Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Современные особенности и тенденции в международном движении капитала



С территориально-географической точки зрения пре­обладающие потоки вывоза капитала осуществляются из промышленно развитых стран. Активная миграция капита­ла происходит и между этими странами.

Миграцию капитала в рамках промышленно развитых стран следует рассматривать на нескольких уровнях:

1. Меж­ду странами "триады": США — Западная Европа — Япония. Так, по данным Европейско-американской торгово-промыш­ленной палаты, взаимные инвестиции США и Европы в 1995 г. достигли 776 млрд. долл. (в 1994 г. — 500 млрд. долл.). Характерно, что европейские инвестиции в США в основ­ном сконцентрированы в производственном секторе, обеспечивая 12,5% рабочих мест.

2. Между отдельными про­мышленно развитыми странами.

3. Между одними и теми же отраслями промышленно развитых стран.

С точки зрения субъектов миграции капитала различа­ют макро- и микроуровень. Макроуровень — межгосудар­ственный перелив капитала. Статистически он отражается в платежном балансе стран. Микроуровенъ — движение ка­питала внутри международных компаний по внутрикор­порационным каналам.

В послевоенный период наиболее интенсивным регио­ном миграции капитала становится Западная Европа. Лиди­рующие позиции в Европе занимают Великобритания, Гер­мания, Франция.

1 Общая сумма прямых зарубежных инвестиций, включая реинвестируемую прибыль, но последнее не относится к Бельгии, Люксембургу, Дании, Испании, Италии, Голландии и Португалии.

2 Общая сумма инвестиций (реинвестируемая прибыль учтена только в Ве­ликобритании). Источник: Евростат.

К крупным экспортерам на Европейском континенте относятся также Голландия, Швеция и Швейцария. США являются основным объектом инвестиций из стран ЕС. При этом половина инвестиций приходит из Великобритании. Затем по убывающей следуют Франция и Германия. 2/3 инвестиций из США в Европу приходится на Великобрита­нию, далее идут Франция и Швеция.

США лидируют среди других промышленно развитых стран по объемам привлеченных инвестиций и вывезенного капитала. В середине 90-х годов иностранные фирмы еже­годно вкладывали в экономику США в среднем по 60 млрд. долл. Почти 1/3 внутренних потребностей инвестиций США покрывается за счет импорта капитала. С середины 90-х гг. США активизирует свои усилия по привлечению капитала. Так, если в 1997 г. они сумели привлечь 91 млрд. долл., то в 1999 — 253 млрд. долл. Швеция вышла на второе место — 178 млрд. долл., потеснив традиционно занимавшую эту по­зицию Великобританию (63 млрд. долл.).

Великобритания впервые с 1988 г. стала крупнейшим в мире инвестором, вложив за рубежом 212 млрд. долл. На втором месте США — 153 млрд. долл.

Характерно, что взаимные инвестиции двух регио­нов — США и Западной Европы, затрагивают одни и те же ведущие отрасли: машиностроение и химическую промыш­ленность.

Среди современных тенденций вывоза капитала следу­ет выделить растущее значение экспорта производитель­ного капитала. Произошел отход от участия в предприни­мательской деятельности через портфельные инвестиции к прямым инвестициям. Начиная с 50-х годов наблюдается последовательная переориентация прямых заграничных инвестиций с добывающей на обрабатывающую промышлен­ность, а также в сферу услуг.

В последние два десятилетия отмечается опережаю­щий рост инвестиций в сферу услуг по сравнению с инвестициями не только в добывающую, но и в обрабатываю­щую промышленность. В частности, в Японии и ФРГ, зани­мающих второе и третье место по объему прямых загра­ничных инвестиций после США, доля вложений в сферу услуг других стран приблизилась в начале 90-х годов к 50 процентам.

Весьма заметной тенденцией 90-х годов является резкое возрастание роли фондового рынка в движении капитала. Еще в 1990 г. сумма банковских займов составляла 468 млрд. долл., против 756 млрд. долл., полученных на рынках ценных бумаг. К концу 90-х годов соотношение сильно изменилось в пользу фондового рынка, где обосновался громадный част­ный капитал, превышавший 50 трлн. долл. в 1997 г.

В 90-е годы проявилась основная особенность процесса интернационализации рынков капитала. Она заключается в том, что если в 70—80-х годах процесс интернационализа­ции охватывал преимущественно развитые государства ры­ночной экономики, то в 90-е годы он распространился на развивающиеся страны, прежде всего государства Юго-Во­сточной Азии и Латинской Америки. Это связано с ростом их внутреннего финансового потенциала, укреплением ва­лютного положения и ростом их кредитоспособности, раз­витием национальных финансовых рынков (см. рис. 6).

