть перед клиентом любую персональную выгоду, которую он получает от отношений с ним, что включает, в частности, приобретение полезных знаний, личностный рост, а также оплату рекомендаций, данных клиенту. Коуч обязуется постоянно действовать так, чтобы результат, к которому он стремится совместно с клиентом, обмениваясь информацией, разговаривая, переадресуя клиента к другому специалисту и давая рекомендации, способствовал только личностному росту клиента и его благополучию, а не реализации собственных интересов коуча.
Конфиденциальность
Коуч обязуется максимально уважать конфиденциальность клиента, хотя и не может априори гарантировать, что ему это удастся. Коуч обязан сообщить клиенту обо всех обстоятельствах, способных повлиять на объективность его, коуча, суждений, на любое решение или фактор, имеющий отношение к его намерению раскрыть какую-либо конфиденциальную информацию о клиенте высшим инстанциям или представителям власти. Клиенту сообщается, что он не обладает юридической неприкосновенностью, и в случае необходимости коуч имеет право сообщить о нем в соответствующие органы. Если коуч чувствует себя некомфортно, сохраняя конфиденциальность предоставленной клиентом информации, ему рекомендуется обратиться к своему супервизору, чтобы четко определить, каким образом лучше всего справиться с этой ситуацией.
В редких случаях, если сообщенная клиентом информация имеет отношение к преступлениям, нарушениям закона и может представлять опасность для него самого или окружающих лиц, коуч обязан связаться со своим супервизором, чтобы определить, необходимо ли оповещать об этом власти и сообщать об этом клиенту. Клиента извещают о том, что все материалы, предоставляемые ему коучем, нельзя перепродавать, публиковать или как-либо иначе использовать помимо отношений коучинга без письменного разрешения самого коуча, в чем он дает свое согласие.
Конфликт интересов
Все возникающие конфликты интересов должны быть обсуждены и разрешены, причем основным критерием для их разрешения должны служить благополучие и самореализация клиента. В любом случае, обнаружив конфликт интересов, коуч обязан сообщить клиенту об этом и попытаться его разрешить. Если коуч не может — объективно — послужить интересам клиента, сохранить уважение к нему, либо работа с клиентом вызывает у него внешний или внутренний конфликт, коуч, исходя из этических стандартов, обязан разорвать контракт. Завершая работу таким образом, коуч обязан представить клиенту свои оправдания, разумные объяснения возникшего конфликта и рекомендации по поводу возможных дальнейших действий.