Связь экзистенциальных проблем смерти и смысла жизни с симптомами агорафобии безусловно, следует определить как имплицитную (скрытую). Ряд зарубежных авторов отмечает взаимосвязь психологических кризисов в связи с событиями, традиционно относимыми к экзистенциальным, и первым проявлением агорафобии. Так, например С. Рахман (КасЬшап 5., 1984) отмечает, что смерть значимого другого человека — очень частое событие, предшествующее манифестации агорафобии. Оно значительно снижает чувство безопасности и личного контроля событий, и формирует условие для развития тревожно-фобического расстройства.Без помощи специалиста мы не можем оторваться от своих представлений о мире и идей и повернуться лицом к реальности. Когда нам приходится отходить от своих привычных представлений, мы ощущаем угрозу своему внутреннему миру и инстинктивно начинаем защищаться. Страхи и тревоги появляются в том случае, если реальность противоречит нашиму представлению о ней. Мир показывает себя таким, каков он есть, мы же стремимся вернуться к нашим привычным объяснениям и верованиям. Каждый раз, когда реальность останавливает наши ритуалы, вырывает нас из привычных мыслей и хлопот, мы переживаем, что нарушены наши привычки и планы. Наши переживания регулярнопричиняют нам душевную боль. Когда мы сталкиваемся с реальностью, которая противоречит нашим представлениям о жизни, у нас начинается паника. Это происходит потому, что мы привыкли доверять своим идеям, а не реальным фактам. И даже факты не мешают нам стоять на своем, зачастую очевидно ошибочном, представлении. Мы страдаем, потому что привязаны к представлению о том, какими являются вещи и какими они могли бы быть. Только реальная и осознанная нами угроза для жизни выдергивает нас на время из омута иллюзий и повседневной суеты.Мы огульно отрицаем смерть, а с нею — и жизнь. Игнорируя смерть, мы неосознанно полагаем, что можно жить бесконечно долго. Раз жизнь так длинна, то есть время для всяких мелочей и ненужных забот. Так мы переводим нашу жизнь, тратя ее на пустые переживания, суету и ненужные хлопоты.Страх жизни проявляется и в преувеличенном страхе смерти. Думая о смерти, человек представляет себе утрату, прежде всего своего «я», своей личности. Хотя в большинстве случаев «я» — это всего лишь представление о себе. И чем оно глубже и сильнее, тем дальше человек находится от реальной жизни и тем больше страшится смерти. Страхи и тревоги, жизнь в своем внутреннем мирке заставляют человека защищаться, и усилия, вложенные в эту защиту вынуждают его дорожить своими представлениями о себе. Таким образом, человек не оставляет сил на контакт с реальностью и как бы откладывает настоящую жизнь.Здравое и спокойное отношение к смерти присуще прежде всего тем людям, кто не прячется от реальности, смотрит на мир открыто, воспринимая все его плюсы и минусы. Но это не значит, что они постоянно думают о смерти, они просто рассматривают ее как неотъемлемую часть жизни.Мысли — лишь один из многих производимых нами «продуктов». Важно научиться обращаться с ними, а не пребывать в их плену. Технически это означает уметь находить в них ошибки, осознавать их и менять на другие, более соответствующие и подходящие вам. Делать то, что мы обсуждали в предыдущих блоках. Если мы считаем проявления ума опасными и вредными, то пугаемся, думая, что у нас в уме действительно не все в порядке. И мы не видим, что здесь нет ничего особенного — что наш ум просто-напросто обусловлен прошлым и сложившимися представлениями. Мы не видим, что все эти пугающие нас состояния сознания могут быть переработаны с тем, чтобы превратиться в удобрения, стать катализаторами нашего дальнейшего роста и совершенствования.История знает примеры разумного отношения к смерти. Наиболее эффективны были 3 системы воинов: спартанцы, викинги и самураи. И у всех 3 систем особое положение занимало отношение к смерти. Они не хотели умирать и не были скрытыми суицидентами. Но они не боялись смерти, что помогало им побеждать на поле боя. Солдат, боящийся смерти наполнен страхом, тревогой и суетой. Он (как трясущийся перед экзаменом абитуриент), забывает большую часть той полезной информации, которая могла спасти ему жизнь. Его суета делает его доступной мишенью и легкой жертвой. Когда смерть перестает быть такой важной, солдат отдает всего себя своему умению и мастерству. Это чаще всего и сохраняет ему жизнь. Когда он наполненный спокойствием отпускает свои инстинкты и рефлексы, они делают то, что невозможно просчитать сознательно и выполнить волевым усилием.