Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Россия на международном рынке труда



Вхождение России как равноправного партнера в ми­ровое экономическое сообщество неизбежно связано, по­мимо других факторов, с таким многогранным процессом, как международная миграция рабочей силы.

Россия с запозданием включилась в международные процессы миграции населения. Импортируя рабочую силу, она лишь в начале 90-х годов открыла вопрос об экспорте своей рабочей силы.

С принятием "Закона о занятости" (1991 г.) всем граж­данам России предоставлено юридическое право выезжать за рубеж на работу. Осуществить это право человек может либо в соответствии с межправительственными соглаше­ниями, используя специальные агентства, либо сам, найдя работу за границей.

По прогнозам, сделанным в начале 90-х годов, число российских эмигрантов к 2000 г. может достигнуть 25 млн. человек. Это породило опасения о грядущей российской экспансии на Запад. В результате развитые европейские страны ввели ряд барьеров, затрудняющих переселение российских граждан в эти страны.

Цифры реальной эмиграции рабочей силы свидетель­ствуют о следующем: в 1990—1995 гг. среднегодовая чис­ленность эмигрантов составляла 100—105 тыс. человек. В это число не включены выезжающие на временную рабо­ту, часто без соответствующего оформления. Какая-то часть выехала за рубеж по "своим каналам". Так что мил­лионы выезжающих работников из России — это пока толь­ко прогноз и предположения.

Экономическая миграция из России определяется следующими факторами: во-первых, более высоким уров­нем жизни в промышленно развитых странах и выгодными материальными условиями, предлагаемыми другими стра­нами; во-вторых, ограничением численности выезжающих емкостью рынков труда принимающих стран и в целом срав­нительно низким уровнем квалификации рабочей силы в Российской Федерации, непризнанием большинством стран мира дипломов о высшем образовании, языковым барье­ром. Поэтому выезжать будет преимущественно высококва­лифицированная и мобильная часть населения.

Признавая необходимость экспорта рабочей силы за рубеж (хотя есть и его противники), к числу положитель­ных факторов, сопровождающих этот процесс, относят сле­дующие:

♦ снижение давления на внутренний рынок труда;

♦ минимизация существующих в его структуре дисба­лансов;

♦ уменьшение безработицы;

♦ финансовые поступления от мигрантов;

♦ повышение профессионального и культурного уровня работников-мигрантов.

Для упорядочения российской трудовой миграции, осуществления социальной защиты наших сограждан рос­сийское правительство предприняло ряд шагов. Так, зак­лючены межправительственные и межведомственные согла­шения с Германией, Польшей, Швейцарией, Финлянди­ей, Словакией, Китаем и многостороннее соглашение госу­дарств — участников- СНГ.

Практически все соглашения с государствами Западной и Восточной Европы содержат квоты, в соответствии с ко­торыми ежегодно в этих странах могут работать не более 4 тыс. россиян.

Выход России на международный рынок труда ослож­няется рядом факторов, и прежде всего неблагоприятной конъюнктурой этого рынка в последние годы (высокой кон­куренцией со стороны стран — экспортеров рабочей силы). Кроме того, помимо политики квотирования, западные страны в отношении иностранной рабочей силы готовят и другие барьеры.

Так, по прогнозам Германского Федерального инсти­тута занятости, в связи с созданием единого внутреннего рынка ЕС страны этого блока будут неохотно привлекать работников из-за рубежа. Вероятно, 40% всех новых рабо­чих мест будет создано в Великобритании и Германии, из них около 25% — в промышленности, 50% — в оптовой и розничной торговле, транспорте, строительстве. По мне­нию большинства европейских экспертов, эти страны при отсутствии роста населения скорее предпочтут внедрение новых трудосберегающих технологий и активное ис­пользование труда женщин.

Но, несмотря на определенные сложности в освоении нового международного рынка, Россия должна приложить максимум усилий для его освоения. Такой вывод определя­ется расчетами российских экономистов, которые показы­вают, что валютная эффективность экспорта рабочей силы значительно выше, чем валютная эффективность товарно­го экспорта.

Для планомерного и эффективного освоения междуна­родного рынка рабочей силы нужна единая государствен­ная концепция экспорта рабочей силы. По расчетам эконо­мистов для охвата 10% основных мировых рынков рабочей силы России потребуется около 10 лет. В перспективе Рос­сия могла бы держать за рубежом 1—1,5 млн. человек, по­лучая ежегодно 10—20 млрд. долл.

