Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ВЫЯВЛЕНИЕ ВЕДУЩИХ ИРРАЦИОНАЛЬНЫХ УСТАНОВОК



Мудр не тот, кто много знает, а тот, чьи знания полезны.

Эсхил

В ходе жизни на относительно чистый лист, которым явля­ется наша психика при рождении, в огромном количестве запи­сываются наши реакции на стимулы, и со временем превра­щают ее в исчерченный множеством письмен манускрипт. И, как установил выдающийся грузинский психолог и философ Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886-1950), в нашей психике со­здается так называемая установка, или готовность реагировать оп­ределенным образом в определенной ситуации. Впервые это по­нятие сформулировал немецкий психолог Л. Ланге в 1888 году, но современное общепринятое и признанное научным сообществом понятие «установка» появилось позднее в работах Узнадзе. Наше восприятие мира — не пассивный, а очень активный процесс. Мы видим события, людей и факты не объективно и бес­пристрастно, а сквозь некие очки, фильтры, призмы, которые при­хотливо и разнообразно искажают реальность для каждого из нас. Эту предвзятость, избирательность и произвольную окраску вос­приятия в психологии обозначают термином «установка». Видеть желаемое вместо действительного, воспринимать реальность в оре­оле ожиданий — удивительное человеческое свойство. Во многих случаях, когда мы уверены, что поступаем и судим вполне здраво, по зрелом размышлении оказывается, что сработала наша опреде­ленная установка. Сведения, прошедшие эту мельницу искажаю­щего восприятия, приобретают порой неузнаваемое обличье. Понятие «установка» заняло в психологии важное место, по­тому что явления установки пронизывают практически все сферы психической жизни человека. Состояние готовности, или уста­новка, имеет принципиальное функциональное значение. Человек, подготовленный к определенному действию, имеет возможность осуществить его быстро и точно, то есть более эффективно, чем неподготовленный. Однако установка может сработать ошибочно и, вследствие этого, оказаться не соответствующей реальным об­стоятельствам. В такой ситуации мы становимся заложниками своих установок. Классическим примером, поясняющим понятие установки, является один из экспериментов, проведенных Дмитрием Николаевичем. Он заключался в следующем. Испытуемый по­лучал ряд слов, написанных на латыни. В течение какого-то пе­риода времени он читал их. Затем испытуемый получал ряд русских слов. Но продолжал читать их как латинские в течение некоторого времени. Например, вместо слова «топор» он читал «моноп». Анализируя опыт, Узнадзе пишет: «...В процессе чтения латинских слов у испытуемого активировалась соответствующая установка — установка читать по латыни, и, когда ему предлагают русское слово, то есть, слово на хорошо понятном ему языке, он читает его, как если бы оно было латинским. Только через неко­торый промежуток времени испытуемый начнет замечать свою ошибку... Когда речь идет об установке, предполагается, что это определенное состояние, которое как бы предваряет решение за­дачи, как бы заранее включает в себя направление в котором за­дача должна быть разрешена...» Под неосознаваемыми автоматизмами подразумевают обычно действия или акты, которые совершаются «сами собой», без учас­тия сознания. Иногда говорят о «механической работе», о работе, при которой «голова остается свободной». «Свободная голова» и означает отсутствие сознательного контроля. Анализ автоматических процессов обнаруживает их двоякое происхождение. Некоторые из этих процессов никогда не осоз­навались, другие же прошли через сознание и перестали осозна­ваться. Первые составляют группу первичных автоматизмов, вто­рые — группу вторичных автоматизмов. Первые представляют собой автоматические действия, вторые — автоматизированные действия, или навыки. В