Начать необходимо с признания наличия избыточных физиологических реакций (учащенного сердцебиения, нарушенного дыхания, жара и потливости, ощущения слабости или головокружения) в ответ на чрезмерные эмоции. Одновременно надо понимать и настойчиво объяснять себе как маленькому ребенку, безопасность и безвредность этих ощущений и состояний. Учиться чему-либо легко, переучиваться — намного сложнее. Постараемся разобраться в этом на нескольких знакомых нам с детства примерах — своеобразных парадоксах жизни. Как объяснить, к примеру, что однажды научившись плавать, мы никогда не забываем, как это делается? Но почему, хорошо изучив иностранный язык, мы можем его очень быстро забыть? Многие убеждены, что это происходит оттого, что не повторяется материал. Но чем же тогда объяснить тот факт, что многие образы детства сохраняются на всю жизнь, хотя мы их ни разу не повторяем? И наоборот, повторяя неоднократно некоторую информацию, мы склонны ее забывать.Объяснить эти парадоксы можно психологически. Специалистами проводился следующий эксперимент. 2 крысы были обучены нажимать на рычаг, чтобы получать пищу. Этот навык у обеих был одинаковым. Затем одна из крыс была помещена в другую клетку, а у крысы, оставшейся в прежней отключили рычаг, чтобы при нажатии на него пища не появлялась. Психологи дождались, чтобы у обеих крыс полностью исчезла реакция нажимания рычага в состоянии голода. Животных при этом продолжали кормить обычно. Потом первую крысу вернули в прежнюю клетку с рычагом. Крыса, все время сидевшая в ней, не стремилась воспользоваться рычагом, этот навык у нее исчез. Однако вернувшаяся крыса, как ни в чем не бывало, направилась к рычагу и снова нажала на него, то есть, этот навык у нее сохранился. Неиспользование навыка в этом случае специалисты назвали угасанием, а сам процесс был назван изживанием. Под угасанием понимается повторение ситуации, в которой происходило заучивание, но без эмоционального подкрепления. Отсюда следует, что для исчезновения привычки необходимо создать схему и процедуру угасания, т.е. воспроизвести ситуацию обучения без важнейшего элемента — соответствующего переживания. Теперь уже нетрудно объяснить, почему образы детства сохраняются в памяти надолго, — потому что не повторяются детские ситуации, а значит, и не работает схема угасания. Всякий раз, когда мы плаваем, не возникает ситуации негативного закрепления этого навыка, поскольку плаванием мы закрепляем положительные переживания, а это мешает возможности угасания данного навыка. А иностранные языки мы забываем потому, что объективно создается схема угасания: в повседневном общении мы говорим по-русски, и необходимость в общении на иностранном языке отпадает. Навыки иностранного языка угасают буквально в каждом акте говорения по-русски, они не закрепляются в речевом поведении определенными смысловыми переживаниями. Чтобы вернуть этот утраченный навык, необходимо вновь включиться в реальную ситуацию с беседой на иностранном языке и соответствующими подкрепляющими эмоциональными переживаниями. Таким образом, в ситуации устранения любого навыка действуют законы угасания. Познав их, можно овладеть умением нейтрализовать практически любой навык.Для угасания вредной привычки реагировать тревогой и страхом на свои усиленные физиологические реакции необходимо проводить похожую процедуру. Вредные привычки будут устранены, если перестать получать от них удовлетворение или даже удовольствие. Устранение дурных привычек всегда является работой по управлению желаниями. Лишь получая неудовольствие от действий негативной привычки, можно от нее избавиться. Негативная привычка угаснет, если не будет подпитываться энергией позитивного чувства и удовлетворения. Борьба с ненужными привычками состоит не в насилии над самим собой, а в том, чтобы создать ситуацию угасания негативной привычки под воздействием неприятных чувств, порожденных ею или связанной с ней. Идея эта проста, но, как показывает психотерапевтическая практика, ее реализация затруднительна для большинства людей, поскольку, во-первых, сам процесс избавления от негативной привычки превращается для многих в борьбу с ней, а это уже насилие, а значит, результат в итоге, как правило, малопродуктивный. И, во-вторых, — избавляясь от плохих привычек, мы не успеваем основательно подумать над тем, какими хорошими привычками их заменить, сформулировав для себя подробную альтернативу.
Управлять привычкой — значит управлять переживаниями, связанными с ней. Негативные привычки не следует подавлять — их надо изживать. Любое действие, которое доставляет удовольствие, может возникнуть спонтанно, даже под воздействием слабых импульсов, порождающих это удовольствие.