Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Особенности инвестиционного климата свободных экономических зон



Общей характерной чертой различных видов свободных экономических зон является наличие благоприятного ин­вестиционного климата, включающего в себя таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравне­нию с общим режимом для предпринимателей, существую­щим в той или иной стране. Конкретные льготы и стимулы имеют некоторые количественные отличия по зонам раз­ных стран, по существу они, как правило, сходны. Выделяют четыре основные группы льгот:

1. Внешнеторговые льготы. Они предусматривают введе­ние особого таможенно-тарифного режима (снижение или отмену экспортно-импортных пошлин) и упрощенного по­рядка осуществления внешнеторговых операций.

2. Налоговые льготы содержат нормы, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельно­сти или поведения предпринимателей. Эти льготы могут зат­рагивать налоговую базу (прибыль, стоимость имущества и т. д.), отдельные ее составляющие (амортизационные от­числения, издержки на зарплату, научно-исследовательс­кие и опытно-конструкторские работы, транспорт), уро­вень налоговых ставок, вопросы постоянного или времен­ного освобождения от налогообложения.

3. Финансовые льготы включают различные формы суб­сидий. Они предоставляются в виде более низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями, льготных кредитов и др.

4. Административные льготы предоставляются админи­страцией зоны с целью упрощения процедур регистрации предприятий и режима въезда-выезда иностранных граж­дан, а также оказания различных услуг.

Названные льготы применяются в самых различных комбинациях. Льготы, предоставляемые свободным эконо­мическим зонам, не всегда являются главным стимулом для притока в страну иностранного капитала. Более существен­ными в этом отношении могут оказаться такие факторы, как политическая стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, упрощение административных процедур и др. Вместе с тем при таких равных условиях на первый план выступают пре­доставляемые зоной льготы.

Мировой опыт функционирования СЭЗ позволяет сфор­мулировать основные выводы об их достижениях, общих чертах и особенностях развития. Функционирование сво­бодных экономических зон в промышленно развитых стра­нах свидетельствует, что в основе их успеха лежит, с од­ной стороны, хорошее планирование начальных стадий их развития, а с другой — гибкость управления зонами. Изме­няющаяся ситуация в мировом хозяйстве (научно-тех­ническая революция, конкуренция между международными корпорациями, изменения в курсах валют, в системе меж­дународного обмена и др.), влияет на развитие свободных экономических зон и соответственно требует адекватного реагирования на эти изменения.

Социально-экономические выгоды от создания зон (внеш­неторговых в США, "Шеннон" в Ирландии и др.) достаточ­но весомы. Эти зоны создали значительное число рабочих мест, оживили международный торговый обмен, повысили внешнеторговую результативность, научно-производствен­ный потенциал этих стран и др. Важным аспектом деятель­ности СЭЗ в промышленно развитых странах является то, что они работают не только на мировой, но и на внутрен­ний рынок.

Свободные экономические зоны, функционирующие в развивающихся странах, имеют ряд общих черт и момен­тов развития. Так, наибольшее распространение в этих странах получили, во-первых, экспортно-производственные зоны. Как было сказано выше, целесообразность создания экспортно-производственных зон определяется рядом эко­номических причин и прежде всего: потребностью разви­тия индустрии и производства промышленных товаров на экспорт, привлечением в страну иностранного капитала, передовой науки и технологии, современной технической информации.

Во-вторых, особый режим хозяйствования в СЭЗ развивающихся стран становится более либеральным и льготным для иностранных предпринимателей. Это связано с усилением международной конкуренции между зонами и соответственно попытками продемонстрировать ее сравни­тельные преимущества перед другими подобными свобод­ными экономическими зонами.

В-третьих, в процессе функционирования свободных экономических зон происходит торгово-промышленная диверсификация их деятельности, комплексное развитие. Современная научно-техническая революция на первый план выдвигает такие экономические зоны, в которых сосредо­точиваются наукоемкие отрасли производства, связанные с разработками новой и высокой технологий.

Среди развивающихся стран весьма заметное развитие и резонанс получили свободные экономические зоны Китая. Начав с небольших территорий, объединенных специаль­ными зонами в начале 80-х годов, китайское руководство к середине 90-х годов распространило их режим на сотни квадратных километров. Помимо наиболее известных в стра­не и за рубежом свободных экономических зон —"Шэньчжень", "Чжухай", "Сямэнь", "Шаньтоу", имеющих много­летнюю историю, а также зоны "Хайнань", существующей с 1988 г., в стране заметное развитие получили зоны тех­нико-экономического развития (более двух десятков) и зоны развития новой и высокой технологий — технопарки. Осо­бая роль отводится шанхайской зоне экономического раз­вития "Пудун". Значение проекта, рассчитанного на несколь­ко десятилетий, определяется не только тем, что зона "Пудун" должна стать в перспективе крупным центром про­мышленного производства Китая, но и призвана способство­вать превращению Шанхая в крупнейший торговый и финансовый центр Азиатско-Тихоокеанского региона.

Создание специальных экономических зон (СЭЗ) стало важной составной частью проведения открытой внешне­экономической политики, провозглашенной китайским ру­ководством в конце 70-х годов. При выборе модели разви­тия СЭЗ китайское руководство исходило из текущих по­требностей страны и опыта функционирования таких зон в других странах. Наиболее детально изучался опыт Синга­пура, Тайваня, США. В ходе подготовки организации спе­циальных экономических зон было предложено несколько вариантов режима их функционирования и в результате был избран путь создания в их рамках структуры хозяй­ства, ориентированного на экспорт, всемерное привлече­ние иностранного капитала, а также существенное улуч­шение технологии производства. Специальные экономичес­кие зоны стали играть связующую (буферную) роль с дру­гими районами страны, реализуя политику "открытых две­рей".