группу автоматических действий входят либо врожденные акты, либо те, которые формируются очень рано, зачастую в тече­ние первого года жизни ребенка. Например, сосательные движе­ния губ, мигание, хождение и многие другие. Группа автоматизированных действий, или навыков особенно обширна и интересна. Благодаря формированию навыка дости­гается двоякий эффект: во-первых, действие начинает осущест­вляться быстро и точно; во-вторых, происходит высвобождение сознания, которое может быть направлено на освоение более сложного действия. Этот процесс имеет важнейшее значение в жизни каждого человека. Он лежит в основе развития всех наших умений и способностей. Поле сознания неоднородно: оно имеет фокус, периферию и наконец, границу, за которой начинается область неосозна­ваемого. Наиболее поздние и наиболее сложные компоненты действия оказываются в фокусе сознания; следующие попадают на периферию сознания; наконец, самые простые и самые отрабо­танные компоненты выходят за границу сознания. Вспомните, как вы осваивали компьютер (те, кто его уже одолел). Первое время на поиски нужной клавиши требовались, в лучшемслучае, десятки секунд, если не минута. И каждому действию предшествовала технологическая пауза: нужно было осмотреть всю клавиатуру, чтобы отыскать необходимую кнопку. А любая помеха была подобна катастрофе, потому что приводила к множес­тву ошибок. Звучащая музыка, шумы, чьи-то движения — ужасно раздражали. Но прошло время. Сейчас эти «первые шаги» в да­леком прошлом (примерно, на уровне мезозойской эры) кажутся чем-то нереальным. Трудно представить, что когда-то тратилась не одна минута для того, чтобы найти нужную клавишу и нажать ее. Сейчас нет размышлений над тем, «когда какую клавишу нажи­мать», а продолжительность пауз резко сократилась. Все делается автоматически: пальцы будто обрели зрение — сами отыскивают нужную кнопку и нажимают ее. И, работая, можно вслушиваться в звуки музыки, отвлекаться на какие-нибудь посторонние темы, пить кофе, жевать бутерброд, не опасаясь за результат, потому что сложился четкий, так называемый, динамический стереотип: действия отработаны и контролируются бессознательно. Неосознаваемость установок, с одной стороны, облегчает нашу жизнь «разгружая голову» от регулярных рутинных дел, с другой — .может значительно осложнить жизнь при ошибоч­ном включении установок неподходящих или ставших, в силу изменившихся обстоятельств, непригодными. Ошибочные или неадекватно используемые установки и будут причиной нашего неприятного удивления, вызванного собственным поведением, поражающим своей необоснованностью и неуправляемостью. Одним из примеров определяющего действия установки на жизнь человека является удивительная эффективность колдовства в колыбельных цивилизациях. Западный антрополог, занятый полевой работой в австралийской пустыне, и толпящиеся вокруг него аборигены находятся, несмотря на пространственную бли­зость, в совершенно разных мирах. Австралийские колдуны-або­ригены носят с собой кости гигантских ящериц, играющие роль магического жезла. Стоит колдуну произнести смертный приго­вор и указать этим жезлом на кого-нибудь из своих соплеменни­ков, у того молниеносно развивается состояние, соответствующее тяжелейшей депрессии. Но не от действия косточек, разумеется, а от безграничной веры в могущество колдуна. Дело в том, что, уз­нав о напущенном проклятье, несчастный не может даже предста­вить другой вариант развития событий, кроме своей неизбежной смерти от воздействия колдуна. В его психике была сформирована. установка, диктующая близкую гибель. В организме человека, ко­торый уверен в том, что умрет в любом случае, стремительно про­ходят все стадии стресса, замедляются процессы жизнедеятель­ности и развивается истощение. Вот описание действия такой «команды смерти»:

