Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Виды международных корпораций и их отличительные черты



Международные корпорации в последней четверти XX века становятся важнейшим элементом развития ми­ровой экономики и международных экономических отноше­ний. Их бурное развитие в последние десятилетия отража­ет процессы интернационализации производства и капита­ла, глобализации мирохозяйственных связей. Международ­ные корпорации предстают непосредственными участника­ми всего спектра мирохозяйственных связей, своеобразны­ми "локомотивами" мировой экономики.

Международные корпорации, с одной стороны, явля­ются продуктом быстро развивающихся международных экономических отношений, а с другой — сами представля­ют мощный механизм воздействия на них.

Активно воздействуя на международные экономичес­кие отношения, международные корпорации формируют новые отношения, видоизменяют сложившиеся их формы.

К концу 90-х годов в мире функционировало около 60 тыс. международных компаний. Они контролировали за пределами своих стран до 250 тыс. дочерних предприятий. Их семейство за последние двадцать пять лет разрослось более чем в 5,5 раза. Так, в 1970 г. было зарегистрировано лишь 7 тыс. подобных фирм. Вместе с тем общемировую значимость имеет сравнительно небольшое число между­народных компаний.

Из 500 самых мощных международных компаний 85 контролируют 70% всех заграничных инвестиций. Эти 500 гигантов реализуют 80% всей произведенной международ­ными корпорациями продукции электроники и химии, 95% фармацевтики, 76% продукции машиностроения.

По прогнозам западных экономистов к 2000 г. в мировом хозяйстве установится господство 400—500 транснациональ­ных корпораций. Причем 300 из них будут распоряжаться 75% валового промышленного продукта мира.

Основная часть международных корпораций сосредото­чена в США, странах ЕС и Японии. Объем произведенной продукции на их предприятиях ежегодно превышает 1 трлн. долл. В них работают 73 млн. сотрудников, т. е. каждый де­сятый занятый в мире, исключая сельское хозяйство.

Отличительные черты международной корпорации

Что представляют собой международные корпорации, какие компании из присутствующих на международном рын­ке к ним относят? Основными признаками, характеризую­щими деятельность международных корпораций, являют­ся: 1) годовой оборот, превышающий 100 млн. долларов: 2) филиалы не менее чем в шести странах; 3) величина процента продаж ее товаров, реализуемых за пределами страны-резиденции. К примеру, по этому показателю од­ним из мировых лидеров является швейцарская фирма "Нэстле" (98%). Международную корпорацию можно узнать и по структуре ее активов. В некоторых зарубежных иссле­дованиях к международным корпорациям относят компа­нии, имеющие 25% своих активов за рубежом.

Самые большие заграничные активы среди ТНК (кро­ме финансового сектора) имеют англо-голландский концерн "Роял Датч Шелл", а также четыре фирмы из США: "Форд", "Дженерал Моторс", "Эксон" и "ИБМ".

Международный характер компании проявляется и в сфере собственности. Поскольку собственность компании олицетворяют ее акции, то они должны иметь хождение во многих странах. Акции базовой и дочерней фирм долж­ны быть доступны для приобретения во всех странах, где действует международная корпорация.

Каковы причины возникновения международной кор­порации?

Наиболее общей причиной возникновения транснаци­ональных корпораций (ТНК) является интернационализа­ция производства и капитала на основе развития произво­дительных сил, перерастающих национально-государствен­ные границы.

Интернационализация производства и капитала приоб­ретает характер экспансии хозяйственных связей через со­здание крупнейшими компаниями многочисленных отделе­ний за границей и превращения национальных корпораций в транснациональные. Вывоз капитала становится важней­шим фактором в формировании и развитии международ­ных корпораций.

К числу конкретных причин возникновения ТНК следу­ет отнести их экономическую эффективность, обусловлен­ную большими масштабами производства в ряде отраслей. Жесткая конкуренция, необходимость выстоять в конкурен­тной борьбе способствуют концентрации производства и капитала в международном масштабе. В результате становится оправданной деятельность в глобальных масштабах, появляется возможность снизить издержки производства и получить сверхприбыль.

