Цель: ввести детей в программу смены, познакомить с правилами проживания в ДОЛ. Предлагается разбить дело на две части. Первая часть должны быть посвящена правилам и нормам, принятым в ДОЛ. На этом этапе предлагается обозначить следующие позиции: ДОЛ – это территория Дисциплины и Порядка (знакомство с основными правилами проживания); ДОЛ – это территория Здоровья (питание, режим дня, питьевой режим, двигательная активность, свежий воздух и т.д.); ДОЛ – это территория Добра и Дружбы (отношение людей друг к другу). ДОЛ – это территория Общения (знакомство с вожатским отрядом, администрацией лагеря).
Второй большой блок. ДОЛ – это территория Радостных и полезных Дел (знакомство с основными идеями программы, ее результатом). К его подготовке необходимо подойти со всей ответственностью, внимательно прочитав программу.
Внимание! Всем выступающим необходимо подготовить текст для озвучивания, научиться говорить четко, правильно расставляя интонации. Минимум отступлений, максимум слов о главном! Также в конце мероприятия можно провести учебную эвакуацию.
Учебная эвакуация (УЭ). Цель: обучение детей и персонала правильным действиям во время чрезвычайной ситуации.
Перед проведением УЭ необходимо закрепить ответственных за эвакуационные выходы. Расчет утверждается начальником лагеря, все сотрудники, ответственные за эвакуацию детей, должны расписаться в расчёте об ознакомлении. Начальник расчета назначается начальником лагеря. Инструктаж по плану действий во время оповещения о возникновении условного возгорания или другой ЧС проводится начальником лагеря совместно с начальником пожарного расчёта для персонала накануне. После проведения УЭ необходимо провести разбор правильности (неправильности) действий персонала, участников смены, составить акт о проведении УЭ (отв.: начальник расчета).
Логическим завершением общего сбора может быть общелагерная игра–соревнование. Помните, что если один вожатый из вашей пары учувствует в организации игры, то другой должен обязательно остаться с детьми. В первых мероприятиях от групп нельзя требовать слаженных командных действий. Обязательным условием должны быть веселье, успешность прохождения испытаний. Все это способствует формированию чувства «Мы». Желательно быть в группе. Примером такой игры может быть «Вертушка», «Разведчик» (разведка лагеря).
Разведка лагеря
Цель: игра помогает лучше познакомиться с территорией лагеря, его сотрудниками и другими отрядами.
1 вариант. Обратите внимание на форму – это коллективно–творческое дело, следовательно, итогом дела должен стать творческий продукт. Предлагается разделить отряд на несколько групп, предложить карточки с интересными вопросами о месторасположении помещений и объектов лагеря, о сотрудниках, правилах посещения тех или иных мест, ответы на которые они должны отыскать сами. Один отрядный вожатый находится на отрядном месте, второй стоит на одном из этапов (столовая, медпункт и т.д.), который будут посещать группы, и рассказывает полезную и интересную информацию. Вопросов не должно быть много, но они должны быть полезными. После окончания «Разведки» группам необходимо подготовить творческую презентацию своего приключения. Вопросы для карточек предлагается разработать творческой группе.
2 вариант. Пишете записки (например, сколько ступенек на крыльце в столовой или записка №2 находится так, где вы строитесь), в тихий час раскладываете их по лагерю. Делите отряд на 2 команды. Объясняете правила. Главное правило это то, что они РАЗВЕДЧИКИ, а не слонопотамы! Записки должны быть скрыты от посторонних глаз! Вручаете записку №1. Выигрывает та команда, которая быстрее и точнее справится с заданием!
Отрядам раздаются листы с вопросами, их задача ответить на них.
Примерные вопросы:
- сколько качелей на территории лагеря;
- как зовут главного медика;
- какого цвета глаза у физрука;
- сколько шагов от вашего корпуса до столовой;
- любимая футбольная команда директора;
- у кого из вожатых самые длинные волосы;
- и т.д.
ВАЖНО!
Предупредите ребят, что задавать вопросы нужно вежливо, общаться с людьми доброжелательно.
Итоги игры озвучиваются на общем (отрядном) сборе. Играйте с залом, пока все отряды не соберутся. Побуждайте детей аплодировать победителям.
Вернувшись на отрядное место, не забудьте попросить ребят поделиться впечатлениями. Проведите первый анализ дел.