Важной чертой 80-х и начала 90-х годов является активизация миграции капитала между развивающимися странами, и в особенности между "новыми индустриальны­ми странами" и остальным развивающимся миром. По-пре­жнему активна на рынке капиталов Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК). Так, инвестиции частного сек­тора Кувейта за рубежом составляли в середине 90-х годов 100 млрд. долл. В свою очередь государственные вложения достигают 30 млрд. долл.

В 90-е годы рекордные объемы прямых инвестиций поступили в развивающиеся страны, главным образом из промышленно развитых стран. Основной поток инвестиций сконцентрирован в 10—15 развивающихся странах Азии и Латинской Америки. Заметно преуспел Китай как в при­влечении иностранных инвестиций, так и в экспорте капи­тала. Так, только в 1999 г. приток прямых иностранных ка­питаловложений в Китай составил 40 млрд. долл.

Иностранный капитал привлекает прежде всего надеж­ность, обеспечиваемая высокими темпами экономического развития Китая, и политическая стабильность. Судите са­ми: рост валового национального продукта (ВНП) Китая в 90-е годы колеблется между цифрами 10—13%. Одновре­менно за тот же период Китай вывез за границу 18 млрд. долл. Это позволило занять ему восьмое место в мире сре­ди крупнейших экспортеров капитала. Эксперты Организа­ции экономического сотрудничества и развития полагают, что незаконный вывоз капитала из Китая в Гонконг составил за то же время 30—40 млрд. долл. По тем же оцен­кам вывоз капитала из Китая за 1989—1995 гг. превышал 1)0 млрд. долл., из которых 50 млрд. долл. не зарегистриро­ваны. Китайские инвестиции концентрируются в Гонконге, Австралии, Канаде, США. При этом в Гонконге они вкла­дываются в торговлю и услуги; в Австралии и Канаде — в сырьевые, а в США — в технологичные отрасли.

Всего в развивающиеся азиатские страны был вложен ?1 млрд. долл. Однако Латинская Америка опередила Ази­атские страны, получив 97 млрд. долл., треть из которых пришлась на Бразилию.

Развивающиеся страны, относящиеся к категории беднейших, представляют и, по мнению ряда экспертов, бу­дут представлять небольшой интерес для инвесторов из промышленно развитых стран. На долю этих государств бу­дет приходиться все уменьшающаяся часть мирового по­тока прямых инвестиций. В 90-е годы доля самых слаборазвитых стран составляла всего 5—6 процентов общего по­тока заграничных инвестиций.

Важная особенность современных процессов миграции капитала состоит в том, что капитал, как правило, не навязывается странам, а наоборот, проходит довольно жесткая конкурентная борьба за его привлечение, в особеннос­ти за привлечение капитала в текстильную и швейную про­мышленность развивающихся и бывших социалистических стран.

В 90-е годы увеличился поток иностранного капитала в страны Восточной Европы и СНГ. Основной поток идет в Венгрию, Польшу, Чехию. Как свидетельствуют данные табл. 10, основную часть получают наиболее благополучные, сравнительно далеко продвинувшиеся по пути экономи­ческих реформ государства. Это общая тенденция, харак­терная для движения частного капитала в мировом хозяй­стве, вне зависимости от географических или политичес­ких обстоятельств. Политическая стабильность, минималь­ный экономический риск, максимальная прибыльность являются незыблемыми ориентирами для частного капитала вне зависимости от времени и места его приложения. Этот вывод подтверждается и поведением частного капитала в развивающихся странах.

Важнейшим фактором, оказывающим определяющее влияние на объемы и качественные параметры междуна­родного движения капитала в последней трети XX столе­тия, является либерализация условий его миграции, свой­ственная как промышленно развитым странам, так и в боль­шей степени развивающимся странам. Так, в середине 90-х гг. было отмечено 112 изменений в 64 странах, при­чем в 106 случаях режим облегчен.

Воздействие промышленно развитых стран на движе­ние капитала осуществляется, например, путем стимули­рования экспорта-импорта капитала на национальном и межгосударственном уровнях. Политика государства в от­ношении перемещения капитала в форме займов, портфель­ных инвестиций и т. п. строится на основе устранения всех возможных ограничений в его движении. В отношении пря­мых иностранных инвестиций государство оставляет за со­бой право принимать любые ограничения, направленные на защиту национальных интересов в экономике. Характер­но, что вывоз капитала за границу регулируется в мень­шей степени, чем приток иностранных капиталов.

Государство использует следующие меры регулирования:

1) методы финансового воздействия: ускоренная амор­тизация, налоговые льготы, предоставление субсидий, зай­мов, страхование и гарантирование кредитов;

2) нефинансовые методы: предоставление земельных участков, обеспечение необходимой инфраструктуры, ока­зание технической помощи.

