Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Свободные экономические зоны в России



Мировой опыт успешного функционирования свобод­ных экономических зон в середине 90-х годов привлек при­стальное внимание российских реформаторов, в результа­те чего была поставлена задача за 2—3 года создать широ­кую сеть такого рода зон. Предполагалось создание в раз­личных регионах СССР до 50 свободных зон. При этом сами специальные зоны зачастую рассматривались как чудодей­ственное средство по переходу от командной, дефицитной экономики к рыночно-ориентированной. По представлениям российских предпринимателей экономическая зона должна выглядеть как "заповедник нормального рынка в ненормаль­ной стране".

Первые попытки по пропаганде и созданию свободных экономических зон были предприняты в середине 80-х го­дов. Так, в 1986 г. зародилась идея создания СЭЗ "Находка". К концу 80-х годов появилась государственная концепция развития свободных экономических зон на территории СССР.

По форме СЭЗ должны были представлять зоны сво­бодного предпринимательства, компактно расположенные в районах с развитым научно-техническим потенциалом. Важной их задачей было привлекать иностранный капитал и технологии. Правительством СССР в декабре 1989 г. было принято постановление о создании свободных экономических зон в городах Находка и Выборг. Через полгода краткие положения общего характера в отношении свободных эко­номических зон были изложены в "Основах законодатель­ства об иностранных инвестициях в СССР".

К началу 90-х годов государственная концепция СЭЗ дополняется рядом региональных инициатив. Эти инициа­тивы делали акцент на значительной самостоятельности сво­бодных экономических зон и ратовали за огромные терри­тории, отводимые для размещения зон. В середине 1990-х гг. Верховный Совет РСФСР принял решение о создании 13 свободных экономических зон. По каждой СЭЗ Совет Ми­нистров РСФСР утверждал отдельное положение, закреп­ляющее ее хозяйственно-правовой статус.

Процесс образования свободных экономических зон в начале 90-х годов характеризовался следующими чертами:

♦ отсутствием четкого понимания реальных целей и задач СЭЗ;

♦ огромностью отводимых территорий для СЭЗ: на долю формально созданных "свободных зон" приходилось более одной трети территории России;

♦ массовой раздачей льгот и привилегий зонам и лоббированием их интересов в Правительстве РФ;

♦ стремлением местных властей к суверенитету через создание СЭЗ.

Вступивший в силу в сентябре 1991 г. Закон "Об иностранных инвестициях в РСФСР", в котором целая гла­ва была посвящена свободным экономическим зонам, замет­но упорядочил процесс их образования. По этому закону свободные экономические зоны создаются с целью привле­чения иностранного капитала, передовой зарубежной тех­ники, технологии и управленческого опыта, развития экс­портного потенциала. В свободных экономических зонах устанавливается льготный режим хозяйственной деятель­ности для иностранных инвестиций и предприятий с иност­ранным участием: упрощенный порядок регистрации пред­приятий с иностранными инвестициями. Так, для предприятий с вкладом иностранных инвесторов до 75 млн. руб. ре­гистрация производится непосредственно в СЭЗ; налогообло­жение по льготным ставкам: до 50% установленных на территории Российской Федерации для иностранных инве­сторов; понижение ставки платы за пользование землей и другими природными ресурсами; предоставление права на долгосрочную аренду (сроком до 70 лет) с правом субарен­ды (вне СЭЗ этот срок — до 50 лет); понижение таможен­ных пошлин на ввоз, вывоз товаров; упрощенный порядок пересечения границ, въезда и выезда иностранных граж­дан, в том числе безвизового; наличие права безлицензи­онного экспорта и импорта, предусмотренное законом для предприятий, полностью принадлежащих иностранным ин­весторам, а также для совместных предприятий с долей иностранных инвестиций более 30%. Валютная выручка предприятий от экспорта собственной продукции полнос­тью оставляется в их распоряжении.

Коренные экономические реформы, начатые в 1992 г., и либерализация всей хозяйственной жизни в стране за­метно изменили отношение российского правительства к проблеме организации свободных экономических зон в Рос­сии. Новыми законами, регулирующими внутри- и внешне­экономические отношения, не предусматривался какой-либо особый статус свободных экономических зон. И хотя правительственные положения о них никто не отменял, государственные финансово-налоговые службы посчитали их утратившими силу. Все это вызвало беспокойство у иностранных инвесторов. Принятый в июне 1992 г. Указ Президента РФ о свободных экономических зонах, а также заверения администрации действующих зон о неизменнос­ти зональной политики способствовали определенной ста­билизации обстановки. Однако в целом в развитии СЭЗ в стране явно стал ощущаться застой.

В Правительстве РФ возобладал подход к ликвидации зон, охватывающих огромные территории страны, что было вполне объяснимо. Взамен предлагалась концепция формирования микрозон — разновидностей свободных таможен­ных зон и зон экспортного производства. В основу отбора зон был положен принцип сочетания выгодного географи­ческого расположения зоны и минимизации затрат на их инфраструктурное обустройство.