Немаловажную роль в становлении национальных международных корпораций играет государство. Оно поощ­ряет их деятельность на мировой арене и обеспечивает им рынки сбыта путем заключения различных политических, экономических и торговых союзов и международных договоров. В качестве примера можно назвать практику под­держки крупного отечественного бизнеса в Японии ("сюданы" и "кэйрэцу") или в Республике Корея, известной сегод­ня такими международными корпорациями ("чеболь"), как "Самсунг", "Дэу", "LG электронике". Имеется специальная программа поддержки отечественных международных кор­пораций в Китае ("цзитуань гунсы"). В соответствии с це­лями этой программы китайские корпорации заявят о себе в полный голос на мировых рынках в начале XXI века.

 

Разновидности международных корпораций

В зарубежной экономической литературе можно встре­тить множество определений международных монополий: многонациональные корпорации, интернациональные кор­порации, транснациональные компании, глобальные ком­пании и др. Так, известный западный маркетолог Ф. Котлер по организационным принципам выделяет именно эти че­тыре типа международных компаний:

Глобальная компания

Транснациональная компания

Интернациональная компания

Многонациональная компания

Российскими экономистами, как правило, предлагается следующая классификация.

1. Транснациональные корпорации (ТНК) — это национальные монополии с зарубежными активами. Их производственная и торгово-сбытовая деятельность выхо­дит за пределы одного государства.

Корпорацией в США называют акционерное общество, а поскольку большинство современных ТНК возникли в ре­зультате международной экспансии американских компа­ний, этот термин вошел в их название.

Правовой режим транснациональных корпораций пред­полагает деловую активность, осуществляемую в различ­ных странах посредством образования в них филиалов и дочерних компаний. Эти компании имеют относительно са­мостоятельные службы производства и сбыта готовой про­дукции, научно-исследовательских разработок, услуг по­требителям и др. В целом, они составляют единый крупный производственный комплекс с правом собственности над ак­ционерным капиталом только представителей страны-уч­редителя. В то же время филиалы и дочерние компании могут быть смешанными предприятиями с преимущественно национальным участием страны базирования.

2. Многонациональные корпорации (МНК) — это, собственно, международные корпорации, объединяющие на­циональные компании ряда государств на производствен­ной и научно-технической основе. В качестве примера та­кой компании обычно приводится англо-голландский кон­церн "Роял Датч Шелл", существующий с 1907 г. Совре­менный капитал этой компании делится в пропорции 60:40. Примером многонациональной корпорации является широ­ко известная в Европе швейцарско-шведская компания ABB (Asia Brown Bovery), специализирующаяся в области ма­шиностроения, электронной инженерии. ABB имеет несколь­ко совместных предприятий в странах СНГ. К числу веду­щих МНК Европы относится англо-голландская компания "Юнилевер", "Филипс" и др.

С точки зрения международного права отличительны­ми признаками многонациональных корпораций являются:

1) наличие многонационального акционерного капитала;

2) существование многонационального руководящего цент­ра; 3) комплектование администрации иностранных филиа­лов кадрами, знающими местные условия. Последнее, кстати, свойственно и многим ТНК. Вообще, границы между этими двумя группами международных компаний весьма под­вижны, возможен переход одной формы в другую.

 

Эволюция международных корпораций

Со времени своего возникновения (конец XIX века) международные корпорации претерпели значительную эво­люцию. Первое поколение современных международных корпораций представляли главным образом так называемые колониально-сырьевые транснациональные корпорации. В ходе первой мировой войны и послевоенный период набра­ли силу ТНК, специализирующиеся на производстве воо­ружений. На этом этапе развития ТНК не оказывали столь существенного влияния на мировую экономику и соответ­ствующие ей мирохозяйственные связи. Общее число меж­дународных монополий к началу 40-х годов XX века не превышало 300.

С момента появления международные корпорации по­степенно вырабатывали стратегическую линию своего по­ведения. К основным ее признакам можно отнести:

1) обеспечение своего производства иностранным сы­рьем;

2) закрепление на зарубежных рынках через сеть сво­их филиалов;

3) размещение производства в тех странах, где издер­жки производства ниже, чем в стране базирования;

4) ориентация на дифференцированную производственно-торгово-финансовую деятельность.

