Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ТРЕНИРОВКА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЧРЕЗМЕРНЫМ ФИЗИЧЕСКИМ РЕАКЦИЯМ



Ум заключается не только в знании,

но и в умении применять знание на деле.

Начать необходимо с признания наличия избыточных фи­зиологических реакций (учащенного сердцебиения, нарушен­ного дыхания, жара и потливости, ощущения слабости или голо­вокружения) в ответ на чрезмерные эмоции. Одновременно надо понимать и настойчиво объяснять себе как маленькому ребенку, безопасность и безвредность этих ощущений и состояний. Учиться чему-либо легко, переучиваться — намного сложнее. Постараемся разобраться в этом на нескольких знакомых нам с детства примерах — своеобразных парадоксах жизни. Как объяс­нить, к примеру, что однажды научившись плавать, мы никогда не забываем, как это делается? Но почему, хорошо изучив иностран­ный язык, мы можем его очень быстро забыть? Многие убеждены, что это происходит оттого, что не повторяется материал. Но чем же тогда объяснить тот факт, что многие образы детства сохраня­ются на всю жизнь, хотя мы их ни разу не повторяем? И наоборот, повторяя неоднократно некоторую информацию, мы склонны ее забывать.Объяснить эти парадоксы можно психологически. Специалистами проводился следующий эксперимент. 2 крысы были обучены нажимать на рычаг, чтобы получать пищу. Этот на­вык у обеих был одинаковым. Затем одна из крыс была помещена в другую клетку, а у крысы, оставшейся в прежней отключили ры­чаг, чтобы при нажатии на него пища не появлялась. Психологи дождались, чтобы у обеих крыс полностью исчезла реакция нажи­мания рычага в состоянии голода. Животных при этом продол­жали кормить обычно. Потом первую крысу вернули в прежнюю клетку с рычагом. Крыса, все время сидевшая в ней, не стреми­лась воспользоваться рычагом, этот навык у нее исчез. Однако вернувшаяся крыса, как ни в чем не бывало, направилась к ры­чагу и снова нажала на него, то есть, этот навык у нее сохранился. Неиспользование навыка в этом случае специалисты назвали уга­санием, а сам процесс был назван изживанием. Под угасанием понимается повторение ситуации, в которой происходило заучивание, но без эмоционального подкрепления. Отсюда следует, что для исчезновения привычки необходимо со­здать схему и процедуру угасания, т.е. воспроизвести ситуацию обучения без важнейшего элемента — соответствующего пере­живания. Теперь уже нетрудно объяснить, почему образы детства сохраняются в памяти надолго, — потому что не повторяются детские ситуации, а значит, и не работает схема угасания. Всякий раз, когда мы плаваем, не возникает ситуации негативного закреп­ления этого навыка, поскольку плаванием мы закрепляем поло­жительные переживания, а это мешает возможности угасания данного навыка. А иностранные языки мы забываем потому, что объективно создается схема угасания: в повседневном общении мы говорим по-русски, и необходимость в общении на иностранном языке отпадает. Навыки иностранного языка угасают буквально в каждом акте говорения по-русски, они не закрепляются в речевом поведении определенными смысловыми переживаниями. Чтобы вернуть этот утраченный навык, необходимо вновь включиться в реальную ситуацию с беседой на иностранном языке и соответству­ющими подкрепляющими эмоциональными переживаниями. Таким образом, в ситуации устранения любого навыка дейс­твуют законы угасания. Познав их, можно овладеть умением ней­трализовать практически любой навык.Для угасания вредной привычки реагировать тревогой и стра­хом на свои усиленные физиологические реакции необходимо проводить похожую процедуру. Вредные привычки будут устранены, если перестать полу­чать от них удовлетворение или даже удовольствие. Устранение дурных привычек всегда является работой по управлению жела­ниями. Лишь получая неудовольствие от действий негативной привычки, можно от нее избавиться. Негативная привычка угас­нет, если не будет подпитываться энергией позитивного чувства и удовлетворения. Борьба с ненужными привычками состоит не в насилии над самим собой, а в том, чтобы создать ситуацию угасания негатив­ной привычки под воздействием неприятных чувств, порожден­ных ею или связанной с ней. Идея эта проста, но, как показывает психотерапевтическая практика, ее реализация затруднительна для большинства людей, поскольку, во-первых, сам процесс избав­ления от негативной привычки превращается для многих в борьбу с ней, а это уже насилие, а значит, результат в итоге, как правило, малопродуктивный. И, во-вторых, — избавляясь от плохих привы­чек, мы не успеваем основательно подумать над тем, какими хоро­шими привычками их заменить, сформулировав для себя подроб­ную альтернативу.

Управлять привычкой — значит управлять переживаниями, связанными с ней. Негативные привычки не следует подавлять — их надо изживать. Любое действие, которое доставляет удовольс­твие, может возникнуть спонтанно, даже под воздействием слабых импульсов, порождающих это удовольствие.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.