Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основные особенности развития транснациональных корпораций и направления их деятельности



Будучи порождением объективных экономических про­цессов, протекающих в мировом хозяйстве, ТНК обладают рядом специфических черт.

Какие специфические черты присущи транснациональным корпорациям?

ТНК являются активными участниками международно­го разделения труда и способствуют его развитию. Движе­ние капиталов ТНК, как правило, независимо от процес­сов, происходящих в стране базирования корпорации. Транс­национальные корпорации устанавливают систему между­народного производства, основанную на размещении фили­алов, дочерних компаний, отделений по многим странам мира. Они проникают в высокотехнологичные, наукоемкие отрасли производства, которые требуют огромных инвес­тиций и высококвалифицированного персонала. При этом заметно проявляется тенденция к монополизации этих от­раслей ТНК.

Существенной чертой деятельности международных компаний является диверсификация их производства и услуг. Так, шведский автомобильный концерн "Вольво" вы­пускает не только известные во всем мире автомобили. Эта ТНК, у которой имеется более 30 крупных дочерних компаний разного профиля в Швеции и несколько десят­ков за рубежом, производит моторы для катеров, авиаци­онные двигатели, продукты и даже пиво ("Приппс"). В свою очередь, каждая из 500 крупнейших ТНК США имеет в сред­нем предприятия одиннадцати отраслей, а наиболее мощ­ные охватывают по 30—50 отраслей. В группе 100 веду­щих промышленных фирм Англии многоотраслевыми явля­ются 96, в Германии — 78, во Франции — 84, в Италии — 90. Количество и характер входящих в ТНК предприятий определяются главным образом экономической целесообраз­ностью.

Располагая мощной производственной базой, ТНК про­водят такую производственно-торговую политику, которая обеспечивает высокоэффективное планирование производ­ства, товарного рынка. Планирование осуществляется в рамках материнской компании и распространяется на до­черние фирмы.

Транснациональными корпорациями осуществляется динамичная политика в области капиталовложений и науч­но-исследовательских работ в континентальном и междуна­родном масштабе.

В качестве конкретного примера возникновения и раз­вития международной корпорации можно привести сосре­доточившую в своих руках 25% мирового рынка бытовых электроприборов и промышленного оборудования ТНК "Электролюкс". Возникшая в 1912 г. в результате слияния двух шведских компаний, "Электролюкс" уже в конце 20-х го­дов вышла на рынок Австралии и Новой Зеландии, органи­зовав там свое производство. В последнее десятилетие "Электролюкс" приобрел компанию "Уайт Консолидейтед" — третьего в США производителя бытовой техники под маркой "Вестингауз", "Гибсон" и др., "Занусси" — круп­нейшего производителя электротоваров в Италии и всей

Южной Европе, а также "АЭГ" — главного производителя электротоваров в Германии.

После присоединения этих трех фирм "Электролюкс" превратился в мирового лидера в своей отрасли, обладаю­щего развитой системой производства, сбыта и обслужи­вания бытовой электроники в 75 странах мира. В середине 90-х годов на предприятиях этой ТНК трудится свыше 110 тыс. человек, годовой оборот в 1994 г. составил 16 млрд. долл.

Расширяя свою экспансию, ТНК используют разнооб­разные формы освоения мирового рынка. Эти формы в зна­чительной степени основываются на контрактных отноше­ниях и не связаны с участием в акционерном капитале дру­гих фирм.

Неакционерные формы экспансии транснациональных корпораций

К числу таких форм экспансии ТНК обычно относят:

1) лицензирование;

2) франчайзинг;

3) управленческие контракты;

4) оказание технических и маркетинговых услуг;

5) сдачу предприятий "под ключ";

6) ограниченные во времени договоры по созданию со­вместных предприятий и соглашения по осуществлению отдельных операций.

На практике достаточно трудно четко провести грани­цу между той или иной формой деятельности ТНК. Они используются недифференцированно и часто переплета­ются. Нередко они не альтернативны традиционному загра­ничному инвестированию, а дополняют его.

Важная особенность развития этих форм состоит в том, что они используются в значительной степени в отношениях между самими ТНК, выражая усиление центростреми­тельных тенденций.

Особое распространение получили лицензионные со­глашения. В 1990 г. объем лицензионных сделок ТНК пре­высил показатель 1970 года почти в 10 раз.

Лицензионное соглашение представляет собой юриди­ческий договор, по которому лицензиар предоставляет оп­ределенные права лицензиату на некоторое время и за оп­ределенное вознаграждение. Передача лицензий осуществ­ляется как по внутрифирменным договорам ТНК, так и по внешним каналам передачи технологии. .

Особой разновидностью лицензионного соглашения яв­ляется франчайзинг (франшиза).

Франчайзинг — это лицензионное соглашение, рассчитанное на продолжительный срок. При этом "фран­чайзер" представляет определенные права "фирме-клиен­ту". Эти права включают использование торговой марки или фирменного названия, а также услуги по технической по­мощи, повышению квалификации рабочей силы, торговле и управлению за определенную плату.

С конца 80-х годов становится популярной такая форма экспансии ТНК, как оказание управленческих и маркетин­говых услуг. Договор по предоставлению управленческих услуг представляет собой соглашение, по которому опера­тивный контроль предприятия или фазы его деятельности предоставляется другому предприятию за соответствующее вознаграждение. Функции, выполняемые предприятиями по договору, могут включать управление производством, в том числе ответственность за технический и инженерный ас­пекты производства; управление кадрами, в том числе на­значение и увольнение иностранцев и обучение местной рабочей силы; покупку техники и сырья; маркетинг и фи­нансовое управление.

Само слово происходит от французского "franchise" — льгота, привилегия.

По контрактам об оказании технической помощи ТНК осуществляют технические услуги, имеющие отношение к какому-либо специфическому аспекту деятельности данной фирмы. Чаще всего подобные договоры связаны с ремонтом и профилактикой машин, советами по использованию "ноу-хау", устранением аварий и контролем за качеством.

Широкое распространение получили договоры о сдаче заводов под ключ. В этом случае ТНК берёт на себя ответ­ственность за осуществление всех (или большей части) ви­дов деятельности, необходимых для планирования или стро­ительства определенного объекта.

В целом тенденция к использованию многообразных форм экспансии ТНК развивается, как и сам процесс интернационализации капитала и производства, демонст­рируя новые формы и подходы.

Одной из новейших форм завоевания транснациональ­ными корпорациями международных рынков является со­здание ими за рубежом специальных инвестиционных ком­паний. Задачей этих структур являются инвестиции в до­черние и партнерские предприятия ТНК для стимулирова­ния продвижения их продукции на региональные рынки. Такой подход используют, в частности, крупнейшие меж­дународные компании по продаже безалкогольных напит­ков "Пепси-Кола" и "Кока-Кола" в Африке.

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.