- Торжественный выход на линейку в колонну по трое с четырёх сторон и занятие мест на исходных позициях, обозначенных мелом.
- Командиры отрядов сдают рапорт старшему вожатому (Отряд … на линейку, посвящённую открытию … лагерной смены построен. Рапорт сдавал командир … отряда …).
- Старший вожатый сдаёт рапорт начальнику лагеря и просит разрешения открыть лагерную смену.
- Поднятие флага (могут поднимать флаг отличившиеся ребята).
- Краткие поздравления и пожелания на смену начальника лагеря и гостей. (Дорогие друзья, мы рады приветствовать Вас на палубе нашего корабля, который скоро отправится в увлекательное путешествие по стране «ПроЧИТАЙка»).
- Творческая программа готовые концертные номера (визитные карточки отрядов).
- Вожатская песня, отряды подхватывают ее.
- Выход под музыку с линейки.
При подготовке педагоги уже в первый день начинают работу по определению названия, девиза, отрядной песни, выбору органов самоуправления.
Чтобы отряду было интересно готовиться к своему первому выступлению, перед ним ставится цель - «защита» названия отряда, объяснение, почему именно так назвали ребята свой отряд. При выборе названия и девиза педагоги ориентируют детей на то, что с этими атрибутами отряд будет отдыхать, соревноваться и сотрудничать с другими отрядами. А ведь нередко по названию судят о составе отряда.
Чтобы фестиваль визиток отряда был интересен всем, следует придерживаться определённых рамок: качественное и интересное выступление этого ранга не должно превышать 5 минут. Если отряд использует больше времени, то возможна потеря «изюминки» выступления.
Сценарий проведения церемонии открытия смены продумывается вместе с начальником смены.
Вечерний сбор отряда
Вечером вы обязательно собираетесь с отрядом и анализируете день, желательным условием вечерних сборов должно быть присутствие живого «огня» (свеча, лучше электронная – живая в помещении по технике безопасности запрещена), дети должны сидеть в кругу. Вечерний сбора отряда может проходить в различных формах:
Огонёк(это не анализ дня – это более развёрнутая форма общения с детьми с использованием легенд, притч, песен, рассказов, «ритуалов»)
Типы Огонька:
- знакомства (см. 1 день);
- конфликтный;
- тематический;
- прощания (см. 20 день);
- смотри день третий.
- Анализ дня (это анализ прошедшего дня, т.е. «разговор»)
- Вопросы с коллективным обсуждением:
- Что мне удалось сегодня и почему?
- Как можно использовать достигнутое?
- Что мне не удалось и почему?
- Что отняло у меня слишком много времени?
- Что я сделаю завтра для более рациональной работы?
(Вопросы необходимо распечатать, предварительно размножив по количеству детей (то есть распечатать каждый вопрос несколько раз или добавить ещё какие–то вопросы). Каждый ребёнок будет вытягивать одну бумажку с вопросом и отвечать на него. Если каждый ребёнок будет отвечать на все вопросы, то вы не уложитесь в отведённое время, и дети очень устанут.
Диагностика: методика «цветопись» (А. Лутошкин)(см. 1 день)
День 4 (Вдохновлять) «Славянская азбука»
Общий сбор лагеря
Общий сбор лагеря проводится для подведения итогов прошедшего дня, награждения отличившихся отрядов и объявления задания на день.
За выполнение задания отличившиеся отряды получают печати смены (большие).
Ведущий: здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Мы рады приветствовать вас на палубе нашего корабля, который скоро отправится в увлекательное путешествие по стране «ПроЧИТАЙка». Вы готовы путешествовать по бескрайнему океану приключений? (ответы детей). Сегодня нам предстоит отправиться на загадочный и древний остров «Азбуки».
Творческие мастерские
Смотри день третий.
Пляж/бассейн
В течение смены обязательны ежедневные приёмы солнечных ванн и купание детей в водоёмах. Дети один раз в день обязаны пребывать на пляже (у любого оборудованного водоёма для купания, в зависимости от местонахождения лагеря (море, река, озеро и т.д.). Купание и приём солнечных ванн также может проходить возле бассейна (при наличии его на территории лагеря).
Спортивные игры
Спорт в 21 веке является неотъемлемой частью жизни каждого человека. Дети должны максимально эмоционально разряжаться, а сделать это может простая спортивная игра: футбол, волейбол, теннис, различные игры с мячом и т.д. (участие ребёнка в спортивных играх допускается только с разрешения врача).
Танцы
Разучивание танцев для бала–маскарада:
¾ Вальс
¾ Вальс знакомств
¾ Гавот
¾ Галоп
¾ Падеграс
¾ Полонез
Отрядное дело
Отрядная работа включает в себя различные мероприятия и дела, проводимые вожатыми (или детьми под руководством вожатых), а также в данное время возможна работа с детьми по подготовке общелагерных мероприятий (репетиции).
Запланировать данную работу дети вместе с вожатым должны на отрядном деле «сбор – планирование».