К наиболее частым факторам, способствующим развитию страхов, относятся утомление (переутомление) и психическое напряжение. Утомление определяют как временное снижение работоспособности под влиянием длительных нагрузок. С физиологической точки зрения развитие утомления свидетельствует об истощении внутренних резервов организма и переходе его на менее эффективные способы функционирования. Вследствие этого замедляется темп работы, нарушается точность, ритмичность и координация движений.
С психологической точки зрения утомление — это психическое состояние, в котором можно выделить следующие компоненты:
• чувство неуверенности в правильности действий, невозможность поддерживать работоспособность на прежнем уровне; расстройства внимания (снижение объема, нарушение процессов переключения и распределения, отвлекаемость); расстройства сенсорных процессов, снижение чувствительности различных анализаторных систем;
• нарушение двигательных функций (замедление простых и сложных реакций выбора, расстройство сложных на выков; иногда с ростом утомления наблюдается пара доксальное ускорение двигательных реакций, которое сопровождается снижением их точности). В целом человек становится вялым, малоактивным или, наоборот, хаотично активным;
• нарушения памяти (нарушение работы оперативной памяти, ухудшение процессов воспроизведения, затруднение извлечения информации из долговременной па мяти);
• функциональные нарушения мышления (поиск новых решений подменяется готовыми шаблонами и стандартными ответами); непродуктивная стереотипность, дезорганизация и неупорядоченность процесса мышления;
• трансформация мотивов деятельности (деловая и содержательная мотивация заменяется мотивами ухода от деятельности);
• ослабление воли (снижение выдержки, решительности, самообладания, самоконтроля, снижение настойчивости и целеустремленности);
• сонливость как результат охранительного торможения, в тоже время нарушения ночного сна (трудность засыпания, чаще из-за мешающих мыслей и посторонних звуков, ночные и ранние пробуждения, трудность утреннего пробуждения, чувство неудовлетворенности сном и отсутствие энергичности и бодрости утром).Состояние психической напряженности возникает в усложненных условиях деятельности, к которым относятся:• ограничение времени или других ресурсов на осуществление какой-либо важной задачи или выполнения значимой работы;ситуации повышенной ответственности — экзамены, соревнования, проверки, необходимость действовать в присутствии контролеров, начальства, критично настроенных лиц;ситуации, угрожающие собственной жизни или жизни, здоровью близких людей;
• дефицит информации.
Следует также обратить внимание на такие факторы как физическая активность, питание, сон и отдых.Недостаточная физическая активность, отсутствие возможности выплеснуть накопившиеся эмоции путем физической разрядки и последующей физиологической релаксации является существенным и фактором в формировании тревожных и фоби-ческих реакций. Нерегулярное и нерациональное питание — тоже важный физико-химический фактор, провоцирующий общее нервное возбуждение, истощение и чрезмерную реактивность организма. Нарушения сна, отсутствие полноценного восстановления и качественного отдыха — фактор, способствующий формированию перевозбуждения и нервных срывов, готовящий почву для появления страхов и паники. Проблема принятия ответственности может иметь два проявления: либо у человека нет сформированной внутренней системы ценностей и смыслов, осуществляющей контроль, регуляцию и управление деятельностью; либо внутренние правила очень жестки, а нормы и ценности слишком завышены. Во втором случае человек не чувствует или не считает себя способным принимать решения, брать ответственность за возможные последствия, поскольку в случае неудачи наказание самого себя будет чрезмерно строгим. В таком случае у человека формируется страх ответственности. С точки зрения ответственности можно выделить два типа личности — зрелую и инфантильную. Инфантильность как еще один фактор, предрасполагающий к избыточным тревогам и страхам, предполагает сохранение в психике и стратегии поведения взрослого отдельных особенностей, присущих детскому периоду жизни. Это выражается в несамостоятельности решений и действий. Причем человек может быть весьма социализирован, занимать ответственные посты и руководить другими людьми, но в определенной сфере своей жизни испытывает чувство незащищенности и проявляет повышенную требовательность к заботе других о себе; часто оправдывает себя обстоятельствами, пытаясь таким образом избежать ответственности, которую приравнивает к наказанию. Проблема ответственности за свою жизнь и поведение тесно связана с понятием свободы личности. Одно определяет другое. Чувство собственной несвободы и подчиненности обстоятельствам и людям является мощным стрессовым фактором и может спровоцировать как хроническую тревогу и депрессию, так и панические атаки. Ценности и смысл жизни скрыто или осознанно присутствуют в жизни каждого человека. Дезориентация, вызванная крушением ценностей или потерей смысла жизни, может быть источником сильнейшей тревоги и приводить к развитию разных форм тре-вожно-фобических реакций. Погоню за иллюзорными образами и стилем, навязанными обществом потребления, стереотипами социума и глобализацией, многие ошибочно воспринимают как насыщенную и динамичную жизнь.Утомляемость, снижение концентрации внимания и перепады настроения, неспособность получать удовольствие от жизни — вот лишь некоторые последствия подобных ложных целей и устремлений. Эмоциональные расстройства — самое частое нарушение самочувствия в современном обществе, где на первом месте теперь стоят достижения, соответствие человека общественным стандартам и успех его карьеры.Чаще всего сильные эмоции и выраженные физиологические реакции организма, связанные с этими эмоциями, свойственны людям чувствительным и впечатлительным. К психологическим характеристикам, регулярно выявляемым у людей, испытывающих страх, относятся, помимо высокой чувствительности такие качества, как мнительность, требовательность и тревожность. Эти психологические особенности способствуют более частым и интенсивным эмоциональным переживаниям, служат почвой для тревожного и даже катастрофического характера ожидания отдельных трудных моментов жизни, сложностей и проблем. Причем реальные внешние опасности такие люди могут воспринимать весьма сдержанно или даже спокойно, действуя в критических ситуациях адекватно, собранно и четко. Для них большую угрозу представляют внутренние, «виртуальные» опасности — собственные прогнозы и ожидания. Из всего, что может случиться, такие люди обычно выбирают самое плохое (в силу своего максимализма не желая «размениваться на мелочи»), получая по определению безвыходную ситуацию, которую, для того «чтобы выжить», обязательно нужно разрешить. Мозг, в силу сложившейся ситуации, попадает в незаметную ловушку и «закипает» панической атакой в бессилии решить эту нерешаемую (так как это прогноз), но обязательную (из-за требования инстинкта самосохранения) для выполнения сверхзадачу.