Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЖИЗНЕННЫЕ ФАКТОРОВ, КОТОРЫЕ МОГУТ СПОСОБСТВОВАТЬ ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ ПРИСТУПОВ ПАНИКИ



К наиболее частым факторам, способствующим развитию страхов, относятся утомление (переутомление) и психическое на­пряжение. Утомление определяют как временное снижение работоспо­собности под влиянием длительных нагрузок. С физиологической точки зрения развитие утомления свидетельствует об истощении внутренних резервов организма и переходе его на менее эффек­тивные способы функционирования. Вследствие этого замедля­ется темп работы, нарушается точность, ритмичность и координа­ция движений.

С психологической точки зрения утомление это психическое состояние, в котором можно выделить следующие компоненты:

• чувство неуверенности в правильности действий, невозможность поддерживать работоспособность на прежнем уровне; расстройства внимания (снижение объема, нарушение процессов переключения и распределения, отвлекаемость); расстройства сенсорных процессов, снижение чувстви­тельности различных анализаторных систем;

• нарушение двигательных функций (замедление простых и сложных реакций выбора, расстройство сложных на­ выков; иногда с ростом утомления наблюдается пара­ доксальное ускорение двигательных реакций, которое сопровождается снижением их точности). В целом чело­век становится вялым, малоактивным или, наоборот,
хаотично активным;

• нарушения памяти (нарушение работы оперативной па­мяти, ухудшение процессов воспроизведения, затруд­нение извлечения информации из долговременной па­
мяти);

• функциональные нарушения мышления (поиск новых решений подменяется готовыми шаблонами и стан­дартными ответами); непродуктивная стереотипность, дезорганизация и неупорядоченность процесса мышле­ния;

• трансформация мотивов деятельности (деловая и со­держательная мотивация заменяется мотивами ухода от деятельности);

• ослабление воли (снижение выдержки, решительности, самообладания, самоконтроля, снижение настойчи­вости и целеустремленности);

• сонливость как результат охранительного торможения, в тоже время нарушения ночного сна (трудность засыпа­ния, чаще из-за мешающих мыслей и посторонних зву­ков, ночные и ранние пробуждения, трудность утрен­него пробуждения, чувство неудовлетворенности сном и отсутствие энергичности и бодрости утром).Состояние психической напряженности возникает в услож­ненных условиях деятельности, к которым относятся:• ограничение времени или других ресурсов на осущест­вление какой-либо важной задачи или выполнения значимой работы;ситуации повышенной ответственности — экзамены, соревнования, проверки, необходимость действовать в присутствии контролеров, начальства, критично на­строенных лиц;ситуации, угрожающие собственной жизни или жизни, здоровью близких людей;

• дефицит информации.

Следует также обратить внимание на такие факторы как фи­зическая активность, питание, сон и отдых.Недостаточная физическая активность, отсутствие возмож­ности выплеснуть накопившиеся эмоции путем физической раз­рядки и последующей физиологической релаксации является существенным и фактором в формировании тревожных и фоби-ческих реакций. Нерегулярное и нерациональное питание — тоже важный фи­зико-химический фактор, провоцирующий общее нервное воз­буждение, истощение и чрезмерную реактивность организма. Нарушения сна, отсутствие полноценного восстановления и качественного отдыха — фактор, способствующий формированию перевозбуждения и нервных срывов, готовящий почву для появ­ления страхов и паники. Проблема принятия ответственности может иметь два про­явления: либо у человека нет сформированной внутренней сис­темы ценностей и смыслов, осуществляющей контроль, регу­ляцию и управление деятельностью; либо внутренние правила очень жестки, а нормы и ценности слишком завышены. Во втором случае человек не чувствует или не считает себя способным при­нимать решения, брать ответственность за возможные последс­твия, поскольку в случае неудачи наказание самого себя будет чрезмерно строгим. В таком случае у человека формируется страх ответственности. С точки зрения ответственности можно выделить два типа личности — зрелую и инфантильную. Инфантильность как еще один фактор, предрасполагающий к избыточным тревогам и страхам, предполагает сохранение в психике и стратегии поведе­ния взрослого отдельных особенностей, присущих детскому пе­риоду жизни. Это выражается в несамостоятельности решений и действий. Причем человек может быть весьма социализирован, занимать ответственные посты и руководить другими людьми, но в определенной сфере своей жизни испытывает чувство незащи­щенности и проявляет повышенную требовательность к заботе других о себе; часто оправдывает себя обстоятельствами, пытаясь таким образом избежать ответственности, которую приравнивает к наказанию. Проблема ответственности за свою жизнь и поведение тесно связана с понятием свободы личности. Одно определяет другое. Чувство собственной несвободы и подчиненности обстоятельс­твам и людям является мощным стрессовым фактором и может спровоцировать как хроническую тревогу и депрессию, так и па­нические атаки. Ценности и смысл жизни скрыто или осознанно присутствуют в жизни каждого человека. Дезориентация, вызванная крушением ценностей или потерей смысла жизни, может быть источником сильнейшей тревоги и приводить к развитию разных форм тре-вожно-фобических реакций. Погоню за иллюзорными образами и стилем, навязанными обще­ством потребления, стереотипами социума и глобализацией, многие ошибочно воспринимают как насыщенную и динамичную жизнь.Утомляемость, снижение концентрации внимания и перепады на­строения, неспособность получать удовольствие от жизни — вот лишь некоторые последствия подобных ложных целей и устрем­лений. Эмоциональные расстройства — самое частое нарушение самочувствия в современном обществе, где на первом месте теперь стоят достижения, соответствие человека общественным стандар­там и успех его карьеры.Чаще всего сильные эмоции и выраженные физиологические реакции организма, связанные с этими эмоциями, свойственны людям чувствительным и впечатлительным. К психологическим характеристикам, регулярно выявляемым у людей, испытываю­щих страх, относятся, помимо высокой чувствительности такие качества, как мнительность, требовательность и тревожность. Эти психологические особенности способствуют более частым и ин­тенсивным эмоциональным переживаниям, служат почвой для тревожного и даже катастрофического характера ожидания отде­льных трудных моментов жизни, сложностей и проблем. Причем реальные внешние опасности такие люди могут воспринимать весьма сдержанно или даже спокойно, действуя в критических ситуациях адекватно, собранно и четко. Для них большую угрозу представляют внутренние, «виртуальные» опасности — собствен­ные прогнозы и ожидания. Из всего, что может случиться, такие люди обычно выбирают самое плохое (в силу своего максимализма не желая «размениваться на мелочи»), получая по определению безвыходную ситуацию, которую, для того «чтобы выжить», обя­зательно нужно разрешить. Мозг, в силу сложившейся ситуации, попадает в незаметную ловушку и «закипает» панической атакой в бессилии решить эту нерешаемую (так как это прогноз), но обязательную (из-за требования инстинкта самосохранения) для вы­полнения сверхзадачу.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.