С начала 90-х годов в портовых городах, специальных экономических зонах КНР начинают возникать свободные таможенные территории — зоны свободной (беспошлин­ной) торговли (ЗСТ). Зоны свободной торговли, как утверж­дают китайские специалисты, будут развиваться по моде­лям, сходным с теми, которые существуют в других стра­нах. По свидетельству китайского руководства развитие зон свободной торговли явится одним из магистральных направ­лений реализации открытой внешнеэкономической полити­ки вплоть до 2000 года.

Практика функционирования китайских свободных экономических зон и других районов со льготным инвести­ционным климатом продемонстрировала несомненные успе­хи. К числу достижений СЭЗ как китайские, так и зарубеж­ные специалисты относят прежде всего высокие, устойчи­вые темпы экономического роста, большие объемы при­влеченных в зоны иностранных инвестиций, значительное повышение производительности труда и, наконец, суще­ственный рост уровня жизни населения.

Свободные экономические зоны в КНР (помимо общих с другими странами целей специальных зон) в целом явля­ются экспериментом по использованию рыночных отноше­ний в условиях преобладания государственной собственнос­ти. Переход "все разом" к рыночному хозяйству признан в Китае неприемлемым, чреватым серьезными потрясениями для народа и экономики в целом. Специфика китайского опыта регулирования свободных экономических зон заклю­чается в том, что они для современного Китая — нечто большее, чем специальные районы по стимулированию ино­странного и отечественного предпринимательства, привле­чению инвестиций, ускоренному развитию тех или иных отраслей и др. В свободных экономических зонах Китая происходит становление и обкатка, как указывают китай­ские экономисты, экономической модели, по которой в XXI веке будет жить практически весь Китай.

Заметная роль свободных экономических зон в социаль­но-экономическом развитии отдельных обособленных райо­нов разных стран, той или иной отрасли производства, в привлечении иностранного капитала или оживлении дея­тельности мелкого и среднего отечественного предприни­мательства, тем не менее не является достаточным осно­ванием рассматривать их как универсальный способ модер­низации экономики. Степень влияния свободных экономи­ческих зон на остальную территорию многих развивающих­ся стран является довольно ограниченной. В особенности это справедливо для промышленно развитых стран, где, как правило, и не ставится специальной задачи распростра­нения такого влияния. Организация свободных экономичес­ких зон играет поддерживающую, стимулирующую роль в оживлении предпринимательской деятельности данного ре­гиона или в акцентировании внимания на развитии той или иной отрасли экономики. В то же время, хотя функциони­рование свободных экономических зон в развивающихся странах не является панацеей по решению их многообраз­ных социально-экономических проблем, они играют весьма заметную роль в экономике и обществе этих стран. Для мно­гих развивающихся стран свободные зоны становятся по­люсами торгово-экономического, научно-технического и со­циального роста. Кроме того, в них отрабатывается модель в той или иной степени открытой экономики, пути интегра­ции в мировую экономику.

Образование свободных экономических зон, особенно в развивающихся странах, сопряжено со значительными капиталовложениями и последующими существенными уси­лиями государства по их развитию. Без строго определен­ной централизованной поддержки они практически нежиз­неспособны. По обследованию, проведенному Институтом Востоковедения РАН по 26 странам, собственные затраты по привлечению иностранных инвестиций в свободные эко­номические зоны составили в среднем 4 доллара на 1 дол­лар зарубежных инвестиций. В КНР, например, ино­странные вложения в четыре свободные экономические зоны к концу 80-х годов составили 4 млрд. долл., в то время как начальные собственные инвестиции превышали 22 млрд. долл., что в 5,5 раз больше. По существу, вся инфраструк­тура свободных экономических зон КНР была создана за счет централизованных государственных средств.

При многочисленных примерах успешного функцио­нирования свободных экономических зон имеют место и не­удачные попытки их организации. Так, создание в Шри Лан­ке, Гватемале, Либерии, Сенегале и других странах разно­го рода свободных экономических зон не только не увенча­лось успехом, но многие из них вообще перестали функ­ционировать. Позднее были предприняты попытки их реанимации, в той или иной степени успешные. К основным причинам неудач в работе СЭЗ в этих странах можно отне­сти политические, экономические, организационные.

Политические причины связаны с общеполитической нестабильностью в стране, гражданскими волнениями, вплоть до военных действий. К экономическим причинам, прежде всего, следует отнести чрезмерно усложненное, запутанное, с точки зрения инвестора, законодательство об инвестиционном режиме в зоне. Бюрократическая заорганизованность управления свободными экономическими зо­нами, наличие многочисленных малооправданных процедур для регистрации иностранного инвестора в зоне, плохая пропаганда и реклама преимуществ специальной зоны -все это также заметно отражается на ее судьбе.

К сожалению, к числу стран и регионов, где свободные экономические зоны не только не дают пока заметного эф­фекта для народного хозяйства, но и их собственное раз­витие оставляет желать лучшего, относится и Россия.

Рассмотрим некоторые особенности создания и функ­ционирования свободных экономических зон в России.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.