«Абдуллах ибн аш-Шиххир рассказывал:«Я прибыл к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в составе делегации племени бану Амир. Мы обратились к нему: "О наш господин!" На это Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил:"Господин (ас-Сайид) — это Всевышний и Благословенный Аллах".Тогда мы сказали: "О самый достойный и великий из нас!" Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:"Говорите слова ваши, но будьте внимательны в своих высказываниях, чтобы не увлёк васшайтан"» (Ахмад, 4/24-25; Абу Дауд, 4806)».
Абдуллах ибн аш-Шиххир– это Абдуллах ибн аш-Шиххир ибн Ауф ибн Кааби Вакадани Курайши, он принял Ислам до открытия Мекки и был передатчиком хадисов из числа сподвижников, да будет доволен им Аллах.
Соответствие данной главы «Книге единобожия»:
В этой главе приходит разъяснение того, что единобожие не будет полным до тех пор, пока человек не будет сторониться тех слов, которые приводят к излишеству в отношении создания, и которые могут привести к ширку.
В этом хадисе пришел запрет на излишество в похвале и на использование слов и выражений, которые могут привести человека к ширку.
Пользы, извлекаемые из этого хадиса:
1. Указание на скромность Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его прекрасный этикет с его Господом.
2. Указание на запрет излишества в похвале и на обращение с излишней похвалой к человеку.
3. Указание на то, что истинное господство принадлежит Всевышнему Аллаху и на то, что следует оставлять похвалу с использованием слова «господин».
4. Указание на запрет излишества в словах и на то, что человек должен придерживаться умеренности в своих выражениях.
5. Указание на защиту единобожия от всего, что делает его недействительным, будь то слова или дела.
«Анас рассказывал: «Некоторые люди сказали:"О Посланник Аллаха! О лучший из нас и сын лучшего из нас! Господин наш и сын господина нашего!" Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил им: "О люди! Говорите слова ваши, но остерегайтесь обольщенияшайтана! Я — Мухаммад, раб Аллаха и Его Посланник. Мне не нравится, что вы превозносите меня выше того места, которое даровал мне Всевышний и Всемогущий Аллах"» (Ахмад, 3/153, 241; ан-Насаи «Амаль йауми ва ляйлята», 248, 249)».
В этом хадисе Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил хвалить его тем, чем его не описал Всевышний Аллах, оберегая единобожие и закрывая двери излишества, которые могут привести к ширку.
Пользы, извлекаемые из этого хадиса:
1. Указание на запрет излишества в похвале и подобных этому выражений, чтобы это не привело к ширку.
2. Указание на скромность Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и на его стремление к обережению вероубеждения от всего того, что делает ее недействительной или портит ее.
3. Указание на то, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, является рабом Аллаха и Его Посланником, и не владеет ничем, а также на то, что все дела принадлежат Всевышнему Аллаху.
4. Указание на предостережение от хитрости шайтана и на то, что шайтан может обольстить тем, что человек будет совершать что-то узаконенное, но постепенно переходить к излишеству в этом и дойти до чрезмерности, которая будет противоречить единобожию.
«Не ценили они Аллаха должным образом, а ведь вся земля в День воскресения будет всего лишь Пригоршней Его, а небеса будут свернуты Его Десницей. Пречист Он и превыше того, что они приобщают к Нему в сотоварищи»»(сура «аз-Зумар», аят 67).
Соответствие данной главы «Книге единобожия»:
Автор, да смилуется над ним Аллах, хотел закончить эту книгу данной главой, тексты которой будут указывать на величие Аллаха и на то, что все создания проявляют смиренность перед Ним. И все это указывает на то, что только Он один достоен поклонения и на то, что Он один описан совершенными атрибутами.
Мазхабом праведных предшественников в словах Всевышнего Аллаха «…земля в День воскресения будет всего лишь Пригоршней Его, а небеса будут свернуты Его Десницей…»было принятие данного аята так, как он есть, с убеждением в том, на что он указывает, без искажения и лишних вопросов. А хадисы и предания, которые приходят в данной главе после этого аята толкуют и разъясняют его смысл.
«Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, рассказывал:«Однажды к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришёл один из иудейских учёных и сказал: "О Мухаммад! Мы читаем, что Аллах в день Воскресения разместит небеса на одном пальце, земли — на другом, деревья — на третьем, воды — на четвёртом, богатства — на пятом, а все остальные Свои творения — на шестом, и скажет: "Я — Царь".Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, рассмеялся, соглашаясь со словами учёного, а затем прочитал аят: «Не ценили они Аллаха должным образом, а ведь вся земля в День воскресения будет всего лишь Пригоршней Его, а небеса будут свернуты Его Десницей»»(аль-Бухари, 4811; Муслим, 2786).
В версии у Муслима говорится:"...а горы и деревья — на пальце, затем потрясет ими и скажет: «Я — Царь. Я — Аллах»" (Муслим, 2786).
В версии же, приведённой аль-Бухари, говорится:«...разместит небеса на одном пальце, воды и землю — на другом, а все остальные Свои творения — на третьем...». (аль-Бухари, 4811, 7513).
Муслим приводит слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, переданные Ибн Умаром: «В день Воскресения Аллах свернёт небеса и возьмёт в Свою правую Руку, а затем скажет: "Я — Царь. Где же все высокомерные и заносчивые?" Затем Он свернёт все семь земель и возьмёт их в левую Руку и скажет: "Я — Царь. Где же все высокомерные и заносчивые?"» (Муслим, 2788).
Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал:«Семь небес и семь земель размещаются в Ладони Милосердного подобно горчичному зёрнышку в руке одного из вас» (См. «Тафсир Ибн Джарир», 24/25).