Стала заметной тенденция закрытия ранее созданных свободных экономических зон путем урезания и лишения их ряда привилегий. В печати, высказываниях официаль­ных лиц появились мнения о малой перспективности СЭЗ в России, о необходимости развития всей экономики в льгот­ном рыночном режиме, а не каких-то ее отдельных частей. Подобные точки зрения подкреплялись следующими аргу­ментами:

♦ опасениями, что будет образовано слишком боль­шое число различных СЭЗ;

♦ свободные экономические зоны — это "черные дыры" российской экономики по утечке ресурсов страны, концен­трации криминогенных элементов и других негативных яв­лений;

♦ уменьшением управляемости СЭЗ со стороны цент­ральных властей, их чрезмерной самостоятельностью и формированием новых региональных элит.

Несмотря на сдерживание процессов развития свобод­ных экономических зон сверху, тенденция к их развитию снизу часто оказывалась решающей. Активность местных администраций и управленческих структур таких свобод­ных экономических зон, как "Находка", "Янтарь" (Калинин­градская область), способствовали тому, что правитель­ство предоставляло им льготы, кредиты и т. п. В ноябре 1995 г. Государственной Думой был принят Федеральный закон "Об особой экономической зоне в Калининградской области". Этот закон определил правовые и экономические эсновы создания и функционирования Особой экономической зоны в Калининградской области, учитывая ее специфи­ческое географическое положение, значение для интере­сов Российской Федерации.

Усилилась тенденция по созданию "налоговых убежищ". В результате в России возникли специальные зоны офф­шорного типа. Первая из таких зон — зона экономического благоприятствования "Ингушетия" просуществовала до июля 1997 года. Функционирует так называемый "налого­вый оазис Калмыкии", предоставляющий существенные налоговые льготы предприятиям, зарегистрировавшимся в этой зоне. Льготами в Калмыкии пользуются только компа­нии-нерезиденты, не использующие ее сырьевые и при­родные ресурсы.

В апреле 1997 года Государственная Дума приняла в третьем чтении Федеральный закон "О свободных экономи­ческих зонах", который не был утвержден Президентом РФ. К концу 90-х годов свободные экономические зоны в России (зарегистрировано более 20 разного рода СЭЗ)1 по-прежнему находились как бы на полулегальном положении. Потенци­ал этой идеи пока не получил своего полноценного раскры­тия в России. Вместе с тем достигнутые результаты функ­ционирующих СЭЗ свидетельствуют об их перспектив­ности.

К числу таких примеров можно отнести СЭЗ "Наход­ка". На территории свободной экономической зоны "Наход­ка" зарегистрировано 3,3 тыс. предприятий. Из них более 2 тыс. принадлежит частным лицам. В середине 90-х годов в зоне работало 386 предприятий с иностранными инвести­циями, при этом 224 предприятия со 100% иностранных инвестиций. Объем экспортной продукции свободной эконо­мической зоны в 1995 г. составил 42,3 млн. долл., в 3 раза превысив импорт. С российской стороны в создании пред­приятий с иностранными инвестициями принимают учас­тие не только предприятия СЭЗ "Находка", но и привле­каются капиталы многих регионов России и государств СНГ. На территории осуществляются проекты по организа­ции и функционированию российско-корейского технопарка и российско-американского промышленного парка. Эти промышленные комплексы должны сыграть ключевое зна­чение в индустриализации этой зоны. В зоне действуют 15 банковских институтов (14 филиалов различных банков и банк "Находка").

Поскольку функционирование СЭЗ "Находка" длитель­ное время рассматривалось как эксперимент, Правитель­ство России принимало по ней специальные решения. На­пример, "О некоторых мерах по развитию свободной эко­номической зоны "Находка" от 8 сентября 1994 г." В соот­ветствии с этим и другими регулирующими документами в СЭЗ для предприятий, иностранные вклады в которых пре­вышают 30%, установлены следующие льготы:

♦ федеральный налог на часть прибыли, переводимой за границу, составляет 7%, а соответствующий местный на­лог — не более 3%;

♦ прибыль и часть прибыли, переводимой за границу, полностью освобождены от налогообложения на 5 лет (пос­ле объявления о регулярном получении прибыли);

♦ часть прибыли, реинвестируемой в развитие про­изводства, а также в объекты инфраструктуры и социаль­ной сферы СЭЗ, полностью освобождаются от налога.