 

Интеллектуальная эмиграция из России

Одной из болезненных проблем российской трудовой миграции за рубеж является интеллектуальная миграция, или "утечка умов", о которой говорилось выше.

С 1989 по 1992 г. "утечка умов" из России достигла сво­его пика. За этот период из страны за рубеж на постоянное место жительства уехало около 10% научных работников разного профиля (примерно 75 тыс. человек). Потеря спе­циалистов отражается на всех отраслях российской науки и образования. По данным Совета Безопасности РФ на 1997 г. из 100 всемирно известных российских ученых 50 эмигрировало из России навсегда. Только из МГУ без­возвратно уехало 10% профессорско-преподавательского состава. По некоторым оценкам страну покинули 70—80% ее математиков, 50% физиков-теоретиков.

Основные потоки интеллектуальной миграции идут в Германию, Израиль, США (96,3%, в том числе 9,6% — на­учные кадры и преподаватели). Как правило, уезжают про­граммисты, химики, электронщики, механики, физики-теоретики, специалисты по физике твердого тела, молеку­лярной биологии, прикладной механике, математике, пред­ставители перспективных направлений медицинской науки.

Возможности российской миграции рабочей силы достаточно велики и в развивающиеся страны. В советский период эта миграция носила плановый характер. В страны "третьего мира" на контрактной основе направлялись вра­чи, инженеры, преподаватели и другие специалисты. Те­перь наибольшим спросом пользуются ученые и специали­сты в области прикладных исследований. При этом особая заинтересованность проявляется в отношении ученых-ес­тественников, специалистов военно-промышленного комп­лекса и технологий двойного назначения. Весьма заинтере­сованы в импорте российского интеллектуального потен­циала Южная Корея, КНДР, Бразилия, Аргентина, Мек­сика, ряд арабских стран.

К концу 90-х годов в процессе международной интел­лектуальной миграции появились новые черты и особенно­сти.

Во-первых, на смену "утечки мозгов" пришла их миг­рация. Хотя США остаются общепризнанным центром при­тяжения для профессионалов, в то же время квалифици­рованные специалисты едут на временную работу в некото­рые развивающиеся страны.

Во-вторых, движение квалифицированных специали­стов происходит не только "к капиталу", но и "одновре­менно с капиталом или вслед за ним". Этот процесс тесно связан с деятельностью международных корпораций, име­ющих сеть филиалов по всему миру.

В-третьих, миграция профессионалов часто принимает форму охоты, переманивания ведущих специалистов из различных сфер науки, управления, изобретательства.

В-четвертых, миграция профессионалов связана с интеграцией системы высшего образования. Это предпола­гает продолжение обучения студентов во многих регионах мира. Закончив курс обучения, выпускники часто остаются на длительный период для работы в этой стране, а иногда навсегда связывают с ней свою жизнь.

Все эти новые характерные черты интеллектуальной миграции свойственны и России.

Каков общий объем утечки умов" из России?

По оценкам российских специалистов, к 2000 г. он при­близится к 1,5 млн. человек. Ежегодные прямые потери Рос­сии в результате "утечки умов" можно оценить не менее чем в 3 млрд. долл., а суммарные с учетом упущенной выго­ды — в 50—60 млрд. долларов. Другими словами, страна каждый год теряет сумму, эквивалентную 1/3 всей своей внешней задолженности. А США, к примеру, за счет им­порта ученых и высококвалифицированных специалистов (не только из России) дополнительно получают 80—100 млрд. долл. в год.

Параллельно "утечке умов" в 90-е годы появилось и новое для России явление — бизнес-миграция. Это явле­ние представляет эмиграцию предпринимателей, стимули­руемую отсутствием политической и экономической стабиль­ности в России, засильем криминалитета, стремлением ре­ализовать накопленный потенциал в более благоприятной обстановке.

Рассматривая безвозвратную российскую трудовую миграцию, как негативный момент в ходе либерализации международных экономических отношений, следует вместе с тем признать, что временная легальная трудовая мигра­ция (в том числе и интеллектуальная) может быть целе­сообразной, выгодной для государства и общества при ус­ловии, что она не угрожает национальной безопасности России.


Международные корпорации в мировом хозяйстве

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.