В этой связи весьма показателен опыт США, являю­щихся мировым лидером по экспорту-импорту прямых ин­вестиций. Политика США в сфере регулирования прямых иностранных инвестиций осуществляется на двух уровнях: федеральном и местном (штаты, округа, города). В сферу федерального регулирования входит только регла­ментация иностранных инвесторов. Главное здесь — защи­та интересов национальной безопасности. Президент США наделен полномочиями блокировать или приостанавливать процессы слияния, поглощения или приобретения амери­канских фирм при установлении контроля с иностранной стороны.

На местном уровне осуществляется регулирование в страховом бизнесе и реализации сельскохозяйственных уго­дий. Существенны полномочия и в антитрестовском законо­дательстве. В целом же возможности местных администра­ций по регламентации деятельности иностранных инвесто­ров невелики. Значительно богаче на местном уровне накоплен опыт по стимулированию инвестиций. Одним из важ­нейших механизмов по привлечению иностранных инвести­ций в США являются зарубежные представительства, со­действующие привлечению капиталовложений в тот или иной штат. В частности, в Японии действует более 40 по­добных представительств. Программы по стимулированию иностранных инвестиций в отдельные штаты страны пре­дусматривают: различные налоговые льготы, субсидии, зай­мы по ставкам ниже рыночных для инвестора, осущест­вляющего строительство или модернизацию предприятия; содействие профессиональному обучению и занятости; со­вершенствование транспортной сети; оборудование участ­ка под застройку; предоставление земли в бесплатное пользование; обеспечение информации потенциальных ин­весторов.

Важным практическим документом по регулированию иностранных капиталовложений является разработанный в рамках Организации Азиатско-Тихоокеанского сотрудниче­ства (1994 г., Джакарта), "добровольный кодекс" прямых иностранных инвестиций. В этом "кодексе", который, как полагают специалисты, будет в перспективе использован Всемирной торговой организацией, заключены следующие инвестиционные принципы:

♦ транспарентность;

♦ недискриминационный подход к странам-донорам;

♦ национальный режим для иностранных инвесторов;

♦ инвестиционные стимулы не должны исключать ослабление требований к области здравоохранения, безо­пасности и охраны окружающей среды;

♦ минимизация регулирующих инвестиции требований, ограничивающих рост торговли и капиталовложений;

♦ отказ от экспроприации инвестиций, кроме как в общественных целях и на недискриминационной основе в соответствии с национальными законами и принципами международного права при условии выплаты достаточной и эффективной компенсации;

♦ обеспечение регистрации и конвертируемости;

♦ устранение барьеров при вывозе капитала;

♦ избежание двойного налогообложения;

♦ соблюдение иностранным инвестором, наравне с наци­ональным, законов, административных правил и положе­ний страны-реципиента;

♦ разрешение на выезд и временное пребывание клю­чевого иностранного персонала в связи с реализацией ин­вестиционного проекта;

♦ разрешение споров путем консультаций и перегово­ров сторонами, либо через арбитраж.

Как свидетельствует практика, политика стимулиро­вания оказывает на привлечение инвестиций меньшее вли­яние, чем факторы рынка. Экономическая свобода, беспре­пятственное действие рыночных механизмов являются важ­нейшими критериями в привлечении внешних инвестиций.

Разработанный американскими экономистами интег­ральный показатель экономической свободы представляет собой агрегированную характеристику десяти различных частных показателей того, насколько в той или иной стра­не государство активно вмешивается в отношения хозяй­ствующих субъектов.

Частные показатели, в свою очередь, отражают ситуа­цию в следующих областях, где возможно подобное вме­шательство:

♦ торговая политика;

♦ налогообложение;

♦ монетарная политика;

♦ функционирование банковской системы;

♦ правовое регулирование иностранных инвестиций;

♦ права собственности;

♦ доля, потребляемая государством, в общем объеме производимых в стране товаров и услуг;

♦ политика экономического стимулирования;

♦ масштабы существующего в стране черного рынка;

♦ ценообразование и регулирование заработной платы.

По каждому из десяти показателей страна может по­лучить оценку от 1 до 5 баллов, соответствующую наи­меньшей и наибольшей степени вмешательства государства в экономику (см. рис. 7).

Гонконг

Сингапур

Тайвань

Чехия

Малайзия

Южн. Корея

Таиланд

Чили

Греция

Венгрия

Португалия

Аргентина

ЮАР

Турция

Венесуэла

Мексика

Израиль

Польша

Бразилия

Филиппины

Индонезия

Россия

Индия

Китай

Рис. 7. Интегральный показатель экономической свободы

По результатам исследования за 1995 год наиболее сво­бодной признана экономика Гонконга, получившего едини­цу по всем показателям, кроме банковского дела и моне­тарной политики. В то же время Китай в представленной таблице занимает последнее место. Однако это не мешает ему ежегодно привлекать многомиллиардные суммы инос­транных инвестиций. В данном случае, степень экономичес­кой свободы не является существенным препятствием для зарубежного капитала, для которого установлен особый инвестиционный режим.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.