«Ошеломленный абориген глядит на роковую указку, подняв руки, словно чтобы остановить смертельную субстанцию, которая в его воображении проникает в тело. Его щеки бледнеют, а глаза приобретают стеклянный блеск; лицо ужасно искажается... он старается закричать, но обычный крик застревает у него в горле, а изо рта показывается пена. Его тело начинает содрогаться, он пятится и падает на землю, корчась, словно в смертельной аго­нии. Через некоторое время он становится очень спокоен и упол­зает в свое убежище. С этого момента он заболевает и чахнет, отказывается от пищи и не участвует в жизни племени».

Но если колдун попытается сделать то же самое с кем-нибудь из европейцев, хотя бы с тем же антропологом, вряд ли у него что-нибудь выйдет. Европеец просто не поймет значительности происходящего — он увидит перед собой невысокого голого человека, машущего звериной костью и бормочущего какие-то слова. Будь это иначе, австралийские колдуны давно правили бы миром! Австралийский абориген, попавший на сеанс Анатолия Михайловича Кашпировского, с его «установкой на добро», вряд ли бы осознал значительность ситуации — скорее всего, он просто увидел бы хмурого человека в европейском костюме, бубнящего какие-то слова и пристально исподлобья глядящего в зал. Иначе Кашпировский давно смог бы стать главным шаманом австралийских аборигенов. К слову сказать, сам феномен ритуалов Буду или так называе­мой зомбификации легко объясним с научных позиций, в первую очередь, исходя из понятия «установки». Установка — это общее название механизма, который руко­водит нашим поведением в частных ситуациях. Содержанием установки являются идеаторные, то есть мысленные про­цессы. Именно установка определяет готовность в одной си­туации отреагировать положительными эмоциями, а в другой — отрицательными. Установка выполняет задачу фильтрации и селекции поступающей информации. Она определяет устой­чивый, целенаправленный характер протекания деятельности, освобождает человека от необходимости сознательно прини­мать решение и произвольно контролировать деятельность в стандартных ситуациях. Однако в некоторых случаях уста­новка может служить фактором, провоцирующим стресс, сни­жающим качество жизни человека, обуславливая инертность, ригидность деятельности и затрудняя адекватное приспособ­ление к новым ситуациям.

В работах Д Н. Узнадзе и его учеников (В. Норакидзе. Характер и фиксированная установка. 1948) показано, что установка может проявляться в трех вариантах:

1. Динамичнаяустановка, которая обеспечивает быструю адаптацию к меняющимся условиям. Например, два человека вместе решили прекратить отношения .между
собой. И после расставания они, не фиксируясь на раз­ думьях и отрицательных эмоциях, отыскивают новые объекты для создания отношений и удовлетворения
своих потребностей. Или, например человек, осознав, что его прежние модели поведения причиняли боль близкому человеку, начинает работать над собой и изме­
няет свое отношение, закрепляя с помощью регулярного применения новую конструктивную модель поведения

2. Статичная установка.Ее действие проявляется в та­ком варианте поведения: после разрыва с близким че­ловеком индивидуум долго испытывает изнуряющие
переживания, постоянно возвращаясь в своих мыслях к произошедшему расставанию и вспоминая дни, про­веденные вместе. При такой установке человек в течение длительного времени не сможет установить близкий
контакт с другой личностью. В его интрапсихической сфере сформируется конфликт: «Все изменилось, а я не могу». И, в зависимости от его убеждений, он или будет
предпринимать активные действия для восстановления отношений, или, дистанцировавшись, будет наблюдать со стороны за желанной персоной, ожидая подходящего момента для своего появления в ее жизни.

3. Вариабельная установка. Оее определяющем действии можно говорить в случае, когда поведение человека ис­ходит из импульса, сиюминутного желания. Например, человек стремится удовлетворить свои потребности, игнорируя негативные перспективы своих действий, не оценивая этическую сторону поступков и их последс­твия для окружающих.

Таким образом, установки направляют поведение человека во всех сферах его жизни. Причем в личности одного человека может сочетаться несколько вариантов установки, а проявление того или » иного из них зависит от ситуации, в которой один из вариантов г становится превалирующим — определяет ход мыслей, формирует эмоциональные переживания и побуждает к определенным 'Д действиям. Еще один немаловажный момент, который необходимо ос­ветить — это взаимоотношения установки и доминанты, учение о которой развивал выдающийся русский ученый Ухтомский. Доминанта - понятие скорее физиологическое, чем психологи­ческое. Она обозначает совокупность активированных для реа­лизации единого действия нервных клеток, которые связаны в своем союзе одной целью. То есть это как бы почва, на которой произрастает установка. Доминанта — это биологическая основа установки. Друг без друга доминанта и установка существовать не могут. Где есть доминанта, там есть и установка и наоборот. Установка как руль в автомобиле, который направляет его дви­жение, а доминанта — это мотор, благодаря которому машина способна двигаться. То есть для того чтобы очаги возбуждения в головном мозге собрались в единое целое и стали направлять ра­боту мозга, им нужно задать это направление, что, собственно, и обеспечивает установка. Резюмируя, можно сказать, что когда-то мы сами учились на шутку улыбаться, а по поводу расставания грустить: со временем сформировалось определенное убеждение или мысленная конструк­ция, в определенной ситуации активирующаяся за доли секунды и «выбирающая» способ реагирования. Процесс обучения иден­тичен и при обретении ребенком способности ходить, и при полу­чении новых убеждений, определяющих отношение к чему-либо, и при изучении работы на компьютере: для практическоговоспроизведения обретаемый навык должен быть осознан, а за­тем, по мере совершенствования, он становится неосознаваемым и может воспроизводиться автоматически.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.