Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Страх смерти — основной источник паники



На уровне сознания представления и прогнозы, формирую­щие негативный образ будущего, кристаллизуются в информацию о проблеме. Регулярно актуализируясь, по механизму дискурса, информация, опускаясь ниже, на уровень неосознанной сферы, трансформируется, упрощается и интерпретируется (осуществля­ется перевод с языка сознания на конкретный «язык» организма, с языка второй сигнальной системы на сигналы первой), остается лишь информация об угрозе, опасности, точнее сигнал опасности. Поскольку будущее, являясь абстрактным понятием, ускользает из восприятия в сфере конкретных сигналов, то возникает ситу­ация, в которой сигнал опасности есть, а конкретного объекта, от которого исходит эта опасность — нет. Поскольку, как известно, худшее — это страх неизвестности, организм пытается уйти от со­стояния угрожающей неопределенности. В неизвестность проеци­руются максимальные неприятности из возможных, параллельно инициируется работа ориентировочного рефлекса, идет поиск источ­ника угрозы, но уже в конкретной сфере. Из информации об окружа­ющей внешней и внутренней (по отношению к телу, а не психике) реальности извлекаются объекты и ситуации и подвергаются ана­лизу на основании индивидуального опыта, когнитивных схем, систем представлений и т.п. Происходит своего рода сканирова­ние происходящего в настоящий момент, а также ретроспективное сканирование. Со временем находится потенциально опасная си­туация или объект, с которой/которым начинает ассоциироваться тревога и страх, которая/который осмысливается как источник и причина таковых.Во время сеанса одна из моих пациенток так описывала свои переживания: «Будущее становилось сумрачным, темным, неоп­ределенным, пугающим», — затем (по временной последователь­ности) возник страх поездок в метро, наземном транспорте, выхо­дов на улицу. Итак, объект, расцениваемый как причина и источник страхов, найден. Затем постепенно или достаточно быстро за счет тревожно-фобических эмоционально насыщенных переживаний объект удаляется (элиминируется) путем избегания, сужения сферы жизненного пространства (ареала обитания). Человек все реже сталкивается с объектом/ситуацией, отождествленной им как причина и источник проблемы. В итоге контакта с ним (кон­кретного) нет, а тревога и страх все равно не исчезли (поскольку они «нодпитываются» психологическими проблемами, сформи­рованными и функционирующими в другой сфере). И вся проце­дура повторяется вновь. Опять необходим поиск объекта/ситуа­ции, который можно обозначить как причину и источник — новый подвид страха, иногда даже новый симптом, синдром, и еще боль­шее сужение ареала обитания. Отказавшись от поездок в метро, пациент перестает пользоваться наземным транспортом, затем перестает выходить на улицу а потом и вовсе не может оставаться один дома. Попутно все это обрастает целым ворохом когнитив­ных формаций (убеждениями в собственном нездоровье, систем­ное верование в свою болезнь, фиксацию на симптомах психи­ческого, психосоматического и соматического уровней). Отсюда также строится определенный вывод в отношении будущего, что формирует систему с самоподкрепленнем по типу «патологичес­кого замкнутого круга», точнее «спирали».Исходя из вышеизложенного, становится понятной необхо­димость проработки всех интер- и интрапсихических проблем, в том числе и таких, которые традиционно относят к сфере фи­лософских. Игнорировать подобный фактор, лежащий в основе расстройства, или отдавать его на откуп паранаучных, метафизи­ческих методик, - значит проводить лишь устранение симптомов, не касаясь причины, сознательно идти на паллиативную терапию.Следуя принципу замены иррациональных суждений на раци­ональные, дисфункциональных отношений на функциональные, мы неизбежно приходим к пониманию, что и более глубокие мен­тальные структуры (так называемые «центральные убеждения» (Сшс1апо У.Е, 1лоШ С, 1983) , «протосхемы» (МакМаллин Р., 2001; Веек ]., 1995)), «внутренняя философия» человека, наличие которой есть необходимая и, по-видимому, обязательная черта человеческого бытия, тоже требует психотерапевтического вме­шательства. Поскольку эти, плохо пока исследованные и изучен­ные, функциональные структуры психики также могут содержать существенные ошибки, искажения и внутренние противоречия. Имплицитный (скрытый) характер и трудность верификации (уве­ренности в подлинности) содержания этих структур порождают иллюзию их недостаточной значимости либо саморегулятивности, способности к самосанации. Другим сдерживающим фактором яв­ляется отсутствие четких критериев оценки, что во благо, а что во вред, какие взгляды и предпочтения будут носить адаптивный ха­рактер, а какие наносить ущерб личности, являющейся независи­мым и уникальным индивидуумом. Поскольку, на наш взгляд, дис­функциональные особенности «внутренней философии» создают предпосылки и способствуют развитию страхов, панических атак и агорафобии, мы не могли обойти вниманием и оставить без воз­можности психотерапевтической коррекции эту сферу. Безусловно, воздействуя на фундаментальные основы миро­воззрения человека необходимо проявлять осторожность и де­ликатность, но главное, берясь за эту работу необходимо иметь продуманные представления, что мы можем дать взамен его раз­рушенных ложных представлений. И здесь нам на помощь прихо­дит мировоззренческий опыт, накопленный за всю историю циви­лизации. В реконструкции «внутренней философии» человека мы постарались использовать философию, точнее, те ценные находки отдельных философов и философских направлений, максимально способствующие адаптации человека к реальному миру.