Пользы, извлекаемые из хадисов и аятов со всеми их версиями:
1. Указание на разъяснение величия Всевышнего Аллаха, свят Он и возвышен, и на то, насколько мелкими и ничтожными являются создания по сравнению с Ним.
2. Указание на то, что тот, кто придает сотоварищей Всевышнему Аллаху, не ценил Его должным образом, свят Он и пречист.
3. Указание на то, что у Аллаха есть Две Руки - правая и левая, что у Него есть Пальцы и что у Него есть Ладонь, в соответствии с Его величием, свят Он и возвышен.
4. Указание на то, что эти великие знания, которые были в Таурате остались у иудеев во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и что они не отрицали и не искажали это.
5. Указание на то, что Аллах, свят Он и пречист, Один является Владыкой всего, и на то, что владения всех исчезнут.
«Ибн Джарир, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Йунус рассказал мне от Ибн Уахба от Ибн Зайда от его отца хадис о том, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Семь небес по сравнению с Курси (Престолом), подобны семи дирхемам, брошенным на большую круглую площадь"»(см.: «Тафсир Ибн Джарир», 3/10; Абу аш-Шейх в «аль-‘Азама», 220).
Он же передал хадис Абу Зарра, который сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха сказал: "Курси (Престол) по сравнению с ‘Аршем (Троном) похож на железное колечко, брошенное в бескрайней пустыне"» (см.: «Тафсир Ибн Джарир», 3/10; Абу аш-Шейх в «аль-‘Азама», 2/587).
Эти хадисы указывают на величие Аллаха и полноту Его мощи, и силу Его владычества.
Пользы, извлекаемые из этих хадисов:
1. Указание на то, что Престол больше чем небеса, а Трон больше чем Престол.
2. Указание на величие Всевышнего Аллаха и полноту Его мощи.
3. Указание на то, что Престол и Трон это две разные вещи.
4. Указание на опровержение тем, кто утверждает, что под Престолом подразумевается власть или знания Аллаха.
«Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, передал: «Между первым и следующим небом — пятьсот лет. И далее расстояние от одного неба до другого составляет пятьсот лет. Между седьмым небом и Курси (Престолом) — пятьсот лет, а между Курси (Престолом) и водой — также пятьсот лет. ‘Арш (Трон) же находится над водой, а Аллах — над ‘Аршем (Троном), и ничто не скрыто от Него из деяний ваших».
Аль-‘Аббас ибн ‘Абд аль-Мутталиб рассказывал:«Однажды Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал нам:"Известно ли вам, каково расстояние между небом и землёй?"Мы ответили: "Это ведомо Аллаху и Его Посланнику". Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:"Между ними расстояние в пятьсот лет, а от каждого неба до следующего — также пятьсот лет. Каждое же небо также простирается на расстояние в пятьсот лет. Между седьмым небом и Троном лежит море, расстояние от дна до поверхности которого такое же, как между небом и землёй. Всевышний Аллах же находится над всем этим, и ничто не скрыто от Него из деяний сынов Адама"»(Абу Дауд 4723, Тирмизи 3317, Ибн Маджах 193, Ахмад в «Муснаде» 207, 206/1)».
В этих хадисах пришло разъяснение величия Всевышнего Аллаха и Его мощи, поражающее разум, и описание Его возвышенности над Его созданиями и то, что Он знает об их делах.
Пользы, извлекаемые из этих хадисов:
1. Указание на величие Аллаха, Его мощи и на то, что только Ему одному следует поклоняться.
2. Указание на разъяснение описаний тех тел, которые находятся над нами: их величия, широты и отдаленности друг от друга.
3. Указание на опровержение современных мировоззрений людей, которые не веруют, что есть Престол, Трон и которые возомнили, что над нами только космос и различные звезды.
4. Указание на то, что Аллах, свят Он и пречист, над Своими созданиями Своей Сущностью, в противоречие джахмитам, мутазилитам, ашаритам, которые отрицают, что Всевышний Аллах возвышен над своими созданиями.
5. Указание на описание Аллаха знанием, которое охватывает всякую вещь, не смотря на Его возвышенность над всеми созданиями.
6. Указание на узаконенность разъяснения этой великой сути людям, чтобы они знали величие Всевышнего Аллаха и знали Его мощь.
Аллах же знает лучше! Да благословит Аллах и приветствует нашего Пророка, всех его сподвижников, и тех, кто последовал за ним!
Просим Всевышнего Аллаха сделать эту работу искренней ради Его Лика, и сделать нас из тех, кто живет в соответствии с тем, что услышал, и принять эти дела от нас!
[2] То есть ночью упала звезда, и он спросил об этом.
[3] То есть причина того, что он не спал и видел упавшую звезду была не в том, что он молился ночью, а в том, что его ужалил паук или что-то другое.
[4] Тоже таби’ин, ученик ученых-сподвижников.
[5] Сподвижник.
[6] То есть тот, кто усвоил знание, которое дошло до него, в отличие от того, кто что-то делает без знания или от того, до кого доходят знания, но он не практикует их.
[7] То есть Аллах показал ему Судный день и то, что будет происходить в нем.
[8] Один из сподвижников.
[9] Сура «аль-А’раф», аят 138.
[10] Арабское слово «аль-‘Ид» взято из корня ‘ада, я‘уду, ‘аудан, что означает «возвращаться».
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “«аль-‘Ид» – это время сбора людей, которое может повторяться либо каждый год, либо каждую неделю, либо каждый месяц и т.д.”. См. “аль-Икътида” 1/441. В данном же констексте данное слово использовано Пророком, да благословит и приветствует его Аллах, в значении места сбора людей, куда они постоянно и периодически возращаются с целью обретения от него благодати и приближения к Аллаху.