С начала 50-х годов международные корпорации начи­нают активные действия по завоеванию мировых рынков. Этому способствовала политика либерализации междуна­родных экономических связей, появление на политической арене многих освободившихся государств, растущий миро­вой потребительский спрос и другие факторы. Бурное развитие международных корпораций, как по их количеству, так и по масштабам и объемам деятельности, способство­вало тому, что они приобрели особую значимость и роль в международной экономике.

Трансформация национальной компании в международ­ную проходит через ряд этапов.

На первом этапе зарубежная хозяйственная деятель­ность практически мало влияет на положение компании в целом. Она только начинает разворачивать зарубежную эко­номическую деятельность, как правило, в форме экспорта. На этом этапе компания юридически привязана к одному государству.

На втором этапе зарубежная хозяйственная деятель­ность приобретает относительную самостоятельность. Дея­тельность компании за рубежом вступает в сложную систе­му взаимозависимостей со всеми другими сторонами дея­тельности компании, побуждает проводить качественные изменения в деятельности компании в целом. Центр меж­дународной деятельности перемещается с экспорта на за­рубежное производство. Происходит отделение зарубеж­ной деятельности от деятельности на внутреннем рынке. Это находит отражение в организационной структуре компа­нии. Компания приобретает черты международной.

На третьем этапе растет роль зарубежной деятель­ности компании. Внутренний рынок теряет приоритет и ста­новится в один ряд со многими внешними рынками. Именно на этом этапе компания становится действительно между­народной со всеми вышеперечисленными признаками.

Названные три этапа являются типичными для процес­сов интернационализации бизнеса во всех странах, начи­ная с США.

Организационная оболочка международной корпорации, с ее национальным или межнациональным ядром и боль­шим количеством дочерних и иных организаций, явилась наиболее подходящей формой для современного международного разделения труда, бурного развития научно-тех­нического прогресса.

Обобществляя труд и капитал в мировом масштабе, ведущие международные корпорации создают международ­ное производство, оптимизируя издержки производства, повышая конкурентоспособность. В результате они выхо­дят на свой новый уровень глобальных корпораций.

Глобальные корпорации представляют крупные и крупнейшие финансово-производственные, научно-техно­логические, торгово-сервисные объединения. Глобальные корпорации концентрируют всю мощь современного миро­вого финансового капитала. Значительная доля междуна­родного производства, в том числе основная часть науко­емкого, контролируется глобальными корпорациями. В наи­большей степени к глобализации тяготеют химическая, элек­тротехническая, электронная, нефтяная, автомобильная, информационная и банковские отрасли.

Характерной особенностью этого этапа является не только интернационализация хозяйствования, но и интернационализация собственности. Одновременно появ­ляется и третий аспект интернационализации — интерна­ционализация управления. А именно участие в управлении ответственных администраторов — подданных различных стран. Это в наибольшей степени свойственно многонацио­нальным корпорациям.

Стратегия международной корпорации является гло­бальной, если компания комплексно учитывает следующие требования поведения на мировых рынках:

♦ рассматривать с общепланетарных позиций рынок и конкуренцию;

♦ хорошее знание своих конкурентов и методов веде­ния глобальной конкурентной борьбы;

♦ осуществлять свою деятельность в общемировом или крупном региональном масштабе;

♦ направлять значительную часть своих прибылей на НИОКР и оперировать в высокотехнологичных отраслях;

♦ координировать свою деятельность с помощью гиб­ких информационных, производственных, финансовых тех­нологий;

♦ интегрировать свои предприятия и производствен­ные филиалы в единую международную сеть управления и интегрироваться в сети соглашений с другими транснацио­нальными корпорациями.

Исключительно важную роль в механизме функци­онирования современных ТНК играют банковские и финан­совые институты. Процессы интернационализации и глоба­лизации мировой экономики, острая конкурентная борьба в финансовой сфере способствовали формированию и развер­тыванию деятельности транснациональных банков (ТНБ).

Характер ТНБ определяется, во-первых, тем, что это крупнейшие банки, играющие доминирующую роль на сво­их национальных рынках. Во-вторых, в их деятельности высока доля международных операций, зависимость от внешнего рынка, как в отношении мобилизуемых, так и используемых средств; в-третьих, осуществление ими меж­дународных операций происходит через развитую сеть тес­но связанных друг с другом заграничных отделений; в-чет­вертых, ТНБ — это гигантские системы финансового ка­питала, способные оказывать многообразные услуги кли­енту; в-пятых, между ТНБ существует тесная взаимозави­симость, переплетение их капиталов и интересов.