Античность и Древний Рим подарили нам киников, скептиков, эпикурейцев и стоиков. Киники и скептики презрели «все», что по­читалось в обществе (установки, ценности, нормы, конвенции и т.п.).Они поставили под сомнение все эти порождения цивилизации. Знаменитый киник Диоген (Синопский), по преданию, живший в бочке, будучи сыном фальшивомонетчика, стал обличать фальшь любого вида, но в гораздо более широком масш­табе: «...Люди со штампом полководцев и царей, вещи со штампом чести и мудрости, счастья и богатства — все это были низменные металлы с фальшивой надписью». Таков базовый посыл филосо­фии кинизма. По мнению Б. Рассела, это не «цинизм», а поиск добродетели, по сравнению с которой все земные блага ничего не стоят. Киники искали добродетель и моральную свободу в осво­бождении от желаний: когда человек безразличен к благам, тогда он свободен от страха (Рассел Б., 1998). На почве условностей, ценностей, установок рождается бесчисленное множество пред­рассудков, страхов, проблем. Все это порождает то, что мы боимся своих желаний, своего истинного лица, живем «чужой» и «услов­ной» жизнью. Киники восстали по существу против условностей нашей жизни. И по большей части не против самих этих условнос­тей, а против того, что за ними терялся сам человек.Скептики заставляют нас задуматься об очень важном воп­росе: что настоящее, подлинное, а что условное? Если киники указывали нам на необходимость помнить о себе, то скептики на­поминают — не забывайте, что условности условны — это осво­бождает. И киники, и скептики учили свободе, которая возможна лишь в освобождении от страхов и условностей.

Проповедь здравого смысла, начатую киниками и скептиками, продолжают стоики и эпикурейцы, которые предлагают доста­точно конкретные рекомендации. На это обратил внимание еще А.Эллис, вводя понятие ответственного гедонизма (ЕШз А., 1990; ЕШз А., МасЬагеп С, 1998). Умение ценить и получать удовольствие от того, что имеешь, способствует формированию душевного равнове­сия и спокойствия, и нивелирует избыточные опасения за будущее.Эпиктет и стоицизм по праву являются философским базисом когнитивной терапии (Холмогорова А.Б., 1996; ЕШз А., 1990; ЕШз А., МасЬагеп С, 1998). Это философское направление обосновы­вает возможность принятия жизни такой, какая она есть и учит отвечать за себя и свое поведение.Подобное краткое обсуждение философского и религиозного наследия как древности, так и современности, проводилось как на групповых занятиях, так и в ходе индивидуальных сеансов. Предъявление пациентам модели конструктивных философских подходов к жизни и разъяснение их адаптивного характера, поз­воляло психотерапии носить не прямой директивно-манипуля-тивный характер, а формировать условия для позитивной транс­формации их базисных представлений. Затрагивание подобных тем, считавшихся ранее «вотчиной» направлений исключительно «глубинной» терапии, позволяет говорить о трансформации сов­ременного когнитивно-поведенческого направления психотера­пии и его ухода от механицизма и редукционизма. оспаривать негативные мысли и идеи, которые предваряют эска­лацию тревоги и страха. Часто такие ситуации возникают с утра, когда еще весь день впереди и внутренний голос шепчет, что не­известно как его удастся прожить и получится ли дожить до его завершения. Один мой пациент называл подобные «голоса» шеп­тунами, а их утренний наплыв — «утренним базаром». Долгие недели и даже месяцы ему пришлось оспаривать их голословные утверждения и осаждать их тревожащую прыть приведением фак­тических обоснований их ложности и логически оспаривать их посылы.Наплывы пугающих мыслей, многие из которых человек даже не успевает заметить и осознать, также возникают перед контак­том с фобическими ситуациями (за несколько минут до выхода из дома, при подходе к метро и т.п.). Их нельзя оставлять без внимания, допуская их подспудную диверсионную деятельность. Необходимо четко оспаривать эти вредные мысли и объяснять себе как в реальности обстоят дела. Главным принципом в оспаривании вредных мыслей является конкретный и содержательный, подтвержденный убеждающими вас фактами и аргументацией ответ. Поскольку сами вредные мысли, хоть и содержат ошибки, но весьма конкретны, содержа­тельны и правдоподобны. Их не победить шапкозакидательскими фразами «все хорошо» или «прорвемся». Они требуют кропотли­вой работы, регулярного и последовательного противостояния.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.