С февраля 1994 г. Административный комитет, кото­рый занимается вопросами регулирования и контроля в СЭЗ "Находка", приступил к осуществлению новой стратегии по ее развитию. Основным направлением этой стратегии стало создание в зоне ряда локальных свободных зон, которые должны способствовать созданию благоприятного инвести­ционного климата всей зоны, стимулировать организацию импортозамещения с использованием современных техно­логий, появление новых рабочих мест. Другим направлени­ем новой стратегии должен стать ориентир на превраще­ние Находки в центр переработки грузов стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Свободная экономическая зона "Находка" находится пока на начальном этапе своего развития. Однако уже сейчас можно говорить о первых ее позитивных результатах: срав­нительно высоких темпах экономического роста в СЭЗ, со­здании многих рабочих мест, что заметно контрастирует со всеми другими регионами России. При благоприятном функционировании СЭЗ, которое зависит не только от нее, зона способна дать мощный импульс развитию международ­ных экономических связей Дальнего Востока и Сибири.

Отмечая факты успешной работы некоторых свободных экономических зон России, необходимо указать и на нега­тивный опыт их функционирования. Так, практика свобод­ной экономической зоны "Алтай" свидетельствует о том, что многие совместные предприятия, зарегистрированные в зоне, фактически бездействовали. Вместо привлечения иностранного капитала шел процесс ввоза и перепродажи ширпотреба. При проверке внешнеэкономической деятель­ности этой зоны было выявлено много нарушений при вы­даче квот и лицензий на вывоз сырьевых и стратегических ресурсов, экспорт которых ограничен законом. Коммерчес­кая деятельность учредителей зоны принесла многочислен­ные убытки при осуществлении торговых сделок. В итоге, просуществовав около трех лет, СЭЗ "Алтай" была ликви­дирована.

Следует также отметить, что налоговые льготы и инфра­структурные условия функционирования свободных эконо­мических зон в России гораздо менее привлекательны по сравнению с зарубежными аналогами. Местные российские власти стремятся не столько создать привлекательные ус­ловия для иностранных инвесторов, сколько использовать инвестируемые средства для решения социальных проблем региона. Кроме того, СЭЗ рассматриваются как возможность получения большей автономии от центра.

Рассматривая свободные экономические зоны как важ­ную составную часть современной рыночной экономики, не следует преувеличивать их роль и значимость. Опыт функ­ционирования СЭЗ во многих странах мира свидетельству­ет об их ограниченном влиянии на развитие национальной экономики и использовании их в достаточно жестко зап­рограммированном направлении. Как отмечалось выше, в промышленно развитых странах свободные экономические зоны представляют собой инструменты урегулирования не­которых проблем региональной политики (подъем депрес­сивных отраслей, выравнивание межрегиональных разли­чий и др.), а также стимулирования внешнеторговых свя­зей.

В ряде развивающихся стран Азии и Дальнего Востока зональная практика используется гораздо шире и стала важ­ным элементом промышленной внешнеэкономической и на­учно-технической политики. Именно здесь свободные эко­номические зоны имеют явно анклавный характер, пред­ставляя "полюса экономического роста".

В развивающихся странах Латинской Америки полити­ка свободных зон охватывает региональные и внешнеэконо­мические приоритеты.

При "блочном" поэтапном строительстве рыночной экономики, СЭЗ, как свидетельствует мировая практика, например, опыт Китая, сравнительно длительное время остаются "вещью в себе", а отнюдь не "полюсами роста", распространяющими свое влияние на остальное экономи­ческое пространство. В условиях "широкозахватного" ме­тода строительства рыночной экономики свободные эконо­мические зоны не могут не привлекать, помимо позитив­ного предпринимательства, многочисленный криминогенный элемент, оставаясь также достаточно длительный период образованиями анклавного характера.

Критически оценивая мировой опыт создания и функцио­нирования свободных зон, можно предположить, что для

России, обладающей многообразными отраслевыми, транспортно-региональными и другими особенностями, механизм свободных экономических зон может стать важной состав­ной частью национальной стратегии развития.

Характеризуя нынешнюю ситуацию с организацией и функционированием свободных экономических зон в России, можно констатировать, что они находятся в стадии ста­новления, определения своей тактики, выбора приорите­тов и ориентации. Без существенной поддержки государ­ства этот период может сильно затянуться, оставив мно­гие проекты нереализованными. Ожидания эффективных результатов от СЭЗ могут смениться разочарованиями, от­казом от самой идеи.

Свободные экономические зоны в России при исполь­зовании их государством как механизм селективной либе­рализации инвестиционного климата должны выполнить свою роль, концентрируя экспортно-ориентированное и импортозамещающее производство, представлять собой "ловушки" для иностранных инвестиций, стимулируя внеш­неэкономические связи. Они также должны стимулировать сосредоточение технико-технологических инноваций, спо­собствовать освоению современного рыночного механизма хозяйствования.

Организация свободных экономических зон в России дол­жна стать одним из путей интеграции экономики страны в мировое хозяйство как средство интенсификации ее меж­дународных экономических связей.

 


Международная миграция рабочей силы

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.