В 90-е годы волна слияний и поглощений в финансовой сфере резко активизировалась. Одним из примеров подоб­ных объединений можно назвать появление в апреле 1996 г. крупнейшей в мире финансовой корпорации "Токио Мицубиси банк". Эта корпорация возникла в результате слияния двух банковских институтов — "Банка Токио" и "Банка Мицубиси". Общие активы банка составляют около 653 млрд. долл. У "Токио-Мицубиси" 366 отделений в Япо­нии и 83 отделения за границей. Вслед за появлением япон­ского банка-гиганта в США и Швейцарии также возникли новые банковские корпорации. Лидером в результате ряда поглощений зарубежных финансовых институтов (фран­цузских, американских) стал германский "Дойче банк". Стра­тегической целью этого финансового гиганта было объяв­лено превращение его в глобальный многоотраслевой "фи­нансовый супермаркет". Крупнейшие мировые банки по размеру активов следующие:

Название банка Страна Размер активов, млрд. долл.
1. Deutsche Bank/ Bankers Trust Германия
2. UBS Швейцария
3. City Group США
4. Bank of Tokyo-Mitsubishi Япония
5. Bank of America США
6. Industrial & Commercial Bank of China Китай
7. ING Group NV Нидерланды
8. Credit Suisse Group Швейцария
9. HSBC Holding Великобритания
10. Sumimoto Bank Япония

Слияния, объединения, поглощения, разного рода совмест­ное предпринимательство характерны и для производ­ственных международных корпораций1.

Глобальные транснациональные корпорации все более рельефно обнаруживают тенденцию к образованию круп­ных групп, объединяющих промышленные, торговые и фи­нансовые компании.

Причинами этих действий, которые осуществляются как добровольно, так и силовым путем, является обострение конкурентной борьбы на мировых рынках, стремление ук­репить позиции компании путем диверсификации произ­водства. К примеру, компания БАСФ (Германия) и "Дюпон" (США) создали совместное предприятие по производству нейлона. Совместное предприятие будет выпускать нейло­новое сырье в объемах, составляющих 8% мирового про­изводства.

В свою очередь, серьезные финансовые проблемы, неэффективное управление ТНК может стать причиной слияния с преуспевающим партнером.

Так, пятая по мощи автомобильная корпорация Япо­нии "Мазда" с 1996 года стала фактически филиалом аме­риканского "Форда". Контрольный пакет акций "Мазды" был приобретен ее давним (с 1979 г.) американским партнером. Характерно, что за сделкой по увеличению акционерного пакета "Форда" стоял японский банк "Сумимото", который не только поддерживает "Мазду", но и имеет колоссаль­ное влияние на "Форд".

Часто компании объединяются в международные кар­тели с целью проведения единой торговой политики, путем деления рынка сбыта и установления согласованных цен на свою продукцию. Помимо экономических альянсов крупных и крупнейших ТНК между собой, международные корпо­рации активно работают с малым и средним бизнесом как в стране базирования, так и с зарубежными партнерами. Крупные компании используют мобильность малых пред­приятий и их способность оперативно адаптироваться к происходящим на рынке изменениям. При этом они взаимо­действуют с ТНК на контрактной основе (снабжение, фи­нансирование, проведение НИОКР). Малые предприятия осуществляют не просто дилерские функции, а часто вклю­чаются в выполнение промежуточных стадий процесса про­изводства, опробируют "рисковые проекты", после чего к ним приступают крупные компании.

Многие слияния происходят между фирмами и транс­национальными корпорациями, предоставляющими после­дним консультационные, транспортные услуги, связь. Та­кие слияния способствуют формированию глобальных се­тей в разных сферах экономики. Трансграничные слияния и поглощения происходят преимущественно между фирма­ми, базирующимися в развитых странах.

Все эти процессы являются формами стратегии ТНК по освоению международных рынков и удержанию на них достигнутого преимущества. Они позволяют интегрировать в многофункциональную группу структуры, несущие с со­бой новые финансовые, технологические, управленческие и другие возможности.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.